|
Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личностиКатегория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6504
Автор: Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э.
Название: Психолого-педагогические проблемы личности Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Сегодня журналисты часто пишут о том, что многие люди теряли чувство собственного достоинства, самоуважения, что^ ется одной из основных причин и отсутствия подлинного ув к другому человеку. И это правильно. Во многом, по-видим закладывается с детства, поэтому очень важно научить подр только видеть свои недостатки - он и так, как мы неоднокр мечали, во всем винит себя (и в плохой учебе, и в конф родителями), и так знает о своих многочисленных и все i ющих недостатках, - но и понимать, видеть, уметь опи{ свои достоинства, на сильные стороны своей личности, xaf Психолог может оказать ему в этом очень существенную t Полезна будет и соответствующая работа с учителями и роди
Однако есть область переживаний, связанных с собственя ностыо, которые носят только положительный характер, - ласть переживаний, связанных с самореализацией, с актщ ботой самого подростка по развитию собственной личности: 1 да радуюсь, если могу побороть свою лень", "радуюсь, коп воспитать в себе смелость" и т.п. В подобных переживаний жается чрезвычайно конструктивная линия в развитии личи^ ловека - процесс самореализации. К сожалению, взрослые 1 ко не помогают обычно развитию этого процесса, но и вообвв( мают, что у подростков есть подобные переживания, пв стремления. Мощным фактором саморазвития в старшем под даете становится возникновение у школьников интереса к тому, ка-^й станет их личность в будущем. Исследования показывают, что ^ги переживания явно недооцениваются взрослыми, которые считают их характерными только для старших школьников. Соответст-ренно воспитание подростков с учетом перестройки их мотивацион-цой сферы, связанной с более ранней ориентацией на будущее, не осуществляется реформа общеобразовательной и профессиональной школы в наибольшей степени затронула два возраста - возраст поступления в школу, сниженный до 6 лет, и старший подростковый возраст, на который сегодня по существу сдвинулись проблема профессионального самоопределения как максимум и проблема выбора программы дальнейшего образования - как минимум. Каждая школа сегодня так или иначе сталкивается с этими проблемами в старших подростковых классах (VII-VIII), решая свои задачи (скажем, из двух восьми классов сделать один девятый). Не всегда эти задачи соответствуют задачам и интересам школьников. Все интенсивнее становятся усилия разного рода профориентацион-ных служб. Администрация многих школ видит помощь школьного психолога в решении указанных проблем в качестве главной его задачи. Ответ практического психолога на такой "запрос" лежит в основе некоторых моделей психологической службы, разрабатываемых как у нас, так и за рубежом. Однако, как свидетельствуют исследования, важно постоянно учитывать, что проблемы профессионального самоопределения, в том числе и раннего (в старших подростковых классах), не могут быть успешно решены как отдельные, оторванные от общего контекста развития личности и индивидуальности человека в школьные годы. В свое время Л.С. Выготский обратил внимание на то, что и подростки. и окружающие их взрослые часто бывают озабочены отсутствием воли у учащихся. Воспитание воли в этом возрасте нередко даже выступает в качестве важной задачи воспитания и самовоспитания. Однако, по мнению Л.С. Выготского, в таких случаях мы обычно сталкиваемся не со слабостью воли, а со слабостью целей, *огда подростку оказывается незачем преодолевать разного рода ПРЕПЯТСТВИЯ, включая и собственную лень. Появление же значимой Цели решает и проблему воли. Практика показывает, что если у подростка появляется какая-то ^*ная жизненная цель (стать в будущем биологом, победить на чортивных соревнованиях, помочь матери в трудной ситуации "бывать младших братьев и сестер), то многие проблемы вос-^ания в этом возрасте снимаются. И напротив, самые трудные ^Р°^ки, подростки-делинквенты, несовершеннолетние правона-^^14, как показывают психологические исследования, в подавляющем большинстве случаев не имеют жизненных целей, . либо далеко выходящих за пределы сиюминутных, текущих , развлечений. Сейчас приняты решения, ориентирующие на возможно раннюю дифференциацию обучения, введение элемента BI программы собственного образования за счет разнообразных курсов, которые в соответствии со своими склонностями и споСи^ стями сможет выбирать ученик уже в средних классах школы.' создает условия для выхода из того тупика, в котором оказа многие современные подростки: как выбрать нужный, подходя техникум, ПТУ, если тебя не берут или ты уже и сам не хст учиться в средней школе в старших классах? Возможность пр риться к разным направлениям собственного образования мо как представляется, способствовать более содержательному npoi личностного и профессионального самоопределения, выработке ненных планов, целей на ближайшее и более отдаленное буд) 3. Возрастная субкультура подростков. Духовный мир личности формируется всем укладом жизни^ циальным окружением, средой. Противоречивой и специфичсск определенном смысле, стихийной и поэтому нуждающейся в ос специальных организационных и социально-психологических уС ях является внешкольная среда подростков. Усложнение воспитательного процесса, изменение форм Kt ля над подростком, возникновение в общении взрослых с дегм вых проблем, неумение родителей и учителей управлять деты законам современной ж^зни, использовать рационально, на возрастно-индивидуального подхода - все это усиливает знач) организации свободного времени подростков не только в шко и по месту жительста. Многие исследорания показывают, что работа с подростка месту жительства не стала продолжением учебно-воспитатеи процесса, проводимого школой. Известно, что профилактическ ятельность по месту жительства должна охватывать и мик{ ближайшее окружение детей и подростков. В этом случае прс тическое воздействие распадается в свою очередь на такие ; ты, как семья, группы свободного общения, дворовые компаг седи и др. Каждый из выделенных элементов ^ц личности, следует подчеркнуть, что любое, даже малейшее иг-1 дирование этого положения, особенно применительно к профи-я^тической деятельности в отношении несовершеннолетних, при-^дит к снижению ее эффективности. Досуг - время свободного выбора занятий, друзей, развлечений. удрактер проведения свободного времени и ценностных ориентаций сфере досуга определяют направленность поведения несовершен-додетнего. Свободное время занимает в жизни подростка значитель-дцй объем. Оно используется, как правило, по собственному усмот-оению-Главное в образе жизни человека то, насколько разумно и полезно он использует свое свободное время. "Наши подростки и юноши не умеют общаться, а мы, взрослые, им мало в этом поможем. Мы требуем от подрастающего человека ответственного отношения к труду, учебе, к общественной работе. А вот отдыхать почти яе учим, забывая о том, что нередко именно свободное время "лепит" творческую индивидуальность" . Свободное время, проводимое по месту жительства, удовлетворяет^основные потребности подростков в общении, в самоутверждении при условии определенной зависимости от взрослых. Исходя из этого, должно оформляться содержание свободного времени, определяться способы и формы его реализации. Из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья - школа - досуг, в двух ему плохо. По длительности и эмоциональности воздействия эти две сферы перевешивают все. Но есть неоспоримый психологический закоц - никто не хочет считать себя плохим, тем более подросток. И закон потребует компенсации, и она будет найдена, но в другой сфере, не в школе, не дома, а в досуговом поведении. Ведь жизнь не вчера началась и не завтра кончится, и на "улице" или в "подворотне" немало тех, кто подобный путь прошел. Программа школьного обучения рассчитана на десятилетие. Встретившись с себе подобными, наш подросток сразу же почувствует себя хорошо. Ему станет легко, так как все гнетущие его дома и в школе минусы здесь поменяются на плюсы. Не сделал домашнее задание - молодец, не пошел в школу - еще лучше, прошел на ру-^х по краю крыши - герой, угнал трактор - дважды герой и т.д. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|