Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6493

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Опираясь на собственный опыт и интуицию, педагоги нередко оценивают личность ребенка без достаточной информации о данном возрасте, без понимания истинных мотивов поступков и действий учащихся, используя в основном свои впечатления. Учитель часто не знает в достаточной степени возрастных характеристик и на этом фоне индивидуального своеобразия личности ученика. По мнению многих исследователей , именно в этом, а не в учебных площадях, наглядности, компьютерах и других технических средствах заключен корень психолого-педагогических проблем и коллизий сегодняшней школы.

Проведенный анализ процесса и результата внедрения психологических знаний в практику школы показал, что обычный путь - непосредственное использование учителем психологических рекомендаций - часто оказывается неэффективным, так как оно требует высокого уровня профессиональной психолого-педагогической подготовки. Эта задача, как показала отечественная и зарубежная практика, может быть решена только путем введения специальной службы "социального педагога и психолога", в лице которых народное образование получит специалистов, подготовленных к реализации новейших достижений возрастной, педагогической и дифференциальной психологии в повседневную практику школы.

' См.: Асмолов А. Т. Психология личности. М., 1990; Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы. Киев, 1980; Дубровина И. В. Теоретические проблемы обучения школьников. В кн. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. М., 1988 и др.

Профессиональная компетентность социального педагога и психолога позволит своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии личности ребенка, знать его возрастные и индивидуальные особенности, своевременно ставить психолого-педагогический диагноз на основе возрастного подхода.

В настоящее время во многих странах СНГ и городах Украины работают школьные психологи - кто в аспекте экспериментов, проводимых НИИ педагогики и психологии, кафедрами университетов и пединститутов, кто по инициативе институтов усовершенствования учителей, кто в порядке инициативы, согласованной с потребностями и заинтересованностью той или иной школы-гимназии, лицея, интерната. На кафедре педагогики и психологии Запорожского госуниверситс-.а четвертый год существует факультет послепрофес-сиональной подготовки по специальности "Практический психолог", утвержденный Министерством образования Украины. Четвертый год существует факультет "Социальная педагогика и психология", готовящий специалистов социальной службы и психологов, нуждающихся не только в практической, но и научно-методической поддержке.

Данное учебное пособие, адресованное социальным педагогам и психологам, является попыткой на новой основе, в едином ключе раскрывать проблемы всевозрастного подхода к развитию личности, которые ранее рассматривались при изучении возрастной психологии и педагогики, психологии личности, социологии и методик воспитания. Авторы полагают, что данное обстоятельство облегчает постановку задач по усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных квалификационными характеристиками к специалисту "Социальный педагог и психолог".

Известно, что на каждом возрастном этапе развития личности перед субъектом встает ряд задач, от благоприятного или негативного решения которых зависит его индивидуальное развитие. В известной нам литературе выделяются три группы задач каждого конкретного возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

1. Естественно-культурные задачи - достижение на каждом воз-^ растном этапе определенного уровня биологического созревания, ', физического и сексуального развития, имеющих определенные нормативные различия в тех или иных регионально-культурных уело-j виях. '

Для решения этих задач в рамках возрастного подхода в воспитании необходимо, например, разрабатывать оптимальный режим;

См.: Мудрик А. В. Педагогика и психология развития личности: поогоамма KVD-са.М.. 1992. ^и ^

кормления и ухода на каждом возрастном этапе; систему физического и сенсорно-моторного развития, мер компенсации и реабилитации дефектов процессов созревания и развития отдельных анатомо-физиологических систем организма (в рамках индивидуального подхода); способы стимулирования осознания ценности здоровья, активного отношения человека к своему физическому развитию и его методы; культивировать здоровый образ жизни на каждом возрастном этапе, позитивное, уважительное отношение к человеческому телу, реалистические законы и идеалы женственности и мужественности, адекватное восприятие человеческой сексуальности, учитывая этно-культурные традиции и региональные особенности.

2. Социально-культурные задачи - познавательно-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в конкретный период его истории. Они, с одной стороны, предъявляются в вербализированной форме институтами и агентами социализации, а с другой - существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике, не совпадая с друг с другом и нередко противореча друг другу.

Роль воспитания наиболее велика в решении именно этой группы задач, ибо фактически общество и государство требует от системы воспитания в первую очередь и главным образом формирования гражданина, отвечающего социальному и государственному заказам, т.е. человека-семьянина, труженика, .потребителя, патриота, гуманиста и т.д. Выполняя эти и другие заказы, педагогика в рамках возрастного подхода в воспитании определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые-для решения социально-культурных задач на каждом возрастном этапе, разрабатывает технологию, формы и методы приобщения к ним, формирования направленности и отношений личности в процессе организации жизнедеятельности различных институтов воспитания.

3. Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация, самооценка и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содер_- жание и способы их решения.

В процессе воспитания помощь формирующейся личности в решении этих задач может быть оказана, если в соответствии с ее возрастными возможностями, характеристиками и особенностями социальные педагоги создают условия для развития рефлексии и саморегулирования личности, стимулируют и создают условия для адекватного самопознания, индивидуальных и личностно значимых и социально приемлемых в каждом возрастном периоде самореализаций и самоутверждений.

Опираясь на сензитивные периоды субъекта, необходимо его учить ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и личностным ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением временных, объективных и субъективных обстоятельств, обучать навыкам сотрудничества, решения проблем, предупреждению, преодолению и протезированию конфликтов и т.д.

Решение всех трех групп задач объективно необходимо для развития личности. Если какая-либо задача остается нерешенной, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его незавершенным, либо искажает личность. Возможен ц вариант, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не проявляется в развитии личности. Но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она "всплывает", что приводит к якобы не мотивированным поступкам, действиям, решениям и изменениям в самой личности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Редактор. proekt
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Самсоненко Антонина Евгеньевна. Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 2)
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Бурова Елена Сергеевна. Театрализация в ДОУ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь