Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 5604

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пояснительная записка.
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.
Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определенного уровня зрелости как личностно-мотивационной, так и интеллектуальной сферы.
С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические обследования:
1. Методика Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности»;
2. Анкета школьной мотивации Н.Г. Луксановой в модификации Е.Н. Даниловой;
3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан;
4. Собеседование с учениками и педагогами по вопросам адаптации;
5. Наблюдение за учащимися на уроках и внеурочное время.
1. В октябре 2012 года в МОУ БСОШ была проведена диагностика уровня школьной тревожности в школе, к новым условиям обучения учащихся 5-х классов школы.
В школе 2 пятых класса, в 5А – 17 учеников, в 5Б – 19 учеников. В диагностике принимали участие 36 учащихся 5-х классов.
При анализе психодиагностики в 5 «А» классе – один учащийся имеет очень высокий уровень притязаний; 8 учащихся имеют немного завышенный уровень притязаний; 6 учащихся – адекватный уровень притязаний и один учащийся – низкий уровень притязаний.Один учащийся обладает очень высокой самооценкой; 5 учащихся обладают несколько завышенной самооценкой, 7 учащихся имеют адекватную самооценку и трое учащихся имеют низкую самооценку.
В 5 «Б» классе – 18 учащихся имеют очень высокий уровень притязаний; и один учащийся – низкий уровень притязаний. 6 учащихся обладают очень высокой самооценкой; 8 учащихся обладают несколько завышенной самооценкой, 3 учащихся имеют адекватную самооценку и один учащийся имеют низкую самооценку.
При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников явно просматривается взаимосвязь результатов теста школьной тревожности Филипса и отношение к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста Филипса.15% детей 5 «Б» класса имеют повышенную тревожность и 15% детей 5 «А» класса имеют повышенную тревожность.
После обсуждения и по согласованию с классными руководителями был определен список детей для психолого-педагогической коррекции. (23% (8 человек) имеют высокий уровень школьной дезадаптации. Даны рекомендации работы с этими детьми. Дети с высоким уровнем тревожности были привлечены к специальным занятиям с психологом. В целом результат этих занятий следует оценить положительно. Дети с удовольствием посещали данные занятия. Их эмоциональное состояние значительно улучшилось.
При обработке результатов анкеты школьной мотивации Н.Г. Луксановой в модификации Е.Н. Даниловой в 5 «А» классе один учащийся имеет высокий уровень школьной мотивации; двое учащихся имеют – хорошую школьную мотивацию; 8 учащихся - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;4 учащихся - низкая школьная мотивация.
В 5 «Б» классе один учащийся имеет высокий уровень школьной мотивации. 8 учащихся – хорошая школьная мотивация; 6 учащихся - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем; 3 учащихся - низкая школьная мотивация; и одни учащийся- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Ребята с уровнем адаптации ниже нормы и с низкой школьной мотивацией были определены в группы коррекционно-развивающего развития и с ними проводилась групповая работа.




Анализ продукта деятельности учащихся 5 «А» класса

Показатель для 5 «Б» класса


5 «А» класс



Школьная мотивация 5-х классов



Таким образом, мною составлена программа на повышение школьной мотивации в 5-х классах.
Программа коррекционно-развивающих занятий
Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.
Задачи программы:
формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
формирование знаний о различных знаковых системах;
формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации.
Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.
Средства коррекции:
вербально-коммуникативные;орудийно-манипулятивные;изобразительно-графические;экспрессивно-мимические.
Форма коррекции: групповая.
Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Структура занятий:
- организационная часть. Приветствие;
- основная часть. Игровой блок;
- заключительная часть. Рефлексия.
По завершению программы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации результаты повторной диагностики повысились на 75%.

Автор материала педагог-психолог: Стрелкова Татьяна Альбертовна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Happy English.ru. Учебник для 5 класса (4-й год обучения)
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Социометрический статус и самооценка
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Рогова Наталья Николаевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Коррекционно-развивающая программа повышения самооценки, уверенности и снижение тревожности у детей 2-х классов
  • Перспективный план работы педагога – психолога
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Петерсон Л.Г. Программа курса алгебры для 7-9 классов
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 9 класс. Тетрадь-тренажер
  • Психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников. Обобщение опыта педагога-психолога по формированию здоровьесберегающей среды в МКОУ Новочановской СОШ
  • Кузьмина Снежанна Викторовна. Методическая разработка 'Индивидуальная образовательная программа'
  • Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Happy English.ru. Учебник для 4 класса. В 2 частях
  • Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
  • Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
  • Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Happy English.ru. Учебник для 3 класса. В 2 частях
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей.
  • Пидшморга Екатерина Сергеевна. Цикл коррекционно-развивающих занятий 'Дорожка к школе'
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 8 класс. Тетрадь-тренажер
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Вакуленко Н.Л. Правила по английскому языку: для начальной школы
  • Малыгина Ольга Геннадьевна. «Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника»
  • Пятак С.В., Мальцева И.М. Готов ли я к школе? Диагностика для детей 6-7 лет. (Ломоносовская школа)
  • Кузнецова М.И. Русский язык. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов
  • неизвестно Математика. Контрольные тренировочные материалы для 4 класса с ответами и комментариями.
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 6 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Соколова Н.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику Плешакова А.А.
  • Иляшенко Л.А. Математика. Входные тесты за курс начальной школы. 5 класс
  • Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы.
  • Кирик Л.А. Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 7 класс. Тетрадь-тренажер
  • Устян Елена Борисовна. Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов группы риска по дисграфии, дислексии с тематическим планированием
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Happy English.ru. Учебник для 9 класса(рабочая тетрадь)
  • Фоменко Т.М. и др. ОГЭ. Французский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь