|
Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личностиКатегория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6492
Автор: Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э.
Название: Психолого-педагогические проблемы личности Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Самыми элементарными формами психической жизни (ее ками) являются эмоции, так как для ребенка, почти лишенного^ тинктивных способов удовлетворения своих потребностей и уда воряющего их посредством взрослого, биологически более вах являются ориентации в состоянии собственных потребностей,
ухающей действительности, и своевременная сигнализация об ^ Переживания детей представляет собой средство такой ориентации. pig протяжении года сознание ребенка развивается. По мнению п И. Божович, в нем выделяются отдельные психические функции, дмляются первые чувственные обобщения, ребенок начинает упот-пебпятъ элементы слов для обозначения предметов, его потребности ^g больше начинают воплощаться в окружающих предметах, кото-пце приобретают побудительную силу; попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности и побуждают активность в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. Ситуативность свойственна также (несколько в ином виде) детям раннего, дошкольного и даже школьного возраста. Ситуативность преодолевается лишь постепенно, и ее преодоление в значительной степени является признаком формирования личности ребенка. Итак, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающему предметному миру. Они воспринимают лишь те раздражители, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям. Отсутствие у ребенка внеситуативных (внутренних, но не органических) побуждений определяет и поведение взрослых по отношению к этому возрасту. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. Но вначале второго года жизни наступает момент, когда малыш перестает покорно подчиняться взрослому. Наблюдения показывают, что одновременно с этим дети становятся способными действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием возникающих в их памяти образов и представлений. Это вполне закономерно, так как в этот период память начинает играть в психическом развитии ребенка все большую роль, занимает доминирующее положение и уем самым перестраивает структуру детского сознания и поведения. Итак, центральным, т. е. личностным новообразованием первого года жизни является возникновение эффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воз-^"^гвиям внешней среды. Эффективно заряженные представления Л. И. Божович называет "мотивирующими представлениями". По ее См.: Л. и. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы ""^oi-ии. 1978, №4: 1979, N?2 4. мнению, появление мотивирующих представлений принципиалык: изменяет поведение ребенка и все его взаимоотношения с окружающей действительностью. Их наличие освобождает ребенка от скован-i ности данной конкретной ситуацией, от диктата внешних воздейст-i вий (в том числе идущих и от взрослого человека), короче говорят они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого Ц не осознает. Однако взрослые уже не могут с этим не считаться. На^ пряженность новых потребностей настолько велика, что не учет их^ а тем более прямое подавление являются причиной фрустрации pe В этот период познавательная деятельность ребенка обращав" уже не только на внешний мир, но и на самого себя. Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания i бя как субъекта действия. Можно часто наблюдать, как ребенок э го возраста .любит помногу раз повторять одно и то же движенх внимательно прослеживая и контролируя те изменения, которые развитием, что разделить их практически невозможно. Развитие личности ребенка (В. С. Мухина) включает две сто ны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начии понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что пор Толе. Толя улыбается, с любопытством смотрит на товарища. По> рачивает голову в сторону воспитательницы; продолжает улыбать несколько секунд задерживает вопросительный взгляд на ней. От смотрит на Додика. Идет к воспитательнице. - К). А.! Додик что делает... неуверенно говорит он и кивк головы указывает в сторону Додика. Вопросительно смотрит Ю. А. - Так можно делать, - говорит воспитательница. Толя становится рядом с Додиком. Начинают играть вместе. трения по поверхности стола получается специфический свист. С мальчика весело смеются (Из наблюдений В. А. Горбачевой). В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте на перв: план выдвигается, усвоение правил взаимоотношений с другш детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что час возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его пра и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, они нередко на первых порах применяют их формально, не поит особенностей данного конкретного случая. Овладение правила взаимоотношений происходит только в результате опыта, получ мого детьми в практике изменения, нарушения и восстановле; этих правил. На протяжении дошкольного возраста изменяется степень о как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ^^нка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие 61 хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охс выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имен и дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало 061 ются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Оста ная часть детей располагается между этими "полюсами". Степе^ популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих щ чин: его знаний, умственного развития, особенностей поведен умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, i зической силы и выносливости и т. д. (Я. Л. Коломинский). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|