Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6505

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ВВЕДЕНИЕ

Развитие личности ребенка в учебно-воспитательном процессе, развитие его индивидуальных особенностей внутри каждого возрастного периода - потребностей и интересов, склонностей и способностей, самооценки и самосознания, установок, жизненных и ценностных ориентаций - задача чрезвычайно сложная, имеющая как теоретический, прикладной, так и практический характер.

Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Источником и внутренним содержанием развития, в том числе и развития личности, является борьба противоположностей.

Главная цель учебно-воспитательного процесса - не научить чему-то, а развить безграничные возможности личности. А для этого специалисту необходимо знать, что

1 - развитие не подготовка к детскому саду или школе;

2 - развитие не требует никаких затрат;

3 - прежде чем развивать личность, нужно знать - что развивать;

4 - почему не реализовано всестороннее развитие личности;

5 - человек (ребенок) может помочь сам себе больше, чем кто-либо другой;

6 - развитие нельзя прерывать, как и нельзя насиловать;

7 - личность - не собственность социальных учреждений и родителей .

Поскольку физическое и психологическое развитие - явление 1 природы и общественной жизни, им свойственны внутренние проти-1воречия (например, между требованиями, предъявляемыми организму, личности ребенка и тем, чем она располагает и может ответить на эти требования). Подлинным содержанием физического и психического развития является борьба противоречий. Рост (количественные изменения) связан с изменением структуры организма и его функций (качественные изменения).

1 Развивать личность - делать ее духовно зрелой, раскрывать ее умственные, духовные способности, расширять кругозор, делать ее ^равственно здоровой, углублять содержание личностного потснциа-а. Специалист, работающий с личностью, должен знать ч т о раз-ивать и как развивать. В этих вопросах заложены психолого-едагогические основы развития личности.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа 1930 г. в кн. философия. Мифология. Культура.
1991.

Социальная педагогика и психология требует ответа и на вопрос: как, каким образом развитие противопоставить распаду, регрессу, деградации личности?

По мнению А.Ф. Лосева, личность есть "осуществленная интеллигенция", это сложнейшее сочетание субъективного и объективного. Психогенез может быть понят в контексте космогенеза, ибо личность проявляется в процессе осмысливания себя в мире и все ее изменения надо искать в сфере одной и той же личности.

Цицерон девятнадцать столетий тому назад писал: "Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, - нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим" .

Познание самого себя в процессе развития позволяет с определенной долей оптимизма отнестись к словам Цицерона, который охарактеризовал возможности человека будущего: человек, наделенный совершенной мудростью, вернее сказать - его разум, достигший в нем совершенства, будет так распоряжаться низшими частями души, как справедливый отец достойными сыновьями: ему довольно будет одного лишь знака, чтобы без всякого труда и усилия достигнуть цели: он сам себя ободрит, поставит на ноги, вооружит, и чтобы выйти на боль, как на неприятеля" .

Исторически человек потому и прогрессировал, что постоянно рефлексировал, стараясь отделить свои продуктивные действия от бесполезных, дурные поступки от хороших. Полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласо-i вывать условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласевы-^ вать свой жизненный путь с интересами и потребностями других^ человек сам является автором своих действий и несет за них ответу ственность. 1.

Это оказывается возможным благодаря тому, что человек созна^" тельно и целенаправленно делает свой выбор. В различные возраст иые периоды жизни он может своими выборами способствовать раз витию своей личности, а может выбрать линию поведения, котора затормозит его личностное развитие. ' ^

Известно, что в настоящее время школа испытывает значител^ ные трудности в формировании личности современного школьник^ Одна из причин этого видится в том, что обучение и воспитано весьма слабо опираются на комплекс имеющихся психологически! исследований о возрастном развитии ребенка. При разработке учеб но-воспитательных задач руководящие органы народного образован

^ Цицерон. Избр. соч. (пер. с лат.) М., 1975, с. 271 - Там же. с. 265

ния, например, декларируют необходимость развития личности учащихся, но оценку деятельности школы производят без учета возрастных психологических характеристик и анамнестических данных школьников, без учета уровня их воспитанности и других параметров их психического развития.

Эффективность учебно-воспитательного процесса определяется, как правило, тем, что знают и умеют школьники. Это, безусловно, важно, но недостаточно, так как не выявляют полной картины все-возрастного психического и личностного развития ребенка, не раскрывают, в какой мере выученный учебный материал становится достоянием личности, что, например, дает усвоение того или иного учебного материала для дальнейшего развития творческого мышления, способностей, установок, интересов и убеждений ученика. Иными словами, остается неясным, насколько эффективен и полезен сам учебно-воспитательный процесс, каковы глубинные причины появления у школьников разных возрастов неуспеваемости, за-комплексованности, тревожности, агрессивности, утомляемости, ригидности и т.п.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Зотова Лариса Анатольевна. Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Климанова Вера Владимировна. Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению
  • Ольга Торощина. Исследовательский проект психологическая готовность детей к обучению в школе
  • Лапшенкова Лилия Леонидовна. Использование театрализованной деятельности в социализации дошкольников
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Шляпина С.С., Болдина Е.А.. Развиваемся, играя!
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'
  • Закирова Розалия Ильсуровна. Роль игры в развитии ребенка
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Глушкова Елена Юрьевна. Памятка для родителей: «Проблемы адаптации дошкольников к обучению в школе»
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Алена Зайцева. Подготовка детей к школе посредством художественно-изобразительной деятельности
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Взаимодействие педагога и семьи дошкольника»
  • Белоусова З. И., Мищик Л. И. Психодиагностика в начальной школе. Методическое пособие для практического психолога и учителя начальной школы.
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Семенова Ирина Викторовна. Сообщение на педагогическом совете по теме: «Роль игры в воспитании положительного отношения к школе».
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Омётова Олеся Васильевна. Ваш ребенок на пороге школы
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь