Ридлер Билл. Понимание себя и других.

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 35002

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Меньше, чем за две минуты, А вызвали у Б чувство мести и желание расквитаться с врагом. У них это получилось очень просто. Они заставили Б почувствовать свою БЕСПОМОЩНОСТЬ!
То же самое происходит между взрослыми и детьми. Когда человек чувствует себя бессильным, ему хочется отомстить.
Вспомните случай из своего детства или взрослой жизни, когда кто-то проявлял свою силу по отношению к вам, и вы чувствовали себя загнанными в угол. Что вам хотелось тогда сделать, если бы вы смогли вывернуться? Может, вам хотелось всячески его обзывать, или ударить его в ответ, или унизить его перед друзьями?
«МСТИТЬ? Я?»
Мы причиняли бы себе меньше бед, если бы признавались себе в своем желании отомстить. Однако для того, чтобы окружающие не думали о нас плохо (люди, которые мстят, рискуют потерять свое общественное положение) и чтобы не опуститься в своих собственных глазах (трудно поддерживать высокое мнение о себе, когда знаешь, что тратишь энергию на то, чтобы сделать другому больно), мы предпочитаем не знать о том, что хотим отомстить. Если бы мы знали, что хотим с кем-то расквитаться, мы запятнали бы свою совесть.
Мы не мучаемся угрызениями совести для предотвращения плохих поступков, мы приберегаем ее, чтобы после убедить себя в том, что вели себя хорошо. Если бы мы всегда пользовались совестью по назначению, а не превращали ее в алиби, это помешало бы намвести себя плохо.
К сожалению, мы редко так поступаем. Вместо этого мы хотим ничего об этом не знать.
Неведение
Точно так же, как человек, который заставляет вас почувствовать свою беспомощность, «не ведает, что творит», вы часто предпочитаете не осознавать своих действий по отношению к окружающим. На са-
99
мом деле мы редко осознаем свои ИСТИННЫЕ намерения. Мы почти всегда думаем, что хотим сделать хорошо даже тогда, когда действуем в угоду своим самым эгоистическим желаниям.
Поздно идти на попятную
Шестнадцатилетняя Сьюзен забеременела. Когда мы спросили ее, почему ни она, ни Том не позаботились о противозачаточных средствах, Сью сказала: «Мы не хотели заходить так далеко. Мы просто сидели в машине и целовались. Одно ведет к другому. Когда мы опомнились, пути назад уже не было».
От того, что Сьюзен говорит о своих хороших намерениях, ее беременность не исчезает. Ее непонимание происходящего создает дополнительные проблемы. Если бы она и Том смело признались бы в своем желании заняться сексом, они, по крайней мере, смогли бы предохраниться и избежать беременности. Но как они могли делать что-то, готовясь к половому акту, и утверждать, что они не собирались делать «ничего такого»?
Если бы они осознавали свои намерения, то по-другому взглянули бы на свою сексуальность. Том и Сью поняли бы, что жертвуют своим достоинством в угоду мимолетному наслаждению. Вместо этого они пошли дальше, не осознавая своих намерений и перекладывая вину за результат на свою физиологию. Они заявили, что идти на попятную было уже поздно.
Существует ли на самом деле поворотный момент? Что, если бы они оказались дома, на диване? И начали бы с невинных поцелуев? Одно за другим, и вот они уже зашли «слишком далеко». А вдруг в этот момент неожиданно появляются родители Сьюзен? Вы думаете, Том и Сью не смогли бы остановиться и продолжали бы еще 15 минут? Тогда это был бы случай, когда действительно «уже поздно»! Может, эта «невозможность вернуться назад» существует, только если это удобно?
В какие моменты вы заявляете, что перешли черту, откуда уже нельзя вернуться назад? Когда вы утверждаете, что не вольны в своих действиях и не можете распоряжаться ситуацией? Случалось ли вам когда-нибудь говорить такое:
«Мне очень жаль. Я не хотел...»
(Подтекст: «Я не собирался вас обманывать. Пожалуйста, не мстите мне».)
«Я ничего не мог поделать».
(Подтекст: «Яне хотел делать того, что сделал, но мое тело не слушалось, и оно сделало за меня то, чего я не хотел. Значит, я не виноват».)
«На самом деле я хотел сказать...»
(Подтекст: «Мой язык не слушается головы».)
100
«Извините, но я не мог».
(Подтекст: «Я хотел прийти, но что-то держит меня и не позволяет мне принимать свои собственные решения».)
«Мне нужно идти».
(Подтекст: «Яхотел бы остаться, но если сейчас не уйду, то умру».)
«Я не в силах управлять собой».
(Подтекст: «На самом деле во мне живут два человека: я и я сам. Я — это мое настоящее я, оно хорошее и всегда хочет делать правильные вещи. Я сам — больше меня, и его очень трудно контролировать. Я сам — плохой, так что, если что-нибудь не так, ищите его и оставьте меня в покое».)
«Черт меня попутал...»
(Подтекст: «Злые силы управляют моей жизнью».)
«Яхотел, но...»
(Подтекст: «Забудьте все, что я до этого сказал, — вот настоящая правда».)
«Ясобирался, но...»
(Подтекст: «Судите обо мне по моим намерениям, а не по поступкам».)
«У меня все валится из рук».
(Подтекст: «Если бы у меня хватка была посильнее, я всегда все делал бы правильно».)
Отметьте, что в каждой их этих фраз говорится о благих намерениях, которые не выполняются из-за какой-то силы, которая не поддается управлению. В любом случае человек не отвечает за то, что он сказал или сделал. Как бы окружающие стали воспринимать вас, если бы вы вместо вышеприведенных фраз говорили следующее.
Вместо «Извините» скажите: «Яне подумал о вас, когда это делал. Как я могу загладить свою вину перед вами? Что мне для вас сделать?»
Вместо «Я ничего не мог поделать» скажите: «Я не потрудился себя обезопасить».
Вместо «На самом деле я хотел сказать...» скажите: «Янедостаточно ясно выразился».
Вместо «Извините, но я не могу...» скажите: «Я не приду».
Вместо «Мне нужно идти» скажите: «Я хочу уйти».
Вместо «Я не в силах управлять собой» скажите: «Я мог и ошибиться».
Вместо «Черт меня попутал» скажите: «Да, я сделал это».
Вместо «Яхотел, но...» скажите: «Яхочу».
Вместо «У меня все валится из рук» скажите: «Яне справился и был недостаточно внимателен».
Отметьте, что каждая из этих фраз передает ответственность, уверенность, силу и желание исправить свои собственные ошибки.
101
Поскольку нам самим придется расплачиваться за свои ошибки, независимо от того, что думают о нас другие, почему бы не взглянуть на наши неудачи глазами ответственного и уверенного в себе человека?
Признание причиненного вреда
Есть еще одно преимущество в использовании этих ответственных фраз. Если мы не боимся признаться в своей неправоте, нам легче понять свои подсознательные намерения.
Попробуйте задать себе такой вопрос: «Интересно, что я сейчас делаю — пытаюсь улучшить ситуацию или свести счеты?» Если после этого вам сильно захочется доказать себе, что вы совсем не хотите кому-то мстить, то, вероятно, вы на самом деле собираетесь именно мстить. Попытайтесь взять на себя ответственность за результаты, вместо того чтобы заявлять о своих благих намерениях. Скажите себе: «Интересно, сумею ли я убедить этого человека сотрудничать со мной, или же ему захочется отомстить мне?» Затем следите за его реакцией, как он воспримет ваши слова или действия. Станет ли он вам ближе или обидится на вас. Затем, судя по результату, вы узнаете, чего добились.
Однажды Джек и Сью сидели в гостиной, и Сью сказала: «Разве это не здорово?»
Джек саркастически ответил: «О, конечно, это будет здорово. Ради Бога, о чем ты говоришь?»
Позднее, после того как Сью объяснила, что она имела в виду, Джеку захотелось поговорить с ней о ее ошибке. Он собирался спросить: «Сью, ты понимаешь, что сказала только половину фразы? Ты — преуспевающая деловая женщина и не можешь даже закончить предложение. Тебе надо поработать над собой».
Но, прежде чем произнести это вслух, он спросил себя: «Интересно, пытаюсь ли я помочь Сьюзи или я хочу обидеть ее?» Он подумал: «Интересно посмотреть, разозлит ли ее то, что я скажу, или поможет?»
Неожиданно, после того как он взял на себя ответственность за результат, он заметил, что уделяет гораздо больше внимания тому, что собирается сказать. «Может, мне следует спросить, не нуждается ли она в моем совете?.. Нет, это не поможет. А может, лучше сказать ей, что я заметил кое-что, над чем ей следовало бы поработать?.. Нет, это может обидеть ее!» Он скорее думал о том, как она будет реагировать, нежели о ее недостатке. В конце концов он решил сказать: «Сью, я заметил, что несколько минут назад довольно едко ответил тебе, и мне хотелось бы знать, не чувствуешь ли ты себя плохо после этого?»
Он был совершенно не готов к ее ответу. Слова Сью заставили его по-новому взглянуть на ситуацию. Она сказала: «Конечно, да. Мне всегда нравилось, что мы с тобой так похожи и одинаково думаем. Рань-
102
ше мы были настолько близки, что понимали друг друга с полуслова. Каждый точно знал, о чем думает другой. Кажется, в последнее время это куда-то ушло. И мне этого не хватает».
Она была права! На самом деле, когда она сказала: «Разве это не здорово? », он знал, о чем она говорит. Благодаря тому, что он взял на себя ответственность за результат, он не только смог сохранить отношения с женой, не обижая ее, но и с ее помощью понял, как сам создавал дистанцию.
Тем, что вы берете ответственность за результат, вы вдохновляете себя на более ответственное поведение.
Избавиться от своей мстительности
Если у нас хватило смелости признаться себе в своих мстительных побуждениях, мы сможем много сделать, чтобы избавиться от своей мстительно сти.
Скотт на 10 минут опоздал на занятие, которое он проводил вместе с Дон. Он задержался на консультации. У одного из его клиентов наметился заметный прогресс, и он продлил сеанс на 10 минут. А за несколько недель до этого они вместе с Дон заключили соглашение, что он не будет опаздывать и ей не придется начинать занятия для родителей в одиночку. Да, он нарушил это соглашение, но по уважительной причине!
Скотт сел рядом с Дон. Она на него даже не взглянула. Она решила с ним не разговаривать. Было видно, что ей хочется отомстить ему. Хотя Скотт заслуживал подобного отношения, все равно это ему не понравилось. Он не думал о том, что нарушил обещание. Скотт только видел неуважительное отношение с ее стороны. Он решил показать ей, как она ему противна.
Вдруг через пять минут Дон изменилась. Она посмотрела на Скотта и улыбнулась.
В перерыве она отвела его в сторону и сказала: «Я здорово разозлилась за опоздание. Но потом решила, что не хочу разрушать наши деловые отношения своей местью. Вместо этого я хочу, чтобы ты сделал для меня что-нибудь приятное сегодня или завтра. Это не должно быть большим — просто сюрприз».
Скотт был в восторге. Она разрешила ему быть человеком и совершать ошибки. Она все равно уважает его, и все, что ему нужно сделать, — это загладить свою вину. Он почувствовал к Дон такую симпатию, что решил сделать ей подарок.
Скотт уже не помнит, что он такого для нее сделал. Но с тех пор он всегда пользуется этим методом. Это отличный способ избавиться от своей мстительности.
Два шага для избавления от чужой мстительности
Давайте предположим, что кто-то причинил вам боль и вы соверши-
103
ли ошибку, обидев этого человека и унизив его в ответ. А теперь, осознав свой поступок, вы хотите наладить отношения, а он — нет. Из-за прошлых обид вы все еще хотите ему отомстить. Даже если вы уже готовы отступить, вам еще не очень-то хочется сближаться с ним. Как вы можете заставить другого человека перестать мстить и при этом сохранить нормальные взаимоотношения? Как вы сами можете расквитаться с ним, не провоцируя дальнейшие выпады с его стороны?
Поскольку мрачный вид обычно рассматривается оппонентами как подтверждение их правоты, а вы наверняка не хотите, чтобы победа оставалась за ними, попробуйте следующий двухступенчатый подход.
Что могло бы по-настоящему расстроить врага больше, чем ваши личные успехи? А если он еще и не получит от вас ничего, что могло бы оправдать его ответный удар? Что случится, если каждый раз вы будете думать об этом человеке плохо (или, еще хуже, начнете унижать его за глаза)? Задайте себе два вопроса.
1. «За какое качество я могу уважать этого человека?»
2. «Что я могу сделать, чтобы моя жизнь стала приятнее?»
Эти два шага могут показаться безумными, поэтому сначала я приведу пример того, как они помогают, а затем объясню, почему они помогают.
Мы с Бетти были членами одного клуба. Она тоже была психологом, однако она изучала психологию, теория которой была противоположной теории Адлера. Наши взгляды на то, каковы причины человеческих трудностей, очень сильно различались.
Разногласия по вопросам психологии постепенно начали мешать отношениям между нами. Каждый пытался слегка унизить другого. Она не нравилась мне, а я — ей.
Однажды, по пути в клуб, я вдруг понял, что обсуждаю с коллегами ее недостатки. Мы осознали, что ее неприязнь по отношению ко мне мешала моей репутации в клубе. (Отметьте, в тот момент я совсем не думал, что сам тоже сильно ее обижал.) Я решил применить метод двух шагов.
Сначала я спросил себя: «За что я могу уважать Бетти?» Казалось, вообще невозможно что-либо найти. Однако, переборов свое желание сконцентрировать все ее недостатки, я в конце концов допустил, что Бетти очень профессиональна в своей области психологии. Когда она рассказывала о своих клиентах, было видно, что она вела исключительно подробные записи бесед с ними. Она определенно была труженицей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Что будет, если вам повезет?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • К чему снится гроб
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится начальник
  • Притча «Человек есть человек»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Приворот белой магии
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Что поможет вам справиться с гневом и востановить равновесие
  • Тест на определение степени усталости
  • Притча «Любовь и сострадание»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Шипачева Елена. Шпаргалка для родителей
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Притча «Это не в моих силах»
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь