|
Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личностиКатегория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6490
Автор: Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э.
Название: Психолого-педагогические проблемы личности Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Положение в группе сверстников существенно отражается развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько pe6ei чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он ваивает нормы поведения по отношению к сверстникам. Дети с кой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со сто{ сверстников, нередко становятся эгоистичными, замкнутыми. ^ с особенно высокой популярностью могут "заразиться" излишней^ моуверенностью, зазнайством. От воспитателя требуется болы работа, направленная на регулирование детских взаимоотношеи создания в группе общей благожелательной атмосферы, выравш ние положения, занимаемого в группе разными детьми.
2. Роль - деятельности в развитии личности дошкольш Особенности социальной ситуации развития дошкольника BI жаются в характерных для этого возраста видах деятельности, в ) вую очередь в ведущем типе - сюжетно-ролевой игре. Стремли приобщиться к миру взрослых, причем в отсутствии необходи^ для этого знаний и умений (А. Н. Леонтьев), приводит к тому,1 ребенок осваивает окружающий мир в доступной и привлекатея1 для него игровой форме. Игра вызывает качественные изменения в психике и лич развитии ребенка: в ней закладываются основы учебной деятог ти, которая становится впоследствии ведущей в школьные Стремление дошкольников к совместной жизни со взрослыми жег быть удовлетворено на основе совместного труда. Эту : ность дети начинают удовлетворять в игре, в которой они изводят не только трудовую жизнь, но и социальные отношен ря на себя роль взрослых. Такое особое место ребенка в обв становится основой возникновения ролевой игры как своеоб[. формы приобщения ребенка к жизни взрослых. В игре ребенку вые открываются отношения, объективно существующие людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятел требует от человека исполнения определенных обязанностей 62 MV ряд прав. В исполнении роли покупателя, например, ребенок ^игает, что он имеет право внимательно рассматривать то, что д^ерен купить, сделать замечание по поводу обслуживания, но он ^ддан, уходя из магазина, уплатить за то, что приобрел. Исполнение роли в сюжетной игре как раз и заключается в том, ".дбы исполнять обязанности, которые налагаются ролью и осуще-^.ддять права по отношению к остальным участникам игры. После-ддвательное исполнение определенных ролей дисциплинирует играющих дошкольников. В совместной деятельности они учатся согла-^дывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимают самосознание ребенка. Ориентировка на сверстников, на мнение зарождающегося коллектива формирует в ребенке социальное чувство: самостоятельность, способность следовать за группой, способность к сопереживанию и т. д. Что значит игра для человека? Этот вопрос ставят перед собой ученые, далекие от педагогики. Недаром из одного издания в другое кочует высказывание, приписываемое А. Эйнштейну: "Понимание атома - детская игра по сравнению с пониманием детской игры". Если, например, сюжет игры позволяет ребенку ознакомиться с деятельностью и взаимоотношениями взрослых, то реальные взаимоотношения учат его умению вести себя в различных ситуациях, наблюдающихся в детских учреждениях. При этом каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры, требованиям данной группы детей и собственным индивидуальным способностям. Выбор поведения зависит от общего состава детей и от их оценки собственных возможностей. Есть дети, которые любят командовать, и дети, предпочитающие оставаться в тени. Место, занимаемое в игре, еще не определяет меру пассивности ребенка. Даже исполняя маленькую роль, ребенок может быть много активнее и эмоционально благополучнее, чем в случае, если его насильственно заставят выполнять более видную роль. Так, например, дети старшей группы получили много ярких впечатлений о железной дороге во время переезда на дачу. Они вместе с родителями покупали билеты; видели посадку в поезд; слыхали, как по радио объявляют о посадке в по-^ЗД этом, как было сказано, осваиваются социальные роли. Нере ти играют в детей. В подобных играх они лучше осознают сво в системе человеческих отношений, познают свои слабости силу. В реальных отношениях со взрослыми ребенок имеет в ность не только быть ребенкоу, но и играть роль ребенка. В i нем случае он может управлять взрослыми, хотя те и наделе циальной властью. Так, ребенок может воспользоваться тскостыо", для того чтобы стать в центре внимания взр № Joro, чтобы добиться желаемого. Детская слабость оборачивается действенной силой, которой ребенок научается пользоваться. Отсутствие жизненного опыта и стремление все скорее узнать делают ребенка удивительным максималистом. "Так бывает", "так не бывают", "это хорошо", "это плохо" - распространенные формы детских оценок. Отсюда - любовь к правилам. У старших дошкольников главным в содержании игры становится подчинение правилам. Самоограничение, дисциплина отношений выдвигаются на первый план. В игре дети с большой легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей. Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому-либо из сверстников. Игра становится уже предлогом для активного общения. Действовать совместно с другим ребенком не так-то просто без социальных навыков общения. Чтобы наладить отношения и не потерять расположения сверстника, ребенок ищет пути к взаимопониманию. Некоторое "легкомыслие" в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются стремлением освоить человеческие отношения. Заводя новые и новые приятельские отношения ребенок открывает для себя множество поведенческих форм, которые дают ему известную свободу в группе знакомых сверстников. Отмечая важную особенность ролевой игры, Д. Б. Эльконин указывает: сколь эмоцио.нально не входил бы в роль взрослого ребенка, все же он чувствует себя ребенком. Он смотрит на себя через роль, которую он взял на себя, т. е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослыми и обнаруживает, что он еще не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив - стать взрослым и реально осуществлять его функции. Л. И. Божович показала, что к концу дошкольного детства у ребенка возникают новые мотивы, которые приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и оцениваемую деятельность. Игра же выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смысле их человеческой ^^ельности, возникает сознание своего ограниченного места в сис-^^ отношений взрослых и потребность быть взрослым. Существен-^ важным является то, что в игре возникает новая психологическая Ф°Рма мотивов, имеющих форму обобщенных намерений, стоящих "з грани сознательности. См.: Д. Б. Эльконин. Психология игры. М., 1978. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|