Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6506

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С помощью школьной психологической службы учитель должен повседневно уметь реализовать принцип индивидуального подхода, опираясь на знания возрастных и индивидуально-психологических характеристик младшего школьника.

Как известно, каждому возрастному периоду присущи свои достоинства и недостатки, ограничения и потери. Они-то и составляют возрастные особенности, т. е. то, что отличает один возраст от другого. Знание учителем различий между возрастами позволяет лучше регулировать жизнедеятельность растущего ребенка, создавать оптимальные условия для раскрытия его дарований и способностей в учебе и других видах деятельности, изучать их индивидуальные особенности и на этой основе избирать наиболее действенные и оптимальные методы воздействия.

Дифференцированное обучение должно опираться на положение о том, что каждый возраст характеризуется своими особенностями, возможностями и каждому возрасту нужна своя педагогика. Например, старшие дошкольники и младшие школьники поражают своим художественно-творческим талантом: выразительностью рисунков, гармонией чувств и цвета, лаконизмом и пластикой слова в стихах. Но те же дети, став подростками, часто превращаются в безликих подражателей, не чувствующих звука, цвета, слова. И лишь в ранней юности утраченные дарования могут вернуться.

Такие проявления своеобразия возрастного развития весьма ред-^ Учитываются в школьной практике, а в результате исчезают индивидуальности, заглушаются задатки. Естественные для онтогенеза личности ребенка спады принимают порой за отсутствие способности и задатков. И вместо того, чтобы закреплять ценные возраст-^^ ячества, искусственно затормаживают развитие личности, пои убивая в ребенке веру в себя, самовосприятие, т. е. самое необ-^^ое и полезное в личности. ""тель начальных классов как руководитель и организатор обучения и деятельности учащихся своего класса постоянно оказь на них, на их развитие самое непосредственное влияние не т альности.

Когда в процессе обучения не учитываются индивидуальны бенности учащихся, более способные и развитые задерживав своем умственном развитии: у них снижается познавательная < ность и темп усвоения материала, кроме того, у них могут ' роваться такие отрицательные качества как лень, безответ< отношение к учению и др. Слабые ученики больше всех стрг отсутствия индивидуального подхода.

По мнению И. В. Дубровиной осуществить индивидуальнь ход, включающий развивающе-коррекционную работу в кла( собраны дети без учета особенностей их психического раз очень трудно. Задача несколько облегчается, если будущие у ся подбираются в классы на основе сходства их развития. Не < пугаться, что одни классы в интеллектуальном плане будут с других. Тезис о том, что слабые ученики подтягиваются до с~ не оправдал себя на практике, так как, если слабость уч объясняется особенностями его психического развития, ему ся специальная развивающая работа, чтобы догнать своих бс витых сверстников, одно только желание стать лучше не п а вскоре и оно угаснет под гнетом неудач и поражений, я^ навсегда переходит в разряд неуспевающих. <

Классы, сформированные дифференцированно, с учетом^ ных уровней психологического развития детей, позволяет ^ в процессе обучения развиваться в оптимальном для каждо ка режиме. Следует подчеркнуть, что речь идет не о раз ниях, которые будут получать учащиеся начальной шк разных методах и темпах обучения и развит воплощении на практике тезиса об индивидуальном подхс мание индивидуального подхода ведет к дифференцировав чению. Термин "дифференцированное обучение" примем годняшней школе для обозначения системы классов с угл^ изучением отдельных учебных предметов. ^

Группа ученых (И. В. Дубровина, М. К. Акимова, E.j сова, Б. С. Круглов и др.) применяет этот термин сон"*

См.: Рабочая книга школьного психолога (под ред. И. В. Ду( 96

угом значении, а именно как обучение, использующее различные р^оди для усвоения учениками единой общеобразовательной прог-пдммы начальной школы. В рамках общеобразовательной школы ^ференциация начального обучения касается не объема получас-ах учениками знаний, а методов обучения и развития.

При таком подходе к обучению возможно осуществить развитие "дщихся через "зону ближайшего развития" (Л. С. Выготский).
Уровень актуального развития является низшим порогом обучения, а "зона ближайшего развития" - высшим порогом обучения. В Рдределах между этими порогами обучение будет плодотворным. 1 Можно сказать, что актуальный уровень развития ребенка некото-^ рым образом определяет на данный момент "зону ближайшего раз-^ вития".

1 Для детей с низким уровнем актуального развития "зона бли-i хайшего развития" будет иной, чем для детей с более высоким уров-1 нем актуального развития, потому что им потребуется пройти те 1 циклы развития, которые уже прошли их более развитые сверстни-1 га. Если такие ребята попадают в обычный класс, то они, как пра- вило, испытывают большие затруднения, поскольку обучение ори; еитировано на определенный уровень актуального развития, и не учитывает "зону ближайшего развития" каждого ученика. [ В классе, где обучение будет строится в соответствии с более ^вязким уровнем актуального развития, слаборазвитые к моменту J поступления в школу учащиеся смогут развиваться в "зоне ближай-jaero развития". Если развитие пойдет успешно, то к концу началь-^иой школы эти ученики усвоят необходимый объем знаний для пе-^^хода в среднюю школу, тогда как в обычном классе многие из них убудут обречены на неуспеваемость и второгодничество. 1 Интересный опыт дифференцированного обучения уже сущест-УСТ на Украине в виде классов выравнивания . Само понятие и ^"чы "класс выравнивания" является достаточно дискуссионным.

" Дубровина, например, считает, что смысл дифференцирован-^ обучения не в подтягивании учащихся к школьной средней нор-^ э в том, чтобы дать возможность каждому ребенку развиваться ^^"^льном для него режиме. По ее мнению, например, если ^^и психолог выявил среди поступающих детей группу уче-1

(дод^^Рченко И. И, Г^льбух Ю. 3. Классы выравнивания в школах Украины """" образование, 19в7, N 6.

^33 ^

ников, для которых требуются специальные методы обучения и вития, то ему предоставляется возможность поставить вопрос га дирекцией о создании специального класса для таких учащихся^

По мнению разработчиков данной программы, следует име виду, что такой класс принесет пользу тогда, когда в школе не б известно, что в нем собраны дети с низким уровнем психичес развития, а также если учителем в таком классе будет прекр знающий свое дело, добрый, мягкий и любящий свое дело педа

При соблюдении этих условий класс "выравнивания" (разви поможет школе решить проблему дифференцированного обучен начальной школе. Авторы данной программы считают возможв такой группе из 10-12 человек совместную деятельность учит) школьного психолога. Большое значение здесь имеет профилак екая работа, которую психолог начинает проводить до начала ного года (обследование готовности ребенка к школьному обуче и продолжает на протяжении всего обучения в школе.

Под руководством Гильбуха Ю. 3. в Институте психолопи раины разработана психолого-педагогическая система диффер< рованного обучения. Первая из этих программ "Психолого-пе гические основы дифференциации в начальном звене общеобр ' тельной школы" рассчитана на 25-30 групповых занятий с уч ми и воспитателями групп продленного дня, принявшими i классы (5 параллелей). Занятия были направлены на реали психологического обследования будущих первоклассников и i нальнос комплектование дифференцированных классов: ( класса ускоренного обучения, двух классов возрастной нормы 1 классов повышенного индивидуального внимания. Содержание тий составляли: диагностика у первоклассников уровня сфод ванности учебных способностей, лингвистических, а также (Ц рование у детей данного возраста элементарных логических^ ков. Последнее включают, по возможности, в содержание ур занятий в группе продленного дня, связывая их с соответствуя темами.

Второй программой стал "План наблюдений за развитие щихся 1-х классов на первое полугодие". Термин "наблюдс данном случае используется как синоним термина "психоди ка", взятый в широком его значении. Авторы программы пр< ривают использование тестовых методик и методик коррек1 и развивающего плана. Все это должно осуществляться во ное время и в основном в игровой форме.

См.: Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев,^ 98



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Рогова Наталья Николаевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Функциональные обязанности педагога - психолога
  • Абраменко Светлана Зиноновна. Методическая разработка для воспитателей группы на тему: «Наблюдение за детьми раннего возраста»
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Редактор. Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школе
  • Елена Садыкова. Особенности обучения левшей.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Психолого-педагогическое сопровождение, необходимое условие обеспечения успешности учебного и воспитательного процесса
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Редактор. Дошкольники катаются на коньках - опасно?
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Леонова Наталья Юрьевна. Развитие речи и готовность к школе
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников
  • Мячикова Ирина Анатольевна. Педагогическая статья 'Технология проектирования в детском саду'
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Белоусова З. И., Бойко В. Э. Психокоррекция виктимного поведения младших школьников.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Татьяна Смирнова. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Уляшина Лия Анатольевна. Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Смирнова Татьяна Викторовна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста.
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь