Почему люди повторяют одни и те же глупости?

Категория: Статьи » Психология | Просмотров: 1520

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Представленные ниже психологические феномены помогут понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, и самим стать лучше, рациональнее.

Эффект Прэтфелла. Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше.
Обычно, когда люди хотят произвести на кого-то впечатление, то демонстрируют лучшие свои стороны. Оказывается зря: исследования показывают, что напротив, демонстрация своей уязвимости и слабости в большей степени располагает к вам людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.
Стесняться и делать глупости во время первого знакомства – проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.
Ошибаться на людях – это нормально и полезно, но только до тех пор, пока ваши ошибки не приносят ущерба окружающим.

Эффект Пигмалиона. Большие ожидания увеличивают производительность.
Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?
Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.
“Ваши ожидания создают вашу реальность”, – заключает он.
Если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.

Парадокс выбора. Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением.
Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.
Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим — один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.
Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.

Эффект свидетеля. Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет.
Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самарянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.
Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом – толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”. Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.
Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников. 85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%. Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.
В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.

Spotlight Effect. Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей.
Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.
Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете. А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

Эффект фокусировки. Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман
Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает 4000 грн в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но она минимальна. Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где большее 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей Нью-Йорка или Чикаго.
Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.
Для борьбы с этим психологическим эффектом придется усвоить одну аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Когда люди ссорятся»
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • 10 признаков умных людей
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Музейный смотритель»
  • Хелен Эдвардс. Секреты успешных продаж: психологические уловки в супермаркетах
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Притча «Когда кормить собаку»
  • Что будет, если вам повезет?
  • Притча «Тень жизни»
  • Графический тест личности
  • Притча «Ни о чем не жалейте»
  • Притча «Чем больше, тем лучше»
  • Притча «Полезный и бесполезный»
  • Кое-что об отношениях людей
  • Знакомство со своей Тенью
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Почему разговоры по мобильному раздражают окружающих?
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Оптимисты живут дольше
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Притча «Дороги назад может и не быть»
  • Притча «Чем я лучше других?»
  • Ученые опровергли «эффект свидетеля» (эффект Дженовезе)
  • Притча «Если бы»
  • Чем меньше женщину мы любим, тем ей интереснее
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Что поможет вам справиться с гневом и востановить равновесие
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Притча «Есть ли что, кроме нее...»
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Честертон Г.К. ОМАР ХАЙЯМ И СВЯЩЕННОЕ ВИНО
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Страх перед боссом: 4 причины не бояться шефа
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Как опрашивать (интервьюировать) взрослого? Схема интервью с взрослыми в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
  • Александр Король. Управление вниманием и саморазвитие
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь