|
Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личностиКатегория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6502
Автор: Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э.
Название: Психолого-педагогические проблемы личности Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 67
Безусловно, и другие виды деятельности участвуют в формир вании новых потребностей, но ни в какой другой деятельности, мнению Д. Б. Эльконина, нет такого эмоционально наполнение вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения обе ственных функций и смысла человеческой деятельности, как в иг Наряду с игрой существенную роль в психологическом разит дошкольника играет продуктивная деятельность - рисование, ле ка, аппликация, конструирование. Каждая из них характеризуе направленностью на получение продукта (рисунка, постройки), падающего определенными заданными качествами. От ребенка буется, чтобы он умел добиваться нужного результата даже в случае, если сам процесс деятельности в данный момент его не r влекает, чтобы он умел создавать и последовательно воплощать мысел. Естественно, что младшие дошкольники еще не могут га чинять свои действия подобным требованиям. На первых порах привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельносп накладывание кубиков, изменение формы глины, появление еле на бумаге при пользовании карандашом. Направленность на пс чение результата складывается постепенно в ходе овладения тельностью. И по мере формирования этой направленности реб овладевает необходимыми внешними, практическими, внутрени психическими видами действий, у него формируются эстетиче переживания и творческие способности. Наиболее пристальное внимание исследователей привлекае] тское рисование. Рисунки дошкольников отличаются своеобразн чертами: они схематичны (человек изображается несколькими^ ниями), в них часто нарушены правильные соотношения предм по величине (цветок может быть больше домика) и пространСТ ные отношения, иногда предмет изображен одновременно с ра^ сторон и т. д. В известной мере эти особенности объясняются что рисунки детей часто являются лишь элементом игры или ргЛ за об интересных событиях. То, что не передается в изображе дополняется словами или жестами. Сказывается также бедност>1 бразительных средств, которыми владеет ребенок. Но вместе с тем, в особенностях изображения проявляются i которые характерные черты детского восприятия и мышления этом свидетельстэует тот факт, что во многих случаях дети узнают предмет, нарисованный их сверстниками, в то врем Формирование такого поведения ребенка связано с соподчинено ем мотивов, т.е. сознательным преодолением аффективно отрица1 тельного отношения, с волевым усилием, которое реализуется ра; эмоционально привлекательной цели. Дошкольник очень рано нач) нает переживать внутренний разлад, когда ему трудно отдать пре, почтение какому-либо желанию. Например, при возникновем нравственного конфликта колебания у младших дошкольников чаи, всего заканчиваются победой более ситуативного желания, влекущает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполня-^ "оручениябез внешнего контроля; проявляет большой интерес к ^°"°я^^1ькой учебной работе, готовится ко всем урокам; общест-1^"*^^ поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в we благоприятное статусное положение. [^' Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно 1^ ^^ к школе, ее посещение не вызывает отрицательных пере-^ ^ии: понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных п{ рамм, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и вд мателен при выполнении заданий, поручений, указаний взросло но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда qai чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет , машние задания почти всегда; общественные поручения выпол1 добросовестно; дружит со многими одноклассниками. 3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицате^ или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на не ровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются на; ния дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает ни и фамилии лишь часть .одноклассников. В числе наиболее благвприятны> факторов - адекватное нание своего положения в группе сверстников, отсутствие ликтной ситуации в семье, отсутствие конфликтной ситуавди алкоголизма в семье, правильные методб воспитания в сем) сокий уровень образования родителей, функциональная готе к обучению в школе, благоприятный статус ребенка в группе) тупления в пеовый класс и др. Результаты исследований показывают, что если педагог) коррекция учащихся подготовительных классов, испытыв трудности в овладении программой, проводится преимущест игровой деятельности, то ее развивающий эффект больше, " проведении дополнительных занятий только по грамматике) му. * Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет пр отношений является специальной педагогической задачей. 41 пщть эту задачу необходимо рассматривать ребенка как целостную "цчность, участвующую на равных в учебном процессе. Под традиционным вопросом дидактики "Кого учить?" мыслится дичность учащегося, а не его отдельные психические процессы - ^приятие, память, мышление, воображение, внимание и т. п. Как ^итает Л. С. Выготский, развитие личности ребенка имеет социальную природу и его источником является сотрудничество. Развивая ^гу идею, специалисты-педагоги (В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амо-яашвили, Л. В. Занков, Г. С. Костюк и др.) считают ведущим в пед-дроцессе личностно-гуманный подход. И, конечно, необходимо владеть методикой, технологией реализации данного подхода в обучении детей начальных классов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|