Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни (Практикум делового человека)

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 9433

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DJVU
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

будет добиваться наивысших достижений в рамках своих способностей.
Американские авторы Питере и Уотермэн, авторы трудов о том, как добиться успеха в жизни, пишут очень логично в своей книге "В поисках выдающихся достижений": "Если с сотрудниками обращаться как с достойными уважения людьми, имеющими право слова и видящими смысл своей жизни в работе, если разрешить им участвовать в процессе принятия решений, то тем самым из рядовых людей можно сделать сотрудников, способных на очень высокие достижения. Они пойдут за "свою фирму" в огонь и в воду!"
В США уже многие годы проводится семинар под названием "Пигмалион в менеджменте". Прагматичные американцы уже давным-давно осознали, что могут означать для промышленности психологические знания, скрывающиеся за термином "эффект Пигмалиона". К сожалению, в Германии еще не "созрели" для использования этих ценных знаний. Меня всякий раз поражает, что большинство участников наших семинаров считают эту информацию совершенно новой для себя.
Между тем эффект Пигмалиона имеет значение не только для профессиональной деятельности. Многие дети неправильно программируются на всю жизнь, потому что родители или один из родителей, чье мнение преобладает в семье, постоянно им сигнализируют, что считают их неудачниками. Как много родителей, не раздумывая долго и не желая принести детям вреда, позволяют себе высказывания, подобные приводимым ниже: Ты это никоща не поймешь! Ты полностью неспособен к математике! Лучше всего, если ты станешь служащим, тебе не придется много "вкалывать", а на жизнь хватит! Если бы я действовал так же неумело, как ты, мы никогда не достигли бы такого высокого уровня жизни!
Детям, которых "программируют" таким образом, уготована фатальная судьба — испытать сбывающееся пророчество. Даже при хороших задатках из них ничего не выйдет! Поскольку, если пророчество, негативное или позитивное, при постоянном повторении закрепляется в подсознании, оно реализуется. Против этого программирования совершенно бессильна воля до тех пор, пока человек не осознает, что же с ним происходит.
В одной очень толковой книге, написанной американскими авторами доктором Маргрет Хеннинг и доктором Энн Джарден, под названием "Женщина и карьера" было исследовано, почему 25 женщин "доросли" до должностей вице-президентов американских концернов. Существенной предпосылкой профессионального успеха всех 25 женщин были отношения к ним отцов и четко выявленный эффект Пигмалиона. Цитата: "Отношения с отцом придали этим женщинам дополнительные качества. В детстве им дарились внимание, признание, поощрение, подтверждение их успехов. И это стало дополнительным источником ранней учебы, средством расширения их опыта, помогло им создать образец роли, с которой они смогли постепенно полностью идентифицировать себя. Все 25 женщин рассказали, что отцы способствовали их самоопределению. Для своих отцов они были такими девочками, которые были способны на большее, чем обычные дети".
Резюме. Давайте попробуем извлечь из эффекта Пигмалиона выводы для психологической повседневной практики человека, добившегося успеха. То, на что мы считаем способным человека, часто имеет решающее значение для его достижений, возможно, даже для всего его образа жизни. В этом случае мы говорим о самореализующемся пророчестве.
Если мы считаем человека, будь то наш ребенок, партнер по браку или сотрудник, способным на что-либо, то мы
эмоционально "вкладываем" в него больше, чем в других людей.
Люди, о которых у нас сложилось определенное представление, получают от нас гораздо больше фидбек (англ. — целенаправленное управление механическим или биологическим объектом). Мы посвящаем им гораздо больше времени, чем другим, к которым не проявляем интереса.
На людей, которых мы считаем симпатичными и высокоодаренными, наша реакция — похвала или порицание — оказывает гораздо более сильное и однозначное воздействие.
Если мы ожидаем от людей больших достижений, то мы оказываем им, часто бессознательно, большую помощь, чтобы они добились этих успехов. Так и понимается слово "менеджер" (управляющий) в американских фирмах, возглавляемых хорошими руководителями. Это означает не только раздачу указаний, но и помощь сотруднику, чтобы он мог справиться с поставленной перед ним задачей.
