Ридлер Билл. Понимание себя и других.

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 34959

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЛЮБОВЬ СО ВЗАИМНЫМ УВАЖЕНИЕМ
Очень мало где можно увидеть пример того, как жить вместе, уважая друг друга. Вся наша культура строилась на идеи подчинения, то есть «кто над кем стоит». В прошлом иерархия была строго определена. Сначала шел Бог (иногда многие чиновники низких рангов оправдывали свое тиранство тем, что Он велел: «Делай, как я тебе говорю, потому что, даже если я не уличу тебя, Бог все равно все видит»). После Бога шел мужчина, затем женщина, потом старший сын, за ним — все остальные дети, за собакой — кошка, мышка и т.д. Каждый знал свое место, и в этом было удобство. Сегодня большинство из нас не может уверенно определить свою роль.
Мы с вами — социальные первопроходцы. Наша задача — построить новую модель любви, когда каждый уважает друг друга. Нам необходимо преодолеть традиции, определить и опробовать на практике новые принципы совместной жизни.
Проводя сеансы терапии и читая лекции по всей стране, мы собирали материал, чтобы яснее сформулировать новую модель. Мы предлагаем вам следующий сценарий не как оптимальную модель, а как набор советов и предложений. Мы надеемся, что вы тоже задумаетесь над этим вопросом, и мы вместе дадим будущему поколению лучшую модель сосуществования.
75
НОВАЯ МОДЕЛЬ
Джон.возвращается домой с работы. (Вполне возможно, что, по взаимному согласию, Джон сидит дома с детьми, а Сью возвращается с работы.)
Джон: Привет, милая, я пришел.
Сью: Привет, дорогой. Как прошел день?
Джон: Уф, ужасно устал. Что у нас на обед?
Сью улыбается, берет его за руку и смотрит на него, ничего не говоря.
Джон: Что? Я опять командую?
Сью: Да, похоже, никому из нас не хочется сегодня готовить.
Джон: Давай сходим куда-нибудь... Хочешь, пойдем в шикарный ресторан?
Сью: Это было бы замечательно, но ведь я пишу статью о жестоком обращении с детьми и хочу ее сегодня закончить. Давай лучше пойдем туда, где можно быстро поесть.
Джон: Знаешь, мне как-то не хочется есть на ходу. Я сегодня много работал и думаю, что заслужил хороший обед. Что тебе нужно сделать с этой статьей?
Сью: Я хочу отредактировать ее и напечатать окончательный вариант.
Джон: Слушай, я могу взять у соседей машинку и тоже буду печатать. Уверяю тебя, мы сможем закончить рукопись в два раза быстрее.
Сью: Отлично! После и пойдем.
Джон: Мне хотелось бы сначала хорошенько поесть и немного отдохнуть, а потом вернуться и поработать над статьей.
Сью: Хорошо, тогда давай договоримся, что вернемся домой к семи.
Джон: Конечно, нет проблем.
Сью и Джон (вместе): О'кей, идем!
КАК ОНИ ИЗБЕЖАЛИ КОНФЛИКТА
Давайте исследуем принципы, которым Джон и Сью следовали, не желая конфликтовать.
Джон: Привет, милая, я пришел.
Сью: Привет, дорогой. Как прошел день?
Джон и Сью выражают заботу и привязанность друг к другу, вместо: «Выхожу на тропу войны», как было во втором примере.
Джон: Уф, ужасно устал. Что у нас на обед?
Сью улыбается, берет его за руку и смотрит на него, ничего не говоря.
Когда Джон начинает приписывать Сью ее традиционную роль, она понимает, что он действует так из-за своего воспитания. Она не ин-
76
терпретирует слова Джона как «Ты для меня ничего не значишь». Вместо того чтобы накидываться на него с обвинениями, она без слов дает ему понять, что любит его, несмотря ни на что.
Она настойчива, но вместе с тем добра. Это помогает Джону осознать ошибку. Ему не надо защищаться от ее нападок.
Джон: Что? Я опять командую?
Джону, может быть, хотелось встать в позу и проявить себя «настоящим мужчиной». Но он уходит от этого. Знайте, что каждый раз, когда вы обижаетесь и начинаете оправдываться, вы упускаете возможность спокойно обсудить ваши противоречия, нарушаете равенство отношений, унижая себя.
Сью: Да, похоже, никому из нас не хочется сегодня готовить.
Сью определяет требования ситуации. Это переключает внимание с их личных недостатков на то, что они должны сделать, чтобы найти решение. Их личные качества не обсуждаются.
Джон: Давай сходим куда-нибудь... Хочешь, пойдем в шикарный ресторан?
Джон говорит о том, что ему хотелось бы. Без этой информации Сью не смогла бы найти альтернативное решение. Нас учили НЕ говорить о том, что МЫ хотим. Обычно, когда нам чего-то хотелось, то приходилось маскировать свои желания, чтобы все видели, что мы делаем все только для других. Разговаривая с королем, мы не смели просить у него земли открыто, мы говорили: «Если Ваше Величество даст мне еще земли, я смогу вырастить еще больше пшеницы для нашего повелителя».
Сью: Это было бы замечательно, но ведь я пишу статью о жестоком обращении с детьми и хочу ее сегодня закончить. Давай лучше пойдем туда, где можно быстро поесть.
Сью говорит Джону, что его идея вполне приемлема, и объясняет свое нежелание принять ее. Затем предлагает альтернативное решение.
Джон: Знаешь, мне как-то не хочется есть на ходу.
Джон спокойно говорит о своем нежелании идти в «забегаловку». Опять-таки эта информация существует для поиска решения, которое устроило бы их обоих. «Я не хочу» — это фраза, которая не поощряется в традиционном воспитании. Можете себе представить, чтобы послушный подданный сказал своему королю: «Ваше Величество, что-то мне не хочется это делать» или: «Сержант, я не хочу...» Вы могли бы сказать «нет» только в том случае, если у вас большая армия и вы готовы сражаться.
Джон: Я сегодня много работал и думаю, что заслужил хороший обед. Что тебе нужно сделать с этой статьей?
Джон не боится признать свои недостатки. Он не стыдится быть самим собой. Это создает атмосферу открытости, что способствует ре-
77
шению проблемы. Он также задает вопросы, чтобы лучше понять желания Сью.
Сью: Я хочу отредактировать ее и напечатать окончательный вариант.
Заметьте, что она говорит «я хочу» вместо «мне надо». Она показывает, что уважает себя. Этим самым она как бы говорит, что не стыдится своих желаний. Если бы она сказала «надо», это означало бы: «Мой долг — жертвовать своими желаниями, и делать все, что хочешь ты, но, к сожалению, мне позарез надо отредактировать эту статью, то есть точно так же, как мне надо дышать. Иначе я погибну». «Надо» часто используется как рабский способ сказать «нет», чтобы это не выглядело так, как будто вы непокорны. Это также говорит о том, что вы боитесь отказать кому бы то ни было.
Джон: Слушай, я могу взять у соседей машинку и тоже буду печатать. Уверяю тебя, мы сможем закончить рукопись в два раза быстрее.
Теперь Джон говорит о том, что МОЖНО сделать. Бывает, мы чаще обращаем внимание на то, чего НЕЛЬЗЯ сделать. Не думая о том, чего он не может, Джон делает их совместную работу привлекательной.
Сью: Отлично! После и пойдем.
Отметьте, как Сью радуется, что они пришли к какому-то соглашению. Проявляя энтузиазм, она вдохновила их обоих все же найти обоюдовыгодное решение. Если бы она отнеслась к его словам негативно: «Я никуда не пойду, пока все не сделаю!» или же равнодушно: «Делай, что хочешь. Мне все равно!», она все испортила бы.
Джон: Мне хотелось бы сначала хорошенько поесть и немного отдохнуть, а потом вернуться и поработать над статьей.
Джон снова говорит о своих предпочтениях. Каждый из них заботится о себе и не позволяет другому себя обидеть. Если бы они уступили в чем-нибудь, при этом, на самом деле, не желая этого делать, осталось бы чувство затаенной обиды. Они не смогли бы полностью насладиться отдыхом и работой. Выражая свои желания, они добиваются взаимного согласия.
Сью: Хорошо, тогда давай договоримся, что вернемся домой к семи. ■ Джон: Конечно, нет проблем.
Сью предлагает условия, на которые она ХОТЕЛА бы согласиться. Она не пытается угадать, что Джон хочет, а что — нет. Это его дело. Она также не ждет от Джона, что он как-то поймет ее желания, она просто говорит ему.
Сью и Джон (вместе): О'кей, идем!
Наконец они пришли к СОГЛАСИЮ! Никому из них не пришлось идти на компромисс. Уступает один — проигрывают оба. После каждый думает только о том, в чем ему пришлось уступить, и совсем забы-
J
78
вает о приятных моментах. Ведя такую политику, Сью и Джон укрепляют свои взаимоотношения. Вот их принципы.
Восемнадцать шагов к согласию
1. Проявляйте заботу и любовь.
2. Без слов стойте на своем, проявляя доброту и твердость одновременно.
3. Старайтесь не говорить ничего такого, что может вызвать защитную реакцию у собеседника.
4. Старайтесь не обижаться и не уходить в защиту.
5. Определите требования ситуации.
6. Говорите о своих предпочтениях.
7. Скажите другому человеку, какие из его идей вам подходят.
8. Объясняйте причины вашего нежелания согласиться.
9. Предлагайте альтернативные идеи и планы.
10. Спокойно говорите о том, что вы хотите делать.
11. Допустите свое несовершенство.
12. Спрашивайте, чтобы лучше понять желания другого человека.
13. Говорите о том, что вы хотите, а не о том, что вам надо.
14. Обсудите, что можно сделать, а не то, что нельзя.
15. Не уступайте, не позволяйте другому обидеть вас.
16. Скажите, на каких условиях вы готовы согласиться.
17. Не пытайтесь угадать желания человека, лучше спросите его самого.
18. Не идите на компромисс, добивайтесь согласия.
ДЕМОКРАТИЯ УЛУЧШАЕТ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Когда мы оглядываемся назад на наших авторитарных предшественников, складывается впечатление, что большинство из них охотно подчинялось требованиям окружающих. По-видимому, они обладали способностью подчинять свои желания воле вышестоящих.
Однако если мы пристальнее вглядимся в ситуацию, то обнаружим, что что-то не так. Люди не подчинялись. Наоборот, они восставали, притворясь больными или придумывая отговорки. Очевидно, что авторитарный уклад жизни или работы способствовал развитию психических расстройств.
В авторитарном обществе было неприемлемо говорить «нет» открыто и отстаивать свою позицию. Единственный способ не делать то, чего не хочется, — это прикинуться неполноценным. Таким образом, люди могли делать все, что хочется, тем не менее заявляя о своих благих намерениях и сохраняя чистую совесть.
Они не просто прикидывались неполноценными, что было бы лишь обманом. Они действительно ничего не умели или обманывали самих
79
себя, совершенно в этом не сомневаясь. Жестокие последствия таких игр варьировались от простых оплошностей до психических заболеваний. А физическая неполноценность могла выражаться и небольшой головной болью, и смертельным исходом.
Вместо того, чтобы сказать: «Нет, что-то мне сегодня не хочется», женщины обычно говорили: «Ах, у меня голова разболелась». Когда человек не хотел решать возникающие проблемы, например, устраиваться на работу, или жениться, или с кем-то сотрудничать, он никогда не выражал свое нежелание открыто. А иначе все поймут, что он не подчиняется, и он лишится всех своих привилегий.
Человек лучше заболеет и таким образом объяснит и оправдает свой отказ. Фраза «Я не хочу...» была абсолютно неприемлемой, но «Я не могу» — это дорога к свободе. «Если бы у меня не было аллергии буквально на все, я мог бы найти работу».
«Я НЕ МОГУ ВОДИТЬ МАШИНУ»
Иногда мы видим, что разного рода фобии являются скрытым неподчинением.
К нам пришла молодая женщина и сказала, что ужасно боится водить машину. Она воспитывалась в авторитарной семье, и ее отец был чрезвычайно властным человеком.
Она вышла замуж за очень мягкого и нежного человека. А он был воспитан так, что чувствовал любовь, только если о нем заботились и выполняли все его желания.
Она посвятила всю себя своему мужу. Ему достаточно было намекнуть, и она уже бегала сломя голову по магазинам, выискивая то, что муж заказал на обед. Хотя она и умела приспосабливаться, но возмущалась его скрытой тиранией.
Оба хотели иметь детей. Но из-за ее непереносимого страха перед машинами это невозможно. Она не сможет о нем как следует заботиться. Поэтому молодая женщина пришла к нам на консультацию, желая избавиться от своей фобии.
На первых занятиях мы не стали спрашивать ее про страх. Мы начали с того, что помогли ей стать увереннее в себе, что улучшило ее взаимоотношения с мужем. Она поняла, что чувствовала себя обязанной, а также осознала причины этого. Женщина научилась говорить «нет» дружелюбно и договариваться так, что решение устраивало их обоих.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Взгляд, который многое изменил»
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Спирина Ирина Анатольевна. Знакомство детей старшей группы с профессией «Гончар»
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Притча «Стремление к счастью»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Притча «Неправильный вопрос»
  • Притча «Никаких но»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Удовольствия жизни - почему нам их не хватает
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Как избавится от невезения за один сеанс
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • Кейт Феррацци. Принятие успеха
  • Притча «Потому что человек стыдится есть даровой хлеб, дана нам купля-продажа…»
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Притча «Язык любви»
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Притча «Любовный недуг»
  • Что будет, если вам повезет?
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь