|
Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личностиКатегория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6493
Автор: Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э.
Название: Психолого-педагогические проблемы личности Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Опираясь на собственный опыт и интуицию, педагоги нередко оценивают личность ребенка без достаточной информации о данном возрасте, без понимания истинных мотивов поступков и действий учащихся, используя в основном свои впечатления. Учитель часто не знает в достаточной степени возрастных характеристик и на этом фоне индивидуального своеобразия личности ученика. По мнению многих исследователей , именно в этом, а не в учебных площадях, наглядности, компьютерах и других технических средствах заключен корень психолого-педагогических проблем и коллизий сегодняшней школы.
Проведенный анализ процесса и результата внедрения психологических знаний в практику школы показал, что обычный путь - непосредственное использование учителем психологических рекомендаций - часто оказывается неэффективным, так как оно требует высокого уровня профессиональной психолого-педагогической подготовки. Эта задача, как показала отечественная и зарубежная практика, может быть решена только путем введения специальной службы "социального педагога и психолога", в лице которых народное образование получит специалистов, подготовленных к реализации новейших достижений возрастной, педагогической и дифференциальной психологии в повседневную практику школы. ' См.: Асмолов А. Т. Психология личности. М., 1990; Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы. Киев, 1980; Дубровина И. В. Теоретические проблемы обучения школьников. В кн. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. М., 1988 и др. Профессиональная компетентность социального педагога и психолога позволит своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии личности ребенка, знать его возрастные и индивидуальные особенности, своевременно ставить психолого-педагогический диагноз на основе возрастного подхода. В настоящее время во многих странах СНГ и городах Украины работают школьные психологи - кто в аспекте экспериментов, проводимых НИИ педагогики и психологии, кафедрами университетов и пединститутов, кто по инициативе институтов усовершенствования учителей, кто в порядке инициативы, согласованной с потребностями и заинтересованностью той или иной школы-гимназии, лицея, интерната. На кафедре педагогики и психологии Запорожского госуниверситс-.а четвертый год существует факультет послепрофес-сиональной подготовки по специальности "Практический психолог", утвержденный Министерством образования Украины. Четвертый год существует факультет "Социальная педагогика и психология", готовящий специалистов социальной службы и психологов, нуждающихся не только в практической, но и научно-методической поддержке. Данное учебное пособие, адресованное социальным педагогам и психологам, является попыткой на новой основе, в едином ключе раскрывать проблемы всевозрастного подхода к развитию личности, которые ранее рассматривались при изучении возрастной психологии и педагогики, психологии личности, социологии и методик воспитания. Авторы полагают, что данное обстоятельство облегчает постановку задач по усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных квалификационными характеристиками к специалисту "Социальный педагог и психолог". Известно, что на каждом возрастном этапе развития личности перед субъектом встает ряд задач, от благоприятного или негативного решения которых зависит его индивидуальное развитие. В известной нам литературе выделяются три группы задач каждого конкретного возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. 1. Естественно-культурные задачи - достижение на каждом воз-^ растном этапе определенного уровня биологического созревания, ', физического и сексуального развития, имеющих определенные нормативные различия в тех или иных регионально-культурных уело-j виях. ' Для решения этих задач в рамках возрастного подхода в воспитании необходимо, например, разрабатывать оптимальный режим; См.: Мудрик А. В. Педагогика и психология развития личности: поогоамма KVD-са.М.. 1992. ^и ^ кормления и ухода на каждом возрастном этапе; систему физического и сенсорно-моторного развития, мер компенсации и реабилитации дефектов процессов созревания и развития отдельных анатомо-физиологических систем организма (в рамках индивидуального подхода); способы стимулирования осознания ценности здоровья, активного отношения человека к своему физическому развитию и его методы; культивировать здоровый образ жизни на каждом возрастном этапе, позитивное, уважительное отношение к человеческому телу, реалистические законы и идеалы женственности и мужественности, адекватное восприятие человеческой сексуальности, учитывая этно-культурные традиции и региональные особенности. 2. Социально-культурные задачи - познавательно-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в конкретный период его истории. Они, с одной стороны, предъявляются в вербализированной форме институтами и агентами социализации, а с другой - существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике, не совпадая с друг с другом и нередко противореча друг другу. Роль воспитания наиболее велика в решении именно этой группы задач, ибо фактически общество и государство требует от системы воспитания в первую очередь и главным образом формирования гражданина, отвечающего социальному и государственному заказам, т.е. человека-семьянина, труженика, .потребителя, патриота, гуманиста и т.д. Выполняя эти и другие заказы, педагогика в рамках возрастного подхода в воспитании определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые-для решения социально-культурных задач на каждом возрастном этапе, разрабатывает технологию, формы и методы приобщения к ним, формирования направленности и отношений личности в процессе организации жизнедеятельности различных институтов воспитания. 3. Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация, самооценка и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содер_- жание и способы их решения. В процессе воспитания помощь формирующейся личности в решении этих задач может быть оказана, если в соответствии с ее возрастными возможностями, характеристиками и особенностями социальные педагоги создают условия для развития рефлексии и саморегулирования личности, стимулируют и создают условия для адекватного самопознания, индивидуальных и личностно значимых и социально приемлемых в каждом возрастном периоде самореализаций и самоутверждений. Опираясь на сензитивные периоды субъекта, необходимо его учить ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и личностным ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением временных, объективных и субъективных обстоятельств, обучать навыкам сотрудничества, решения проблем, предупреждению, преодолению и протезированию конфликтов и т.д. Решение всех трех групп задач объективно необходимо для развития личности. Если какая-либо задача остается нерешенной, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его незавершенным, либо искажает личность. Возможен ц вариант, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не проявляется в развитии личности. Но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она "всплывает", что приводит к якобы не мотивированным поступкам, действиям, решениям и изменениям в самой личности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|