В начале этого раздела, посвященного эффекту Пигмалиона, упоминалось, что немного существует людей с чувством собственного "Я", или, выражаясь разговорным языком, "с характером". Что под этим подразумевалось, покажет заключительная восточная история.
Говорят, что с пророком Магамедом был такой случай: он пришел с одним из своих спутников в город, чтобы учить горожан. Скоро к нему присоединился один из приверженцев веры Магамеда и сказал: "Господин мой, в этом городе правит бал глупость! Все его жители на редкость твердолобы и ничему не хотят учиться. Тебе не удастся обратить в свою веру ни одно из этих каменных сердец". Пророк благосклонно сказал: "Ты прав". Вскоре к пророку, излучая радость, приблизился другой горожанин и заявил: "О мой господин, ты посетил счастливый город! Люди жаждут здесь правильного учения и сердца их открыты для твоего слова!" Магамед улыбнулся добродушно и вновь изрек: "Ты прав". "О господин, — вмешался тогда спутник пророка, — первому человеку ты сказал, что он прав; второму, который утверждает совершенно противоположное, ты тоже говоришь, что он прав. Но черное не может быть белым". Магамед возразил: "Каждый человек видит мир таким, какие ожидания он с ним связывает. Почему же я должен был возражать этим двум людям? Первый видит зло, второй — добро. Ты ведь не скажешь, что один из них видит неправильно, люди здесь, как и везде, злы и добры одновременно. Ничего лживого они мне не сообщили, их сведения были просто неполными" (Носсрат Песешкиан "Купец и попугай").
Глава 8
Действовать, используя специфику мозга
В этой главе я хочу посвятить вас в искусство действовать с использованием возможностей и специфики мозга. Представьте себе гонщика-велосипедиста, но не вполне обычного: он едет, используя только первую и вторую передачу, и при этом удивдяется, почему не выигрывает гонку. Конечно, это бессмысленный пример, но тем не менее это аналогия (сравнение). Что касается нашего мозга, то в использовании его возможностей мы напоминаем велогонщика: большинство из нас даже не осознали еще, что у мозга есть и третья, и четвертая скорость. Меня удивляет то, что люди изучают инструкцию по эксплуатации каждого нового электроприбора, но нисколько не интересуются тем, как работает их мозг (к которому не прикладывается инструкция).
Сегодня уже можно считать прописной истиной тот факт, что большинство людей не используют свой мозг оптимально, но что проку от тдкой констатации, если не узнаешь, как надо действовать, чтобы стать лучше (интеллектуальнее, раскрыть свои творческие способности). И человеку не сразу становится ясно, почему же наши возможности недопроявлены. Разве мы не получили более дифференцированное, чем столетие назад, школьное образование? Разве не должен каждый человек (по меньшей мере в нашей стране) уметь читать, писать и считать? Разве не имеют многие из нас дипломы или свидетельства об успешном окончании среднего учебного заведения или вуза? Как же связать в этом случае утверждение, что мы не полностью используем свой мозг, с приведенными фактами?
Наше школьное и профессиональное (университетское) образование совсем не оптимально с точки зрения использования возможностей мозга. Мы это еще увидим. И из этого вытекают типичные симптомы недовольства устройством своего мозга, например жалобы на плохую память. Конечно, всегда найдутся люди, которые используют свой мозг лучше среднего уровня, но мы в таком случае, как правило, предпо-
лагасм, что их мозг также лучше нашего. Мы считаем таких людей особо одаренными (или гениями).
ЗАПОМНИТЕ: до тех пор, пока вы рассматриваете людей, лучше использующих свой мозг, как "суперлюдей", т.е. как исключение, вы лишаете себя шансов встать вровень с ними.
Правда, есть действительно чрезвычайно одаренные люди, но это ничего не меняет в том факте, что большинство людей значительно "одареннее" действуют, если начинают наконец изучать и использовать механизм работы своего мозга. Давайте ближе познакомимся с мозгом, или, точнее говоря, с органами головы.
Старые и новые участки мозга
Если подходить хронологически, то в мозгу есть очень старые, древние участки. Те самые, которые мгновенно переключаются на борьбу или бегство, если мы находимся в состоянии стресса (при страхе, ярости, переутомлении, боли, болезни и т.д.).
Они обозначаются по Мак-Лину как РЕПТИЛЬНЫЙ МОЗГ. Над ним развилась группа участков мозга, которую обозначают как ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Она среднего
Мозг ГОМО САПИЕНСА

Рис. 17

Рис. 18
возраста. Это своеобразная "резиденция чувств", здесь "производятся" наши чувства. Любое возбуждение органов чувств, которое мы воспринимаем, проходит через эту лимбическую систему, прежде чем наше "сознание" вообще заметит, что мы собираемся что-то воспринимать. Поэтому объективное восприятие, если подходить к нему чисто БИОЛОГИЧЕСКИ, вообще невозможно. Кроме того, в мозгу существует еще кортекс, или большая кора головного мозга, отвечающая за интеллектуальные и творческие процессы ГО- МО САПИЕНС А (рис.17).
Если человек находится в ситуации дистресса, то две старые части мозга, сотрудничая, заботятся о том, что человеком овладевают чувства неудовольствия (страх, гнев, вина, зависть, ревность и т.д.), и о выбрасывании в кровь гормонов стресса (рис. 18).
Если человеческий организм переполнен гормонами стресса, то это препятствует возникновению "интеллигентных" реакций кортекса, что приводит к блокаде мышления. В этом случае реагирует не интеллигентный (рациональный) ГОМО САПИЕНС, а ГОРМО САПИЕНС.
В стране Ламрон
Несколько десятилетий тому назад антропологи открыли страну Ламрон, все жители которой могли ходить только на одной ноге, а именно на левой. Правда, разрешалось опираться на правую, но передвигаться только на левой. Если вы
представите себе все, чего не мог житель Ламрона (бегать, прыгать, танцевать, кататься на лыжах и т.д.), то поймете, каким огромным препятствием был для ламронцев данный обычай.
Если вы немного скептик в душе и поставите под сомнение существование страны Ламрон, то будете отчасти правы: с одной стороны, действительно не существует такой страны, где люди должны передвигаться с помощью одной ноги; с другой, Ламрон — аналогия того факта, что наш интеллигентный и творческий новый мозг (т.е. кортекс) состоит из двух половин, а мы, как правило, приучились в школе или вузе пользоваться исключительно одной, в то время как другая страдает от "мускульной атрофии", как правая нога Ламрон- ца. (Кстати, ламрон означает нормал, если читать в обратном порядке.)
Ламрон в мозгу
Если бы вы могли заглянуть в свою черепную коробку сверху, то увидели бы кортекс; он похож на лесной орех с извилиной между двумя половинами. Сравнение с ногами ламронца, конечно, немного "хромает". Если правая и левая ноги "равноценны", то "ноги" в мозгу (или половины мозга) имеют разное назначение.
Более наглядно можно объяснить это с помощью следующего сравнения: представьте себе, что в каждой половине мозга сидит специалист. Давайте, простоты ради, назовем этих "сотрудников" миссис Правая и мистер Левый. Давайте охарактеризуем их деятельность следующим образом: мистер Левый смотрит в микроскоп, а миссис Правая — в бинокль. Говоря другими словами, мистер Левый занимается аналитическими процессами, в то время как миссис Правая отвечает за синтез.
Мы знаем, что слово "анализ" означает разложение какой- либо вещи или проблемы на отдельные элементы, т.е. анализ приводит нас от большого целого к деталям, что и символизирует микроскоп. Слово "синтез", наоборот, неправильно переводится как искусственный (сравните: синтетические ткани). Но фактически синтез — это противоположность анализа: мы отталкиваемся от деталей и собираем их воедино, чтобы получить целое. Поэтому к синтезу относится как большой обзор (символом чего является бинокль), так и соединение отдельных элементов или мыслей для воссоздания общей картины. Эта картина может быть
уже знакомой или новой, в последнем случае мы называем процесс креативным (т.е. творческим). Но существует и другое существенное различие в механизме работы наших двух мозговых специалистов — способ переработки информации.
Переработка информации в голове
Знаете ли вы разницу между дигитальным и аналоговым компьютерами? Дигитальный компьютер перерабатывает отдельные знаки, например буквы, специальные знаки или цифры (цифра-дигит). Как правило, они должны выстраиваться линейно, по порядку друг за другом, чтобы получился "смысл". Так, мы должны, например, прибавлять одну букву за другой, чтобы получилось слово "ФРАУ" — Ф+Р+А+У (женщина). Но в китайском языке иероглиф "женщина" является самым "маленьким" модулем, из которого можно составлять другие слова.
Чисто дигитальный компьютер перерабатывает так называемые числовые и буквенные знаки, в то время как аналоговый компьютер предлагает нам аналогии. Аналогия — это информация, которая изображает другую информацию или проливает на нее свет или отображает. Иисус Христос прибегал в своих проповедях к аналогиям, так как они легки для восприятия (учитывают специфику мозга). Он ведь не мог тащить с собой на гору проектор или видеомагнитофон, чтобы предложить людям "настоящие" картины. Поэтому он "рисовал" картины с помощью слов, используя сравнения и аналогии. Когда он сравнивал человека с семенем пшеницы, то это и была аналогия. Все, что Христос говорил о семени пшеницы, относилось одновременно и к человеку, уподобленному этому злаку.
Вспомните ночь после выборов. Ранее данные о результатах голосования давали нам дигитальные компьютеры, т.е. вначале шли слова (ХДС-ХСС, СДПГ и т.д.), а потом уже цифры (39, 42 %). Зритель должен был сам попытаться составить себе представление о результатах выборов. И чем точнее была эта картина, навеянная телевизионной передачей о выборах, тем быстрее он мог "осознать*1 ряды цифр. Сегодня ту же самую информацию мы получаем от аналоговых компьютеров: разноцветные колонки тотчас же дают нам представление о результатах.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Кирилл Стасевич. Почему люди убивают по приказу. Эсксперимент Милгрэма
  • Дорогина Анастасия Александровна. Консультация для родителей и педагогов «Чудодейственный эффект Пигмалиона»
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Почему люди повторяют одни и те же глупости?
  • Пользователи Facebook и Twitter страдают от «синдрома отмены»
  • Притча «Четыре голубые ленточки»
  • Что поможет вам справиться с гневом и востановить равновесие
  • Притча «Счастливые люди»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • В поисках спутника жизни не пропустите близнеца
  • Переход в другую комнату вызывает забывчивость
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Притча «Доверие»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Эрих Фром говорил…
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Гадание по дате рождения
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Притча «Урод То»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • 10 признаков умных людей
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Практика»
  • Притча «Зерно пшеницы»
  • Притча «Надежда»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Притча «Тень жизни»
  • Притча «Плотник и его дом»
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь