Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»

«Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

В педагогической практике большое значение в речевом развитии имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при поступлении в детский сад.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.

Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

 

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни.

Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. На этот случай приводятся разные цифры: от 7 до 10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взросления детей. Чем старше ребёнок, тем длиннее адаптационный период.

Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребёнок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней.

Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребёнок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит её. Период адаптации такого ребёнка может растянуться до месяца.

Ребёнок, который дома находится на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя ни на минуту, в условиях детского сада требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он переходит из рук в руки – от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетён. Всё своё внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребёнка может длиться 3 месяца, а то и больше.

Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. При этом, чем лучше развита речь, тем легче проходит процесс адаптации.

Система работы по развитию речи детей в период их адаптации в ДОУ включает несколько этапов. В практике работы, на начальном этапе, проводим диагностику речевой активности.

Основные этапы данной диагностики, скорее всего вам, знакомы, я еще раз напомню.

При поступлении ребенка в группу детского сада мы заполняем на него специальную карту, которая представлена в раздаточном материале.

В течение первых 10 дней пребывания ребенка в ДОУ воспитателем и всеми специалистами проводится наблюдение и фиксация параметров в листе адаптации, который заводится на каждого ребенка.

Наблюдение мы проводим по следующим параметрам:

  • Приход в группу
  • Прием пищи
  • Температура тела
  • Состояние желудочно – кишечного такта
  • Дневной сон
  • Эмоциональное состояние
  • Контакт с чужими взрослыми
  • Контакт с детьми
  • Соблюдение правил
  • Игровая активность
  • Включенность в задания учебного типа
  • Приход родителей

После проведения наблюдения и обработки полученных результатов выявляются основные нарушения адаптации обследованной группы детей по уровню адаптации:

  1. группа — дети с высоким уровнем адаптации
  2. группа — дети со средним уровнем адаптации
  3. группа — дети с низким уровнем адаптации

Выявление изменений речевой активности детей в период адаптации к условиям ДОУ проводится нами с помощью следующих методов:

  • Наблюдение за поведением в группе в различных видах деятельности;
  • Наблюдение за речевым поведением детей с целью выявления речевой активности в различных условиях общения.

Исходя из полученных данных, выстраивается система работы по развитию речи, целью которой является успешное прохождение периода адаптации.

Система работы по развитию речи предусматривают четыре этапа:

  • I этап — проведение педагогического просвещения родителей, дети которых поступают в ДОУ;
  • II этап — установление доверительных отношений воспитателя с детьми, формирование у детей представлений об окружающей среде как о знакомой;
  • III этап — приучение детей к режимным моментам и формирование умений и навыков эффективной коммуникации;
  • IV этап – развитие потребности в самостоятельной активной деятельности и коммуникации;

Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных этапов.

Итак, педагогическое просвещение родителей, дети которых поступают в ДОУ. Целью I этапа является педагогическое просвещение, что отражено в названии.

Какие мероприятия можно провести на данном этапе? (ответы педагогов)

Для этого проводятся такие мероприятия, как конференция “Здравствуй, малыш!», родительское собрание «Давайте познакомимся». При этом следует отметить, что дети приходят в детский сад с разной степенью подготовленности. Поэтому при проведении данных мероприятий распространяются памятки, отражающие рекомендации по организации жизни ребенка, готовящегося поступать в ДОУ. Эти рекомендации касаются вопросов самообслуживания, организации режима дня, закаливания и т.д..

Одновременно с этим проводятся индивидуальные беседы и консультации, на которых обсуждаются все моменты и проблемные ситуации, с которыми могут столкнуться дети в детском саду.

Предлагаю вам подумать и назвать по одной рекомендации, которые можно включить в памятку для родителей вновь прибывших детей.

На второй этап работы приходится первый период адаптации детей к ДОУ, поэтому задачами данного периода являются:

  • установление контакта и доверительных отношений воспитателя с детьми;
  • формирование у детей представлений об окружающей среде как о знакомой;

Для реализации задач мы используем следующие методы и приемы:

  • Вовлечение ребенка в совместную деятельность и коммуникацию путем организации игр, направленных на коммуникацию и знакомство со средой. Используются такие игры, как «Найди игрушку», «Чей голосок», «Петрушка».
  • Оречевление воспитателем действий ребенка (от лица воспитателя, игрушки) «Маша собирает пирамидку! Молодец Маша, какую Маша высокую пирамидку собрала!»

При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Одну фразу можно изменять в зависимости от ситуации. Например, фразу «Пошли мыть руки» можно заменить на другие.

( «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора мыть руки»)

При этом обращается внимание на реализацию разных функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей – в процессе организации всех форм детской жизнедеятельности. В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения.

  • Следующим приемом является ритуальность, ритмичность проведения режимных моментов (при мытье рук, приеме пищи, одевании, раздевании, укладывании спать) с использованием игровых и речевых приемов (стихи, потешки). Например: «кушай кашу, девочка, девочка – припевочка!», «Будут пальчики вставать, наших деток одевать»
  • Вопросно — ответная форма общения (по инициативе воспитателя), предполагает использование односоставных инструкций. Например: «Возьмешь шапку?», «Садимся на ковер» и т.д.
  • Комментирующая речь воспитателя в процессе совершения действий детьми. Например: «Сейчас Саша пойдет мыть ручки. Мы идем в туалет, топ-топ-топ. Давай возьмем мыло, намыливаем ручки, теперь смываем мыло водой, берем свое полотенце, вытираем ручки, вот умничка!»
  • Расширение пассивного словаря за счет называния предметов и действий с ними в группе.

Реализация данных методов и приемов наиболее эффективна при соблюдении следующих условий:

  • Обстановка в группе эмоционально положительная, приветливое, доброжелательное отношение;
  • Оформление группы эмоционально привлекательное и эстетичное;
  • Игрушки и пособия яркие, красочные, доступные;
  • Занятия и режимные моменты сопровождаются музыкой.

На третьем этапе развития речи детей в период адаптации мы ставим следующие задачи:

  • приучать детей к режимным моментам (учить выполнять и понимать действия, готовить к самостоятельности);
  • формировать умения и навыки коммуникации (формировать партнерские отношения, работать над культурой поведения в группе);

Для решения данных задач используем следующие приемы работы с детьми:

  • Задаются вопросы детям с целью определения их дальнейшего вида деятельности. Например: «Отгадайте загадку. Даша накрывает на стол: раздает хлеб, наливает суп. Что мы сейчас будем делать?» или «Мы идем в музыкальный зал. Чем мы будем там заниматься?» и т.д.
  • Формируются навыки и умения самообслуживания при помощи двусоставных просьб и поручений. Например: «Подними куклу и посади ее на диван»
  • Воспитатель демонстрирует образец выполнения той или иной деятельности, т.е. реализуется принцип наглядно – практического обучения детей раннего возраста
  • Дети обучаются регулированию собственной деятельности:
  • По инструкции взрослого (строить только на столе, мыть руки по очереди, не бегать по группе)
  • По правилам игры
  • По условиям собственной деятельности со сверстниками (на данном этапе с помощью взрослого, т.к. детям сложно договориться и, тем более, соблюдать договоренность)
  • По правилам культурного поведения
  • Организация режимных моментов проходит через усложнение элементов ритуальности и ритмичности деятельности детей, с использованием игровых приемов (стихи и потешки).

Например:

«В руки мыло мы возьмем», «Спи, Ванюша миленький, голубочек сизенький!».

Это помогает быстрее сориентировать детей в режиме дня и соотносить их ориентировку с необходимыми действиями и поведением.

  • Формируем умение использовать разные типы интонаций в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Мы учим, каким тоном нужно просить что-то, каким тоном жалеть и т.д.

В ходе реализации четвертого этапа были поставлены следующие задачи:

  • развитие потребности в самостоятельной деятельности и общении;
  • формирование инициативной речи и умений поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками.

Для решения поставленных задач используем следующие приемы:

  • Прием развития образной речи в игровой деятельности. Например: «Ты храбрый как лев», «Ты хитрая как лисичка –сестричка», «Разве ты зайка – трусишка?!»
  • Поощряем детей к использованию высказываний отрицания, высказываний повествовательного плана.
  • Формируем умения изменять интонацию в соответствии с разными типами коммуникативных ситуаций.
  • Формируем умения пользоваться в активной речи словами –предметами, признаками и действиями, употреблять простые предлоги.

А сейчас я предлагаю Вам на практике попробовать прием «Опосредованное общение через игрушку». Ваша задача обыграть возможную речевую ситуацию с куклой одной группе и с медведем другой.

Используя в работе обозначенные приемы, мы подводим детей к овладению более сложными функциями речи – регулирующей и планирующей. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов.

Исходя из чего осуществляется переход от пассивной к активной адаптации. При этом дети первой группы адаптации переходят во вторую, где потребность в общении с взрослыми рассматривается как сотрудничество и желание получать новые знания об окружающем.

Таким образом, для решения проблемы адаптации и развития речи в данный период необходим комплексный подход, включающий: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, взаимодействие с родителями, правильная организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения на развитие речи.

Что в свою очередь дает следующие результаты: снижение количества детей с тяжелой степенью адаптации и повышение уровня речевой активности детей.

Просмотров: 115
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Самарина Елена Васильевна. Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО»
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Евдокимова Елена. «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Использование игры для адаптации двуязычных детей к детскому саду
  • Климанова Вера Владимировна. Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению
  • Смирнова Ольга Михайловна. Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ
  • Дрига Ольга Владимировна. Использование методического пособия «Сарафан Матрена», как средство облегчения адаптации детей к условиям детского сада
  • Чвирук Н. В.. Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ»
  • Елена Слесарева. Рекомендации по адаптации детей к детскому саду
  • Шрайнер Александра Ивановна Колесникова Виктория Олеговна. Использование игр с кинетическим песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Русанова Галина Ивановна. Проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»
  • Сандлер Ольга Валерьевна. Конспект занятия для детей 3-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению «Как цыпленок радугу искал»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Курикалова Оксана Михайловна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь