Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни (Практикум делового человека)

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 9411

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DJVU
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

это расстраивало, других поражало и они с любопытством принимали вызов.
Человек с психологией неудачника рассматривает ошибку как конец неудавшегося действия. Он теряет цель из поля зрения и начинает искать виноватых.
Человек с психологией удачника в отличие от неудачника удивленно реагирует на происшедшую ошибку. И это препятствует тому, чтобы его энергия использовалась иначе, нежели для достижения поставленной цели. Удивленное "Дд нуГ психологически помогает ему подняться на ступеньку выше, и он вновь видит поставленную перед собой цель. Именно поэтому он способен учиться на собственных ошибках. Ошибки являются для него исходным пунктом для поиска новых решений и тем самым это не конец неудавшегося действия, а начало заинтересованного поиска нового пути к этой цели!
А теперь вопрос к вам, уважаемый читатель: не запрограммировали ли вас в процессе воспитания так, что ошибки вызывают у вас неприятные чувства? В этом случае вы сами будете расставлять препятствия на собственном пути из-за блокировки в мышлении. Ваша драгоценная энергия будет расходоваться на чувство фрустрации (от лат. frustratio — обман, неудача), которое вызывают у вас ошибки. Они вас ничему больше не научат, так как в прошлом от вас ожидали невозможного.
ЗАПОМНИТЕ: успехи без неудач и достижения без ошибок — это дни без ночей и горы без долин!
Что отсюда вытекает? Тонкая прямая линия без взлетов и падений, без каких-то характерных признаков лишена
жизненной силы! Точь-в-точь по принципу: "Лучший способ избежать ошибок — это вообще ничего не делать или по меньшей мере делать как можно меньше". С такой установкой можно сделать карьеру чиновника, но нельзя планировать по-настоящему больших успехов.
Как вы относитесь к тому, чтобы поразмыслить над сказанным? Посмотреть еще раз на ошибки глазами ребенка? Только тот, кто открыто и честно смотрит на допущенные ошибки (свои и чужие), может извлечь из этого пользу для себя.
ЗАПОМНИТЕ: ошибка — это превосходный источник моментов и прозрений. И тот, кто пытается их избежать, неизбежно подвергается фрустрации. Тот же, кто учится на ошибках, будет щедро вознагражден.
Подумайте немного над тем, о чем вы узнали в этой главе, прежде чем перейти к следующей.
Глава 4
Ваше чувство самооценки
Хотя чувство самооценки (ЧС) зависит от различных факторов, возьмем для нашего обсуждения только два, а именно: бытие (существование) и действие.
Итак, бытие и действие: ваше чувство самооценки в большой мере зависит от того, каково в данный момент ваше мироощущение и здоровье, или от того, добились ли вы в данный момент какого-то успеха или нет. Самое лучшее, когда оба этих состояния — бытие и действие — уравновешены. Однако выпадают часы и дни, когда просто так, без причины мы ощущаем радость бытия.
Если вы вспомните, в какие периоды чувствовали себя особенно хорошо или, наоборот, плохо, то в большинстве случаев вы, как правило, установите и причину этого. Чаще всего эта причина заключается в том, что вас раздражают действия какого-то человека или вы злитесь на самого себя за совершенную ошибку. Гораздо реже вы чувствуете себя просто хорошо, не зная причины этого, что связано с воспитанием.
Ребенку, нацеленному на какое-то действие, уделяется много внимания (в позитивном и негативном смысле). Внимательное наблюдение ведется именно за его действиями. И они либо поощряются, либо порицаются. То же самое делается и по отношению к взрослому: оцениваются именно его действия.
Реакцию на действия из окружающего мира понимаешь тогда, когда задумаешься: а за что тебя критикуют? Как показывают беседы с участниками семинаров, большинство из них выслушивали множество критических замечаний и очень мало похвал. Руководители обычно исходят из предположения, что если они не делают замечаний своим сотрудникам, то это означает, что они довольны их работой. (Этот вопрос мы еще будем рассматривать.)
Как ребенок, так и взрослый ощущают дефицит в своем бытии (существовании), если не получают оценку своих действий, и, стараясь компенсировать это, прибегают к усиленной деятельности. Стратегия человека может быть успешной, и в этом случае он сам создает чувство самооценки.
"Звезда" успеха
Ориентированные на действие и достигшие больших успехов читатели, несмотря на низкую самооценку, должны особенно внимательно проработать следующий материал. Припомните, как вы ответили на вопрос: как вы относитесь к ошибкам? Если вы очень раздражаетесь по поводу малейшей промашки, то даже при достижении больших успехов не ощущаете себя преуспевающим, потому что воспринимаете свои достижения через призму ПСИХО-ЛОГИКИ и неправильно их оцениваете. Тот, кого в детстве очень часто критиковали, подвержен впоследствии опасности неправильно оценивать свои хорошие и даже блестящие успехи. У такого человека создается впечатление, что он не способен сделать правильно хоть что-нибудь. Тем самым его внимание постоянно приковано к тем немногим ошибкам, которые он допускает, и он не ценит тех плюсов, которые помогают ему добиваться успехов. Все это искажает восприятие действительности.
Тот, кто постоянно пытается достичь совершенства, совершает определенную ошибку. Ведь каждое свое достижение он сравнивает с собственной недостижимой целью (совершенством), 100 %-ным результатом. Это значит, что каждое "недотягивание" до 100 % действует на него негативно.
Случай с одним поваром
Повар одного маленького семейного ресторана превосходно готовил, что подтверждало стабильное увеличение количества постоянных посетителей этого заведения. Но в детстве у этого повара был очень строгий отец, который постоянно его критиковал и почти никогда не хвалил. Единственной "похвалой" был взгляд признательности. Говорил же отец часто о том, какие недостатки следует сыну исправить. Не вызывает сомнения, что сам отец был полностью ориентирован на действие и просто не мог иначе действовать по отношению к своему сыну. Родители могут вырваться из этого порочного круга только в том случае, если поймут, что он существует.
Отношение отца наложило такой отпечаток на чувство самооценки будущего повара, что он позже воспринимал даже малейшие недостатки в своих действиях, а достижения, которые были налицо, — нет.
Давайте изобразим успехи и неудачи в процентах: 100% — совершенство; 50% — средние успехи; 0% — полная некомпетентность в данной области.
Будем исходить из того, что успехи большинства поваров (среднего уровня мастерства) соответствуют 50 % и что кулинарное искусство нашего повара заслуживает оценки 85 %. Но поскольку он ориентирован только на 100 % и считает ЭТО нормой, то своими результатами он недоволен.
Во время семинара мы довели до сознания повара, что его низкая самооценка, постоянное чувство неуверенности, неудачи, дискомфорта — всего лишь следствие искажения действительности, которое происходит по его вине! При самооценке он стал принимать во внимание и другие результаты: средние успехи, некомпетентность. В результате его самооценка значительно повысилась, что положительно сказалось на его настроении.
На этом примере вы видите, насколько сильно ваше восприятие действительности влияет на вашу жизнь. Ведь повар был хорошим знатоком своего дела, но он страдал от неправильного восприятия действительности до тех пор, пока не смог его изменить. Спустя несколько дней после семинара он написал мне письмо, в котором констатировал, что это повлияло на всю его жизнь. В нем, в частности, говорилось: "После семинара я вернулся домой и рассказал своей жене о том, как мне удалось изменить самооценку. "Наконец-то, — сказала она, — кто-то попытался тебе объяснить, что ты сам внушаешь себе, что у тебя не все в порядке!" Потом она взяла все мои свидетельства об окончании учебного заведения и сказала: "Прочти их в полной тишине!" Я перечитывал эти свидетельства, которые видел и раньше десятки раз, но все представало передо мной совершенно в ином свете. Неожиданно мне открылось, что формулировки моих учителей, мастера, моего прежнего шефа, когда они давали мне характеристику, очень похвальные! Мне тут же пришли на ум те многочисленные комплименты, которые говорили посетители нашего ресторана и которые раньше проходили мимо моего сознания".
Как видите, дорогой читатель, вы сами являетесь кузнецом своего счастья или несчастья! Вы оцениваете и судите себя прежде всего сами! Вы отбираете и выискиваете лишь такие детали, которые отвечают вашему сегодняшнему мировоззрению.
Вспомните эксперимент с наручными часами (см. гл. 1). В одном случае вы смотрите на то, который час, в другом — вас интересует, как устроен циферблат и т.д.
Поэтому разрешите мне еще раз подчеркнуть следующее: ваш интерес определяет, что вы будете воспринимать! Но через этот фильтр вашей ПСИХО-ЛОГИКИ проходят и комментарии окружающих вас людей. Сознательно перерабаты
вая информацию, повар слышал только критику. Теперь же ему стало ясно, что определенные аспекты окружающего его мира он просто отфильтровывал. А вы, уважаемый читатель? Что остается за вашими фильтрами? Какие позитивные сигналы из окружающего вас мира вы вытесняете из сознания, поскольку кажется, что они не вписываются в вашу негативную самооценку? Может быть, есть близкий человек, с которым вы могли бы обсудить эту тему? Ведь повару очень помог разговор с женой. Может быть, так будет и с вами?..
Заключение.
Неправильная негативная самооценка часто стимулирует человека к действиям и это может дать очень хорошие результаты, но только в том случае, если он в конце концов сумеет правильно оценить результаты своих действий. Это совсем не означает, что человек тут же начнет считать себя совершенством (как опасаются многие участники семинаров) , так как мы по-прежнему исходим из того, что ему ясно различие между достижениями и совершенством. Необходимо ясно представлять себе, где вы добились очевидных успехов, поскольку только в этом случае можно научиться развивать эти успехи, чтобы самосовершенствоваться.
Если не действует механизм компенсации ...
Как мы убедились, активные действия могут быть вполне разумной стратегией, позволяющей добиться успеха и радости в жизни (вместо того, чтобы страдать от "дыры в бытии" (существовании) и предаваться отчаянию). А если окружающие люди почти не признают успехов человека и не реагируют на его усилия и он не может добиться улучшения собственной самооценки?
Это, может быть, как раз тот случай, когда ребенка не хвалят, потому что он старается добиться успехов в тех областях, в которых бесталанен. Это, например, может случиться в ситуации, когда музыкально высокоодаренный ребенок удостаивается от фанатично нацеленного на спортивные достижения отца скудных похвал, в то время как на его врожденные таланты вообще не обращают внимания и поэтому они вскоре полностью зачахнут. Ребенок не добьется никаких успехов ни в той области, которую выбрал для него отец, ни в той забытой, где у него были явные способности.
И если человек, с одной стороны, воспитывается в ориентации на действие, а с другой стороны, не ощущает
признательности окружающих его людей, которая (психологически) нужна ему так же, как биологически пища, то эта ЖАЖДА ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ может привести к возникновению опасной ситуации, так как "дыра в бытии" (существовании) не может компенсироваться успехами (в действии).
Оказавшись в такой ситуации, человек пытается как-то помочь себе, хотя это и происходит, как правило, на уровне подсознания. Он предпринимает попытки компенсации действием, которые могут лишь препятствовать достижению истинного успеха! Надо хорошо знать, какие действия предпринять, ибо только тогда появится шанс двинуться другим путем. Может и другой человек помочь отыскать этот путь.
Защитные маневры психики
Так называемые защитные маневры психики — это, например, бегство в болезнь и агрессивность. Обратимся сначала к первому.
Бегство в болезнь
Так как "дыра в бытии" (существовании) доставляет душевную боль и не компенсируется признательностью за успехи в деятельности, человек предпринимает попытку выбраться из этой ситуации. Бегство в болезнь — прекрасная стратегия, так как о больном заботятся окружающие, и одновременно создается "законное" оправдание того, что человек в данный момент не должен добиваться никаких успехов. "Дыра в бытии" препятствует тому, чтобы человек жил "просто так", потому что это не требует никакого совершенствования. Мы же исходим из "дефицита в бытии"! Но бегство в болезнь поможет только на короткий период, поэтому такая стратегия не годится. Она будет подобна голу, забитому в собственные ворота.
И все-таки состояние вечно больного куда менее предосудительно, чем лодыря или неспособного. Так что даже хроническое бегство в болезнь может оказаться сравнительно разумной стратегией.
Агрессивность как форма защиты
Другой защитный маневр можно охарактеризовать как бегство в агрессивность. Этот путь предпочитают прежде всего те люди, которые, с одной стороны, не имеют возможности жить "просто так", а с другой стороны, они вошли в жизнь с очень сильными программами антислабости. Они действуют по принципу: "нападение — лучшая защита Слабость предосудительна, ее в любых случаях следует избегать. Мы никогда не должны забывать о том, что человек, у которого образовалась "дыра в бытии", страдает. Но показывать, что ему плохо, недопустимо для того, кто не может позволить себе демонстрацию собственной слабости. Поэтому душевная боль трансформируется у него в ярость, а ярость в агрессию, которую окружающие терпят!... Во время семинаров такие люди часто с восхищением говорят о тех, кто может стукнуть кулаком по столу и показать другим "где раки зимуют".
Однако тот, кто ищет спасения в агрессии, продолжает страдать. Если такой человек — руководитель, то его подчиненные, по его словам, нисколько не заинтересованы в работе, его соседи — плохие люди, у него непослушные дети и невыносимая жена, несносные клиенты, его друзья — скорее знакомые и т.д.
Вариант: игрок в "ударь меня"
Эрик Берне показал в своей книге "Игры для взрослых" стратегию, которую мы также должны причислить к оборонительным маневрам. Ее олицетворяет человек, который действует по принципу: "негативное внимание лучше, чем отсутствие оного" и регулярно вызывает на себя гнев окружающих. Все выглядит таким образом, говорит Берне, будто этот человек постоянно носит плакат с надписью "Ударь меня!" Ему, как правило, присущи опоздания, он не выполняет данных обещаний и др.
Это стратегия отчаявшегося человека, которому "дыра в бытии" доставляет такие страдания, что он их с огромным трудом переносит. Он не может добиться признательности окружающих его людей, так как выбрал неправильную стратегию действий, но не показывает вида, что у него не все в порядке. А люди считают, что если человек не канючит, то у него все в порядке. Но человеку трудно жить при подобном
отношении к себе. И он старается вынудить окружающих признать его. Похожим образом ведет себя ребенок, родители которого заняты гостями и не уделяют



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Ирина Кобевко. Не могу и не хочу это слушать! Почему?
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «О вопросах»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Прист С. Теории сознания.
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Притча «Корысть»
  • Что будет, если вам повезет?
  • Шипачева Елена. Шпаргалка для родителей
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • К чему снится гроб
  • Ешина Наталья Юрьевна. Эссе «Моя педагогическая философия»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Приворот на мужчину на расстоянии
  • К чему снится пожар?
  • Притча «Разнообразие»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Приворот белой магии
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Виктория Васильевна Искра. Статья на тему: «Эффективные формы работы с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья».
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Как нами манипулируют (Политическая психология).
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь