|
Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни (Практикум делового человека)Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 9415
Автор: Биркенбиль В.Ф.
Название: Как добиться успеха в жизни (Практикум делового человека) Формат: HTML, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Влияние может быть сознательным и бессознательным. Конечно, последнее обнаружить труднее, но уже при внимательном поиске существующих в нашем сознании программ "всплывают" неслыханные открытия! Это относится не только к позитивным программам, которые помогают добиться успеха (еще большего успеха), но и к тем, которые побуждают нас создавать препятствия на собственном пути.
Как вы относитесь к тому, чтобы, прежде чем перейти к следующей главе, еще раз поразмыслить над выводами настоящей и сделать какие-нибудь записи для себя? Возможно, вы захотите переосмыслить программы, которые важны для вашей жизни? (Все заповеди и запреты, твердые мнения, которых мы придерживаемся, — это тоже программы. Какие основные мысли определяют вашу жизнь и ваши представления о целях?) А может быть, есть и другой какой- либо аспект, который представляется вам важным? Следующей частью программы нашего семинара будет дискуссия в малых группах. Участники семинаров всегда отмечают, как важно было для них именно в этом месте еще раз задуматься над прочитанным. Если вы хотите получить пользу, то лучше сделать здесь небольшую паузу (возможно, подискутировать с другими людьми), прежде чем продолжить чтение. Ответьте на следующие вопросы: 1. Если реальная действительность представляется вам негативной, вы можете ее изменить? 2. Если вы до сих пор сознательно (бессознательно) в большинстве случаев исходили из того, что существует только одна реальность, вы можете пересмотреть свои взгляды? 3. Понять можно только то, что знаешь? 4. Можно ли получить впечатления "из вторых рук"? 5. Программы вежливости небезобидны? 6. Являются ли многие суждения типичными предрассудками? 7. Управляет ли ваша самооценка вашим поведением? 8. Какое влияние оказывает на вас био- и психо-логика — сознательное или бессознательное? Глава 3 Как вы можете повлиять на действительность? Здесь нам предстоит рассмотреть три вопроса. Первый — наше восприятие так называемых проблем и тесно связанное с ним толкование (объяснение) действительности. Второй — наша позиция ожидания, с которой мы подходим к ситуации. Третий — наша реакция, если что-то идет не так (не соответствует нашим ожиданиям). Последний вопрос, который мы обсудим, обозначен ключевым словом ОШИБКА, так как любую ситуацию, в которой мы допускаем ошибки, можно рассматривать как атаку на нашу позицию ожидания. Восприятие проблемы При определении вашей действительности мы касались вопроса: "Что такое проблема?". Вспомните определение понятия "проблема", которое вы записали. Возможно, вы вспомнили, что большинство участников наших семинаров начинали смеяться, когда сравнивали собственное определение проблемы с тем, которое дает толковый словарь. Приведу ниже примеры возможного состояния дел. Быть может, для кого-то они отразят существующее положение дел: • у меня есть проблема; • у меня много проблем; • у меня гораздо больше проблем, чем у X или Y; • мои проблемы более тяжелые, чем твои; • у меня меньше проблем, чем у тебя; • у меня прежде всего проблема нехватки времени; • у меня слишком много проблем и т.п. Определение проблемы, которое дают сначала участники наших семинаров, вновь и вновь показывает, что большинство людей становятся в этом случае жертвами речевого механизма. Давайте проанализируем предложение, которое лежит в основании всех этих высказываний: У меня есть проблема. Это предложение участники семинаров сначала считают "корректным" или "правильным". Но ведь факт, что наша индоевропейская структура языка направляет нас в заданное русло мышления и восприятия. Что вы имеете, если у вас есть проблема? Если это действительно так, то тогда уже проблема "имеет" вас! Если мы исходим из того, что проблема является чем-то, что можно иметь, то из этого вытекает, что она может существовать самостоятельно, вне нас. Это аналогия грамматической структуры "У меня есть машина", при которой я исхожу из того, что этот автомобиль, которым я владею, может существовать независимо от меня. Аналогичным образом обстоит дело, когда мы говорим: "У меня много (мало) денег". Но в предложениях "Мне страшно" (по-немецки это звучит как "у меня есть страх, я имею страх") или "У моего коллеги есть большая проблема" положение вещей совершенно другое! Что же в действительности произошло, прежде чем он "заимел" проблему? Давайте внимательно рассмотрим эту ситуацию: конкретный человек находится в конкретной ситуации, в которой он вполне конкретные аспекты окружающей его действительности воспринимает как проблемные и соответственно этому приклеивает к ним такие ярлыки (рис. 5). Если бы данный человек считал данный аспект положительным, то у него не было бы проблемы. Но поскольку он воспринимает его как отрицательный, то и ситуация кажется ему проблемной! Теперь вы поняли, почему мы так подробно занимались восприятием. Если психо-фильтр вашей психо-логики провоцирует вас к тому, что вы расцениваете многие аспекты вашей действительности как проблематичные, то у вас и "появляется" много проблем. Возмож- Аспект | Окружающий мир Рис. 5 но, вы даже думаете» что у вас гораздо больше проблем, чем у других людей. Возможно, вы возлагаете вину за это на судьбу, но вы сами можете внести огромный вклад в то, чтобы уже в скором времени снять ряд проблем. ЗАПОМНИТЕ: не существует проблем, есть лишь ситуации, которые вы сами характеризуете как проблематичные! Это следует выяснять в каждом конкретном случае. Используйте для этого, пожалуйста, метод ТРЕХ ШАГОВ. ПЕРВЫЙ ШАГ: установите, какой аспект ситуации превращает ее в проблему. ВТОРОЙ ШАГ: спросите себя, ПОЧЕМУ именно этот аспект такой "плохой" и что будет, если вы не овладеете ситуацией? ТРЕТИЙ ШАГ: спросите себя, можете ли вы ЛИЧНО предпринять что-то разумное, чтобы решить "проблему"? При ответе ДА — дополнительный вопрос: стоит ли игра свеч или в какой пропорции стоят предполагаемые усилия к ожидаемому результату? Тогда выполните то, что задумали. При ответе НЕТ перепроверьте ваше отношение к проблеме (смотри следующий раздел). Если вы будете использовать метод трех шагов в вашей повседневной жизни, результаты окажутся поразительными. Два примера, приведенные участниками наших семинаров, подтверждают это. Первый пример: проблема с экзаменом на аттестат зрелости Это интересный пример, поскольку все произошло в 1975 г. и процесс становления личности упомянутого в этом случае сына можно проследить на протяжении 16 лет. ПЕРВЫЙ ШАГ Отец: Мой сын отказывается сдавать экзамены на аттестат зрелости. ВТОРОЙ ШАГ Отец: У него есть все возможности для этого. Поэтому я полагаю, что он должен все-таки сдать экзамены! Тренер: Почему это так важно для вас? (Тренер — преподаватель, проводящий семинар. — Прим. пер.) Отец: Я хочу ему помочь. Тренер: Даже против его воли? Отец: Но ведь он вообще еще не знает, что хорошо для его будущего. Первый участник семинара: А вы это знаете? Второй участник семинара: Скажите, чем хочет заняться ваш сын, если он отказывается сдавать экзамен на аттестат зрелости? Отец (растерянно): Ну, точно я этого не знаю. Первый участник семинара: Что же в худшем случае может произойти, если вам не удастся заставить сына сдавать экзамен? Отец (тихо): Я был бы ужасно разочарован. Второй участник семинара: Может быть, было бы полезным установить, какие планы у вашего сына и есть ли у него вообще конкретные представления о будущем? В этом случае не потребовалось даже делать третий шаг. В тот же день отец поговорил с сыном и выяснил, что тот собирается стать ювелиром (после окончания восьмилетней школы. Восемь классов он заканчивает через несколько недель). Он уже подыскал место для обучения, поскольку в свободное время постоянно "отирался" у своего потенциального учителя, а потом начал помогать ему. Учитель согласен взять его в ученики. Но потом отец еще добавил: "Знаете, что меня больше всего тронуло: мой сын был близок к тому, чтобы расплакаться, потому что я интересовался ЕГО ситуацией, ЕГО желаниями, ЕГО надеждами, ЕГО будущим, вместо того чтобы излагать ему собственную точку зрения". Второй пример: так называемая проблема времени Предупреждение: многие участники семинаров не согласны с этим примером, поскольку считают, что он не относится к их проблеме времени, что их ситуация совершенно иная. Рассмотрим пример с господином Н. Он полагал, что у него колоссальная проблема нехватки времени. Его любимое изречение: "День должен состоять из 48 часов". Но когда он начал систематически анализировать проблему нехватки времени, то сразу сделал существенное открытие: с помощью метода трех шагов можно исследовать только ОДНУ проблему, а не все проблемы времени скопом. Господин Н. должен был выбрать какую-то специфическую ситуацию, что он и сделал. Привожу беседу, которая произошла во время нашего семинара. Описание первого и второго шагов сокращено, так как самым интересным был третий шаг. ПЕРВЫЙ ШАГ Господин Я.: Проблема заключается в том, чтобы вовремя поставить определенный товар. ВТОРОЙ ШАГ Господин Я.: Иначе.клиент будет очень зол. ТРЕТИЙ ШАГ Господин Я.: Я, конечно, мог бы попытаться объяснить клиенту свои затруднения, но на это тоже ушло бы время, которого у меня нет. Тренер: Кажется, у вас такие ситуации возникают часто? Господин Я.; Конечно, постоянно. Другой участник семинара: Но, наверное, этой ситуации предшествовала какая-то ошибка, возможно, при получении заказа на поставку? Господин Я.: Да, клиент настаивает на очень быстрой поставке товара, и для того чтобы не лишиться заказа, я обычно соглашаюсь. Еще один участник семинара: Тогда получается, что мы рассматриваем здесь мнимую проблему? Господин Я. (долго молчит, потом говорит, вздыхая): Кажется, это действительно так. Тренер: Итак, начнем с самого начала ... Именно такой результат очень важен. Иногда приходится несколько раз прослеживать весь цикл, прежде чем нападешь на след настоящей проблемы. Так Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|