Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6465

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ВВЕДЕНИЕ

Развитие личности ребенка в учебно-воспитательном процессе, развитие его индивидуальных особенностей внутри каждого возрастного периода - потребностей и интересов, склонностей и способностей, самооценки и самосознания, установок, жизненных и ценностных ориентаций - задача чрезвычайно сложная, имеющая как теоретический, прикладной, так и практический характер.

Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Источником и внутренним содержанием развития, в том числе и развития личности, является борьба противоположностей.

Главная цель учебно-воспитательного процесса - не научить чему-то, а развить безграничные возможности личности. А для этого специалисту необходимо знать, что

1 - развитие не подготовка к детскому саду или школе;

2 - развитие не требует никаких затрат;

3 - прежде чем развивать личность, нужно знать - что развивать;

4 - почему не реализовано всестороннее развитие личности;

5 - человек (ребенок) может помочь сам себе больше, чем кто-либо другой;

6 - развитие нельзя прерывать, как и нельзя насиловать;

7 - личность - не собственность социальных учреждений и родителей .

Поскольку физическое и психологическое развитие - явление 1 природы и общественной жизни, им свойственны внутренние проти-1воречия (например, между требованиями, предъявляемыми организму, личности ребенка и тем, чем она располагает и может ответить на эти требования). Подлинным содержанием физического и психического развития является борьба противоречий. Рост (количественные изменения) связан с изменением структуры организма и его функций (качественные изменения).

1 Развивать личность - делать ее духовно зрелой, раскрывать ее умственные, духовные способности, расширять кругозор, делать ее ^равственно здоровой, углублять содержание личностного потснциа-а. Специалист, работающий с личностью, должен знать ч т о раз-ивать и как развивать. В этих вопросах заложены психолого-едагогические основы развития личности.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа 1930 г. в кн. философия. Мифология. Культура.
1991.

Социальная педагогика и психология требует ответа и на вопрос: как, каким образом развитие противопоставить распаду, регрессу, деградации личности?

По мнению А.Ф. Лосева, личность есть "осуществленная интеллигенция", это сложнейшее сочетание субъективного и объективного. Психогенез может быть понят в контексте космогенеза, ибо личность проявляется в процессе осмысливания себя в мире и все ее изменения надо искать в сфере одной и той же личности.

Цицерон девятнадцать столетий тому назад писал: "Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, - нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим" .

Познание самого себя в процессе развития позволяет с определенной долей оптимизма отнестись к словам Цицерона, который охарактеризовал возможности человека будущего: человек, наделенный совершенной мудростью, вернее сказать - его разум, достигший в нем совершенства, будет так распоряжаться низшими частями души, как справедливый отец достойными сыновьями: ему довольно будет одного лишь знака, чтобы без всякого труда и усилия достигнуть цели: он сам себя ободрит, поставит на ноги, вооружит, и чтобы выйти на боль, как на неприятеля" .

Исторически человек потому и прогрессировал, что постоянно рефлексировал, стараясь отделить свои продуктивные действия от бесполезных, дурные поступки от хороших. Полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласо-i вывать условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласевы-^ вать свой жизненный путь с интересами и потребностями других^ человек сам является автором своих действий и несет за них ответу ственность. 1.

Это оказывается возможным благодаря тому, что человек созна^" тельно и целенаправленно делает свой выбор. В различные возраст иые периоды жизни он может своими выборами способствовать раз витию своей личности, а может выбрать линию поведения, котора затормозит его личностное развитие. ' ^

Известно, что в настоящее время школа испытывает значител^ ные трудности в формировании личности современного школьник^ Одна из причин этого видится в том, что обучение и воспитано весьма слабо опираются на комплекс имеющихся психологически! исследований о возрастном развитии ребенка. При разработке учеб но-воспитательных задач руководящие органы народного образован

^ Цицерон. Избр. соч. (пер. с лат.) М., 1975, с. 271 - Там же. с. 265

ния, например, декларируют необходимость развития личности учащихся, но оценку деятельности школы производят без учета возрастных психологических характеристик и анамнестических данных школьников, без учета уровня их воспитанности и других параметров их психического развития.

Эффективность учебно-воспитательного процесса определяется, как правило, тем, что знают и умеют школьники. Это, безусловно, важно, но недостаточно, так как не выявляют полной картины все-возрастного психического и личностного развития ребенка, не раскрывают, в какой мере выученный учебный материал становится достоянием личности, что, например, дает усвоение того или иного учебного материала для дальнейшего развития творческого мышления, способностей, установок, интересов и убеждений ученика. Иными словами, остается неясным, насколько эффективен и полезен сам учебно-воспитательный процесс, каковы глубинные причины появления у школьников разных возрастов неуспеваемости, за-комплексованности, тревожности, агрессивности, утомляемости, ригидности и т.п.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Ирина Удалова. Интегрированное обучение и воспитание детей с ООП
  • Горбачева Юлия Анатольевна. Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития дошкольников.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Старочкина Татьяна Павловна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Вера Анатольевна Овчинникова. Развитие личности ребёнка в процессе ознакомления с природой
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Кикоть Елена Александровна. Формирование личности детей средствами физкультурного воспитания
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Каким образом психологическая адаптация связана с личностным ростом.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Редактор. proekt
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь