Кирилл Стасевич. Почему люди убивают по приказу. Эсксперимент Милгрэма

Знаменитый эксперимент Милгрэма знают даже далекие от психологии люди. Справедливости ради стоит уточнить, что собственно экспериментов было несколько, и с разными условиями, но в основном они были об одном и том же: как человек, подчиняясь авторитету, может причинить боль другому, и даже убить его.

эксперимент Милгрэма

Стэнли Милгрэм, работавший в том время в Йельском университете, говорил, что идея таких исследований пришла к нему после знакомства с материалами суда над нацистскими преступниками — когда выяснилось, что это были не патологические садисты, а обычные люди, которые «просто выполняли свой долг».

Эксперимент состоял в следующем: человека просили помочь в опыте, цель которого была якобы в изучении влияния боли на память. Некто за стеной (специальный актер) должен был отвечать на вопросы психолога, а «помощник» должен был бить его электрическим током за каждый неправильный ответ, причем напряжение с какого-то момента начинало повышаться, доходя до 450 В.

Варианты поведения пытаемого за стенкой были самые разные, в одном случае он просто стучал в стену, когда ему якобы делалось нехорошо, в другом были слышны крики и просьбы прекратить (бывало и так, после воплей и очередного повышения тока за стенкой наступала «мертвая тишина»). Настоящий участник эксперимента — тот, который включал ток — никакому давлению не подвергался, просто человек в белом халате вежливо просил его продолжать безо всяких личных угроз, уверяя время от времени, что всю ответственность за происходящее берет на себя он, руководитель исследований. Разумеется, не все люди доводили дело, что называется, до конца, некоторые вообще отказывались от дальнейшего участия, когда напряжение повышалось до более-менее значительного уровня — однако больше половины испытуемых продолжали пытку до упора.

Впервые все это было описано в 1963 году в статье Милгрэма, потом полученные результаты неоднократно перепроверяли, пытаясь найти слабое место в условиях эксперимента. Доля тех, кто доходил до конца опыта, варьировала раз от разу, но все равно таких было слишком много. Сам Милгрэм объяснял готовность запытать ближнего своего влиянием авторитета. И действительно: в непосредственном присутствии человека в белом халате люди с большей готовностью продолжали включать ток, чем, например, если ими руководили по телефону. (Подробности проверок и перепроверок милгрэмовских результатов мы здесь приводить не будем: они многократно описаны, и найти их не составляет труда.) Но, если принять «авторитетное» объяснение, все равно остается вопрос: почему авторитет так действует?

Ответ на него отчасти дает исследование Патрика Хаггарда (Patrick Haggard) из Университетского колледжа Лондона и его коллег из Свободного университета Брюсселя. В новом варианте эксперимента все были на виду друг у друга: добровольцы садились за один стол, а экспериментатор стоял рядом (поскольку непосредственным экспериментатором была женщина, то и участники эксперимента тоже были женщины).

эксперимент Милгрэма
В этом тесте «агент» может бить током или брать деньги у «жертвы» либо по приказу, либо по собственному выбору. Рис. из Current Biology (2016 г.)

На столе стояло устройство с парой кнопок. Одна из участниц эксперимента нажимала на кнопку, с другой же либо ничего не происходило, либо — в одном случае — у нее отбирали некую часть денег (перед началом эксперимента каждой выдавали по 20 фунтов), либо — в другом случае — она получала удар током в руку. Роли жертвы и «того, кто нажимает на кнопку» менялись, то есть один и тот же человек успевал побыть по обе стороны стола. Роль исследователя сводилась к тому, что она либо прямо указывала, что нужно сделать (то есть какую кнопку нажать), либо специально отворачивалась, предоставляя сидящим за столом свободу действий.

эксперимент Милгрэма
В этом тесте «агент» не находится под пристальным наблюдением авторитетной фигуры. Он может бить током или брать деньги у «жертвы», если захочет. Рис. из Current Biology (2016 г.)

Цель этого сложноустроенного опыта была в том, чтобы понять, как связано с «милгрэмовскими» результатами сознание человеком собственной ответственности. Непосредственно засечь ощущение личной ответственности за сделанное довольно трудно, но можно: известно, что если человек действовал по внутреннему убеждению, в соответствии со своей волей, то ему кажется, что между действием и результатом проходит немного времени.

А вот если он действовал не по своей воле, то субъективное время между действием и результатом увеличивается. В данном случае нажатие кнопки сопровождалось звуковым сигналом, который звучал чуть погодя, и вот кажущаяся длительность этого «чуть погодя» говорила о том, насколько участница эксперимента считает себя ответственной за то, что она сделала с напарницей.

И вот, как пишут авторы работы в Current Biology, оказалось, что выполнение приказа действительно снимало ответственность — то есть человек, который его выполнял, склонен был считать, что «это не он», что он просто выполняет чужую волю. Косвенно о том же самом говорили и данные электроэнцефалографии: судя по рисунку электрических ритмов, мозг, получив приказ, не слишком думал о последствиях поступка.

Такого следовало ожидать, однако самое примечательное — и, вероятно, неожиданное — было то, что такой отказ от собственной воли случался независимо от кнопки, которую надо было нажать. То есть экспериментатор просила нажать «денежную» кнопку, или «электрическую» кнопку, или «ноль»-кнопку — все равно ответственность за совершаемое у исполнителя снижалась.

Можно было бы ожидать, что такой эффект будет иметь место только в этически сомнительных случаях, когда речь идет о том, чтобы причинить боль другому, чтобы сделать другому то, чего не желаешь себе — как если бы человек, защищаясь от внутреннего конфликта с авторитетом, выстраивал бы себе моральное убежище, представляя себя игрушкой в чужих руках. Однако, как видим, индивидуум склонен снимать с себя ответственность независимо от содержания приказа, и это можно увидеть даже с помощью ЭЭГ.

С одной стороны, новое исследование углубляет понимание результатов Милгрэма, с другой — ничего обнадеживающего они в себе не несут: получается, что приказ убить и приказ передвинуть с места на место шкаф на каком-то нейропсихологическом уровне у исполнителя не отличаются друг от друга. Однако заметим, что для полноты картины в описанном эксперименте не хватает приказа сделать добро — было бы интересно, что называется, взглянуть.

Наука и жизнь

31.03.2016

Просмотров: 182
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Кирилл Стасевич. С интернетом люди чувствуют себя умнее
  • © Татьяна Громова. Почему люди и шимпанзе убивают себе подобных
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Георгий Почепцов. Новые подходы к анализу социосистем: есть ли здесь место ценностям?
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Любовь Латыпова. Спать просто обожаю! Решение психологических проблем с помощью сна
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Кирилл Стасевич. Зависимость от соцсетей: почему мы все время возвращаемся в Фейсбук
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Человек пьет кофе так же, как управляет своим временем
  • Тит Нат Хан. Медитация: как найти гармонию внутри себя
  • Михель Гофман. Деньги — не средство, а цель жизни. Роль денег в Западной культуре
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Сергей Юрченко. Человек, Бог и Смерть. Происхождение религии, магии и мистицизма
  • Почему люди хронически лгут
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Психологи объясняют, почему люди несчастны
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь