Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6490

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Положение в группе сверстников существенно отражается развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько pe6ei чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он ваивает нормы поведения по отношению к сверстникам. Дети с кой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со сто{ сверстников, нередко становятся эгоистичными, замкнутыми. ^ с особенно высокой популярностью могут "заразиться" излишней^ моуверенностью, зазнайством. От воспитателя требуется болы работа, направленная на регулирование детских взаимоотношеи создания в группе общей благожелательной атмосферы, выравш ние положения, занимаемого в группе разными детьми.

2. Роль - деятельности в развитии личности дошкольш

Особенности социальной ситуации развития дошкольника BI жаются в характерных для этого возраста видах деятельности, в ) вую очередь в ведущем типе - сюжетно-ролевой игре. Стремли приобщиться к миру взрослых, причем в отсутствии необходи^ для этого знаний и умений (А. Н. Леонтьев), приводит к тому,1 ребенок осваивает окружающий мир в доступной и привлекатея1 для него игровой форме.

Игра вызывает качественные изменения в психике и лич развитии ребенка: в ней закладываются основы учебной деятог ти, которая становится впоследствии ведущей в школьные Стремление дошкольников к совместной жизни со взрослыми жег быть удовлетворено на основе совместного труда. Эту : ность дети начинают удовлетворять в игре, в которой они изводят не только трудовую жизнь, но и социальные отношен ря на себя роль взрослых. Такое особое место ребенка в обв становится основой возникновения ролевой игры как своеоб[. формы приобщения ребенка к жизни взрослых. В игре ребенку вые открываются отношения, объективно существующие людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятел требует от человека исполнения определенных обязанностей

62

MV ряд прав. В исполнении роли покупателя, например, ребенок ^игает, что он имеет право внимательно рассматривать то, что д^ерен купить, сделать замечание по поводу обслуживания, но он ^ддан, уходя из магазина, уплатить за то, что приобрел.

Исполнение роли в сюжетной игре как раз и заключается в том, ".дбы исполнять обязанности, которые налагаются ролью и осуще-^.ддять права по отношению к остальным участникам игры. После-ддвательное исполнение определенных ролей дисциплинирует играющих дошкольников. В совместной деятельности они учатся согла-^дывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимают самосознание ребенка. Ориентировка на сверстников, на мнение зарождающегося коллектива формирует в ребенке социальное чувство: самостоятельность, способность следовать за группой, способность к сопереживанию и т. д.

Что значит игра для человека? Этот вопрос ставят перед собой ученые, далекие от педагогики. Недаром из одного издания в другое кочует высказывание, приписываемое А. Эйнштейну: "Понимание атома - детская игра по сравнению с пониманием детской игры".

Если, например, сюжет игры позволяет ребенку ознакомиться с деятельностью и взаимоотношениями взрослых, то реальные взаимоотношения учат его умению вести себя в различных ситуациях, наблюдающихся в детских учреждениях. При этом каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры, требованиям данной группы детей и собственным индивидуальным способностям.

Выбор поведения зависит от общего состава детей и от их оценки собственных возможностей. Есть дети, которые любят командовать, и дети, предпочитающие оставаться в тени. Место, занимаемое в игре, еще не определяет меру пассивности ребенка. Даже исполняя маленькую роль, ребенок может быть много активнее и эмоционально благополучнее, чем в случае, если его насильственно заставят выполнять более видную роль. Так, например, дети старшей группы получили много ярких впечатлений о железной дороге во время переезда на дачу. Они вместе с родителями покупали билеты; видели посадку в поезд; слыхали, как по радио объявляют о посадке в по-^ЗД этом, как было сказано, осваиваются социальные роли. Нере ти играют в детей. В подобных играх они лучше осознают сво в системе человеческих отношений, познают свои слабости силу.

В реальных отношениях со взрослыми ребенок имеет в ность не только быть ребенкоу, но и играть роль ребенка. В i нем случае он может управлять взрослыми, хотя те и наделе циальной властью. Так, ребенок может воспользоваться тскостыо", для того чтобы стать в центре внимания взр



Joro, чтобы добиться желаемого. Детская слабость оборачивается действенной силой, которой ребенок научается пользоваться. Отсутствие жизненного опыта и стремление все скорее узнать делают ребенка удивительным максималистом. "Так бывает", "так не бывают", "это хорошо", "это плохо" - распространенные формы детских оценок. Отсюда - любовь к правилам.

У старших дошкольников главным в содержании игры становится подчинение правилам. Самоограничение, дисциплина отношений выдвигаются на первый план. В игре дети с большой легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей. Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому-либо из сверстников. Игра становится уже предлогом для активного общения. Действовать совместно с другим ребенком не так-то просто без социальных навыков общения. Чтобы наладить отношения и не потерять расположения сверстника, ребенок ищет пути к взаимопониманию. Некоторое "легкомыслие" в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются стремлением освоить человеческие отношения. Заводя новые и новые приятельские отношения ребенок открывает для себя множество поведенческих форм, которые дают ему известную свободу в группе знакомых сверстников.

Отмечая важную особенность ролевой игры, Д. Б. Эльконин указывает: сколь эмоцио.нально не входил бы в роль взрослого ребенка, все же он чувствует себя ребенком. Он смотрит на себя через роль, которую он взял на себя, т. е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослыми и обнаруживает, что он еще не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив - стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Л. И. Божович показала, что к концу дошкольного детства у ребенка возникают новые мотивы, которые приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и оцениваемую деятельность.

Игра же выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смысле их человеческой ^^ельности, возникает сознание своего ограниченного места в сис-^^ отношений взрослых и потребность быть взрослым. Существен-^ важным является то, что в игре возникает новая психологическая Ф°Рма мотивов, имеющих форму обобщенных намерений, стоящих "з грани сознательности.

См.: Д. Б. Эльконин. Психология игры. М., 1978.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Редактор. proekt
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Самсоненко Антонина Евгеньевна. Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 2)
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Бурова Елена Сергеевна. Театрализация в ДОУ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь