Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6492

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Самыми элементарными формами психической жизни (ее ками) являются эмоции, так как для ребенка, почти лишенного^ тинктивных способов удовлетворения своих потребностей и уда воряющего их посредством взрослого, биологически более вах являются ориентации в состоянии собственных потребностей,

ухающей действительности, и своевременная сигнализация об ^ Переживания детей представляет собой средство такой ориентации.
pig протяжении года сознание ребенка развивается. По мнению

п И. Божович, в нем выделяются отдельные психические функции, дмляются первые чувственные обобщения, ребенок начинает упот-пебпятъ элементы слов для обозначения предметов, его потребности ^g больше начинают воплощаться в окружающих предметах, кото-пце приобретают побудительную силу; попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности и побуждают активность в направлении, соответствующем данной ситуации.

Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. Ситуативность свойственна также (несколько в ином виде) детям раннего, дошкольного и даже школьного возраста. Ситуативность преодолевается лишь постепенно, и ее преодоление в значительной степени является признаком формирования личности ребенка.

Итак, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающему предметному миру. Они воспринимают лишь те раздражители, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям. Отсутствие у ребенка внеситуативных (внутренних, но не органических) побуждений определяет и поведение взрослых по отношению к этому возрасту. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок.

Но вначале второго года жизни наступает момент, когда малыш перестает покорно подчиняться взрослому. Наблюдения показывают, что одновременно с этим дети становятся способными действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием возникающих в их памяти образов и представлений.

Это вполне закономерно, так как в этот период память начинает играть в психическом развитии ребенка все большую роль, занимает доминирующее положение и уем самым перестраивает структуру детского сознания и поведения.

Итак, центральным, т. е. личностным новообразованием первого года жизни является возникновение эффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воз-^"^гвиям внешней среды. Эффективно заряженные представления Л. И. Божович называет "мотивирующими представлениями". По ее

См.: Л. и. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы ""^oi-ии. 1978, №4: 1979, N?2 4.

мнению, появление мотивирующих представлений принципиалык: изменяет поведение ребенка и все его взаимоотношения с окружающей действительностью. Их наличие освобождает ребенка от скован-i ности данной конкретной ситуацией, от диктата внешних воздейст-i вий (в том числе идущих и от взрослого человека), короче говорят они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого Ц не осознает. Однако взрослые уже не могут с этим не считаться. На^ пряженность новых потребностей настолько велика, что не учет их^ а тем более прямое подавление являются причиной фрустрации pe которое принято связывать с появлением слова "Я". Весь этот пе{ ход осуществляется в условиях, во многом отличных от тех, котор] определяли жизнь и деятельность младенца. Прежде всего, дети рав него возраста благодаря успехам предшествующего развития в м. денческом возрасте начинают занимать совсем иное место в округ ющем их мире людей и предметов. Это уже не беспомощные, не б ответные существа, они сами продвигаются в пространстве, мо; сами действовать, удовлетворять многие свои потребности, становя ся способными к первичным формам речевого общения, иначе гов ря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредствованн} взрослыми людьми.

В этот период познавательная деятельность ребенка обращав" уже не только на внешний мир, но и на самого себя.

Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания i бя как субъекта действия. Можно часто наблюдать, как ребенок э го возраста .любит помногу раз повторять одно и то же движенх внимательно прослеживая и контролируя те изменения, которые развитием, что разделить их практически невозможно.

Развитие личности ребенка (В. С. Мухина) включает две сто ны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начии понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что пор Толе. Толя улыбается, с любопытством смотрит на товарища. По> рачивает голову в сторону воспитательницы; продолжает улыбать несколько секунд задерживает вопросительный взгляд на ней. От смотрит на Додика. Идет к воспитательнице.

- К). А.! Додик что делает... неуверенно говорит он и кивк головы указывает в сторону Додика. Вопросительно смотрит Ю. А.

- Так можно делать, - говорит воспитательница. Толя становится рядом с Додиком. Начинают играть вместе. трения по поверхности стола получается специфический свист. С мальчика весело смеются (Из наблюдений В. А. Горбачевой).

В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте на перв: план выдвигается, усвоение правил взаимоотношений с другш детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что час возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его пра и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, они нередко на первых порах применяют их формально, не поит особенностей данного конкретного случая. Овладение правила взаимоотношений происходит только в результате опыта, получ мого детьми в практике изменения, нарушения и восстановле; этих правил.

На протяжении дошкольного возраста изменяется степень о как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ^^нка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие

61

хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охс выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имен и дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало 061 ются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Оста ная часть детей располагается между этими "полюсами". Степе^ популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих щ чин: его знаний, умственного развития, особенностей поведен умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, i зической силы и выносливости и т. д. (Я. Л. Коломинский).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Редактор. proekt
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Самсоненко Антонина Евгеньевна. Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 2)
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Бурова Елена Сергеевна. Театрализация в ДОУ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь