Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6504

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сегодня журналисты часто пишут о том, что многие люди теряли чувство собственного достоинства, самоуважения, что^ ется одной из основных причин и отсутствия подлинного ув к другому человеку. И это правильно. Во многом, по-видим закладывается с детства, поэтому очень важно научить подр только видеть свои недостатки - он и так, как мы неоднокр мечали, во всем винит себя (и в плохой учебе, и в конф родителями), и так знает о своих многочисленных и все i ющих недостатках, - но и понимать, видеть, уметь опи{ свои достоинства, на сильные стороны своей личности, xaf Психолог может оказать ему в этом очень существенную t Полезна будет и соответствующая работа с учителями и роди

Однако есть область переживаний, связанных с собственя ностыо, которые носят только положительный характер, - ласть переживаний, связанных с самореализацией, с актщ ботой самого подростка по развитию собственной личности: 1 да радуюсь, если могу побороть свою лень", "радуюсь, коп воспитать в себе смелость" и т.п. В подобных переживаний жается чрезвычайно конструктивная линия в развитии личи^ ловека - процесс самореализации. К сожалению, взрослые 1 ко не помогают обычно развитию этого процесса, но и вообвв( мают, что у подростков есть подобные переживания, пв стремления. Мощным фактором саморазвития в старшем под

даете становится возникновение у школьников интереса к тому, ка-^й станет их личность в будущем. Исследования показывают, что ^ги переживания явно недооцениваются взрослыми, которые считают их характерными только для старших школьников. Соответст-ренно воспитание подростков с учетом перестройки их мотивацион-цой сферы, связанной с более ранней ориентацией на будущее, не осуществляется реформа общеобразовательной и профессиональной школы в наибольшей степени затронула два возраста - возраст поступления в школу, сниженный до 6 лет, и старший подростковый возраст, на который сегодня по существу сдвинулись проблема профессионального самоопределения как максимум и проблема выбора программы дальнейшего образования - как минимум.

Каждая школа сегодня так или иначе сталкивается с этими проблемами в старших подростковых классах (VII-VIII), решая свои задачи (скажем, из двух восьми классов сделать один девятый). Не всегда эти задачи соответствуют задачам и интересам школьников. Все интенсивнее становятся усилия разного рода профориентацион-ных служб. Администрация многих школ видит помощь школьного психолога в решении указанных проблем в качестве главной его задачи. Ответ практического психолога на такой "запрос" лежит в основе некоторых моделей психологической службы, разрабатываемых как у нас, так и за рубежом. Однако, как свидетельствуют исследования, важно постоянно учитывать, что проблемы профессионального самоопределения, в том числе и раннего (в старших подростковых классах), не могут быть успешно решены как отдельные, оторванные от общего контекста развития личности и индивидуальности человека в школьные годы.

В свое время Л.С. Выготский обратил внимание на то, что и подростки. и окружающие их взрослые часто бывают озабочены отсутствием воли у учащихся. Воспитание воли в этом возрасте нередко даже выступает в качестве важной задачи воспитания и самовоспитания. Однако, по мнению Л.С. Выготского, в таких случаях мы обычно сталкиваемся не со слабостью воли, а со слабостью целей, *огда подростку оказывается незачем преодолевать разного рода ПРЕПЯТСТВИЯ, включая и собственную лень. Появление же значимой Цели решает и проблему воли.

Практика показывает, что если у подростка появляется какая-то ^*ная жизненная цель (стать в будущем биологом, победить на чортивных соревнованиях, помочь матери в трудной ситуации "бывать младших братьев и сестер), то многие проблемы вос-^ания в этом возрасте снимаются. И напротив, самые трудные ^Р°^ки, подростки-делинквенты, несовершеннолетние правона-^^14, как показывают психологические исследования, в подавляющем большинстве случаев не имеют жизненных целей, . либо далеко выходящих за пределы сиюминутных, текущих , развлечений.

Сейчас приняты решения, ориентирующие на возможно раннюю дифференциацию обучения, введение элемента BI программы собственного образования за счет разнообразных курсов, которые в соответствии со своими склонностями и споСи^ стями сможет выбирать ученик уже в средних классах школы.' создает условия для выхода из того тупика, в котором оказа многие современные подростки: как выбрать нужный, подходя техникум, ПТУ, если тебя не берут или ты уже и сам не хст учиться в средней школе в старших классах? Возможность пр риться к разным направлениям собственного образования мо как представляется, способствовать более содержательному npoi личностного и профессионального самоопределения, выработке ненных планов, целей на ближайшее и более отдаленное буд)

3. Возрастная субкультура подростков.

Духовный мир личности формируется всем укладом жизни^ циальным окружением, средой. Противоречивой и специфичсск определенном смысле, стихийной и поэтому нуждающейся в ос специальных организационных и социально-психологических уС ях является внешкольная среда подростков.

Усложнение воспитательного процесса, изменение форм Kt ля над подростком, возникновение в общении взрослых с дегм вых проблем, неумение родителей и учителей управлять деты законам современной ж^зни, использовать рационально, на возрастно-индивидуального подхода - все это усиливает знач) организации свободного времени подростков не только в шко и по месту жительста.

Многие исследорания показывают, что работа с подростка месту жительства не стала продолжением учебно-воспитатеи процесса, проводимого школой. Известно, что профилактическ ятельность по месту жительства должна охватывать и мик{ ближайшее окружение детей и подростков. В этом случае прс тическое воздействие распадается в свою очередь на такие ; ты, как семья, группы свободного общения, дворовые компаг седи и др.

Каждый из выделенных элементов

^ц личности, следует подчеркнуть, что любое, даже малейшее иг-1 дирование этого положения, особенно применительно к профи-я^тической деятельности в отношении несовершеннолетних, при-^дит к снижению ее эффективности.

Досуг - время свободного выбора занятий, друзей, развлечений. удрактер проведения свободного времени и ценностных ориентаций

сфере досуга определяют направленность поведения несовершен-додетнего. Свободное время занимает в жизни подростка значитель-дцй объем. Оно используется, как правило, по собственному усмот-оению-Главное в образе жизни человека то, насколько разумно и полезно он использует свое свободное время. "Наши подростки и юноши не умеют общаться, а мы, взрослые, им мало в этом поможем. Мы требуем от подрастающего человека ответственного отношения к труду, учебе, к общественной работе. А вот отдыхать почти яе учим, забывая о том, что нередко именно свободное время "лепит" творческую индивидуальность" . Свободное время, проводимое по месту жительства, удовлетворяет^основные потребности подростков в общении, в самоутверждении при условии определенной зависимости от взрослых. Исходя из этого, должно оформляться содержание свободного времени, определяться способы и формы его реализации.

Из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья - школа - досуг, в двух ему плохо. По длительности и эмоциональности воздействия эти две сферы перевешивают все. Но есть неоспоримый психологический закоц - никто не хочет считать себя плохим, тем более подросток. И закон потребует компенсации, и она будет найдена, но в другой сфере, не в школе, не дома, а в досуговом поведении. Ведь жизнь не вчера началась и не завтра кончится, и на "улице" или в "подворотне" немало тех, кто подобный путь прошел. Программа школьного обучения рассчитана на десятилетие. Встретившись с себе подобными, наш подросток сразу же почувствует себя хорошо. Ему станет легко, так как все гнетущие его дома и в школе минусы здесь поменяются на плюсы. Не сделал домашнее задание - молодец, не пошел в школу - еще лучше, прошел на ру-^х по краю крыши - герой, угнал трактор - дважды герой и т.д.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Зотова Лариса Анатольевна. Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Климанова Вера Владимировна. Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению
  • Ольга Торощина. Исследовательский проект психологическая готовность детей к обучению в школе
  • Лапшенкова Лилия Леонидовна. Использование театрализованной деятельности в социализации дошкольников
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Шляпина С.С., Болдина Е.А.. Развиваемся, играя!
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'
  • Закирова Розалия Ильсуровна. Роль игры в развитии ребенка
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Глушкова Елена Юрьевна. Памятка для родителей: «Проблемы адаптации дошкольников к обучению в школе»
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Алена Зайцева. Подготовка детей к школе посредством художественно-изобразительной деятельности
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Взаимодействие педагога и семьи дошкольника»
  • Белоусова З. И., Мищик Л. И. Психодиагностика в начальной школе. Методическое пособие для практического психолога и учителя начальной школы.
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Семенова Ирина Викторовна. Сообщение на педагогическом совете по теме: «Роль игры в воспитании положительного отношения к школе».
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Омётова Олеся Васильевна. Ваш ребенок на пороге школы
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь