Вспомним и о естественной для его возраста тяге подростка к об-Щению с себе подобными.
Компенсация может быть найдена и в сферах безобидных, даже Мужающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой (зву-козаписями зарубежных рок-ансамблей), одеждой (добываемой у ^кулянтов или фарцовщиков). Зловещая закономерность отрыва ^г позитивных целей, труда, социальных перспектив и т.п. состоит ^м, что безобидное групповое досуговое неформальное поведение
легко скатывается к поведению асоциальному (карты, выпиви ние беспорядочные половые связи и т.п.), затем к антисоциа (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и пр.). Механизм превращений тоже не сложен. Здесь заметно высока роль л группы. В компании подростков неформальным лидером рода вает самый умный. Не мировые или научные проблемы соби; решать подростки. Они хотят действовать. Поэтому лидером i вится самый опытный, решительный. Коллективизм в таких помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе прису настроения - вместе легче украдем или легче спрячем, легче j емся или легче убежим. А в кабинете следователя нередко а "все били, и я бил". Вина как бы распределяется на всех и вится незаметной. .
Опытный лидер нередко может повернуть в угодном ему в лении всю группу. Что ж& говорить о случаях, когда новичов^ дает в группу, где все как этот лидер. У группы своя шкала of свои правила отношений, поведения, ч
Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией:; мейно-школьного дискомфорта. И данный процесс естествене противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найх монизирующее начало в другом мире. Эта гармония будет нистична большому миру, но так распорядилась жизнь: под вая податливость позволяет ему примериться к тем условв лучше, и отсоединиться от тех, где плохо.
Порядки, нравы группировки могут становиться похож порядки и нравы "зоны" и ВТК или во взрослом исправитель довом лагере. Обстановка ПТУ, интернат, казармы спосо стабилизации таких "порядков", превращению в традицию. подростки не хотят разрывать с такой группой. Она гарм Ребенка к жизни. М.-Л., 1991.