|
Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личностиКатегория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6491
Автор: Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э.
Название: Психолого-педагогические проблемы личности Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке К числу таких условий, жизненно необходимых для психического развития и потому требующих в индивидуальном психологическом анализе первостепенного внимания, как известно, относится общение. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного реально-практического взаимодействия ребенка со взрослым.
В соответствии со сменой возрастных этапов развития первоначально совместные, а затем совместно-разделенные формы взаимодействия ребенка и взрослого уступают место его самостоятельной деятельности, а со временем приобретают характер подлинной самодеятельности. В этом смысле справедливо положение, согласно которому подлинный объект онтогенетического развития составляет не отдельный индивид, а система "ребенок-взрослый". Несмотря на свой весьма общий характер, это положение взаимоотношения внутри указанной системы не являются раз и навсегда данными: для поступательного хода развития необходима их своевременная перестройка на каждом возрастном этапе. Психическое развитие ребенка, формирование личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. В практических целях важно различать две его формы: стихийно-практическое взаимодействие ребенка с миром (не только в младенчестве или игре раннего возраста, но и в общении на протяжении всего детства) и целенаправленный, т.е. специально организованный взрослым, и лучше или хуже управляемый процесс (например, школьное обучение). Обе формы - каждая по-своему - делает вклад в формирование ребенка, отсюда необходимость анализа всего ооъема" его жизни. Качественно иным, чем общение, но не менее необходимым условием развития ребенка является полноценность его органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов чувств, двигательной системы и, по сути дела, всех других функциональных систем организма). формирование морфофункциональных мозговых систем, обеспечивающих высшую нервную деятельность, возможно лишь при условии соответствующей, специально организуемой активной деятельности ребенка во внешней среде. Только в этом случае нормально функционирующий мозг открывает возможность формирования любой специфически человеческой способности. Существенно иначе обстоит дело при нарушении нейрофизиологических функций, но и тогда мы сталкиваемся с процессами развития, формирования психики ребенка, хотя и в нарушенных или аномальных условиях. Сказанное не означает отрицания огромной индивидуальной ва-риативности органических предпосылок психического развития, а также недооценки значения благоприятного или осложняющего влияния врожденных органических особенностей на развитие ребенка, но лишь подчеркивает, что это влияние с первого дня жизни ребенка опосредовано его социальным окружением. Современная практика остро требует углубленного исследования нейрофизиологической стороны онтогенеза, ее влияния на психическое развитие ребенка - ведь созревание охватывает весьма продолжительные периоды онтогенеза, вплоть до юношеского возраста. Однако предметом психологии остаются содержание и условия взаимодействия ребенка с миром, формирование ориентации в нем. Вывод психологов о том, что оптимальные способы ориентации активности ребенка взрослым нередко превосходят по своему значению роль "природных особенностей" и, напротив, самые благоприятные предпосылки могут остаться нереализованными при отсутствии адекватных форм организации деятельности и общения ребенка. имеет принципиальное значение для изучения проблем развития личности. Таковы главные посылки онтогенетической теории, определяющие стратегическую линию разработки многих практических прс лем. Из них вытекает направленность прикладной психологии дет рекомендаций, касающихся того, как родителям следует занимать с детьми, может служить идея А.В. Запорожца о создании услов для всемерного обогащения (амплификации) развития ребенкг противоположность тенденциям к его искусственному ускорен) (акселерации). Таким образом, в рамках концепции возраста Л.С. Выготско разработку которой продолжили его последователи, важнейший рос диагностики развития в службе социального педагога и психолога - вопрос о ее содержании - получает вполне определенный, хотя и требующий дальнейшей конкретизации, ответ: полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка (своего рода "психологический портрет") складывается из анализа трех основных составляющих:- 1) социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками i семье, школе и т.д., с обществом в целом); 2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т. д.), оценка его соответствия возрастным нормативам; 3) диагностика характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития ребенка, в области самосознания. Однако эта развернутая характеристика принципиально недостаточна без анализа предшествующих этапов в общей динамике развития ребенка. Поэтому большое внимание должно быть уделено также истории его развития. Таким образом, проблема возрастно-психологического подхода в деятельности социально-педагогической и психологической службы в настоящее время находится в процессе разработки. Социально-педагогическая и психологическая служба, не подменяя в своей работе сурдопедагога и патопсихолога, психотерапевта или дефектолога, с которыми она может тесно сотрудничать (в случае пограничных проблем), должна решать свои задачи, связанные с разносторонним анализом микросферы, условий развития и воспитания ребенка, его возрастных и индивидуальных различий, диагностикой этих различий, изучением его познавательной и мотивационно-потребностной сферы, составлением условно-вариантного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций не только обследуемому ребенку, но и членам его ближайшего микросоциума. II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ Онтогенез - это развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения До конца жизни человека или животного. По мнению Б.Г. Ананьева индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма^. Человеческий онтогенез обусловлен программами троякого рода: видовой или биологической, социальной и онтогенетической (В.Ф. Сержантов). Эта точка зрения противостоит известному мнению А.Н. Леонтьева о том, что биологическая эволюция человека прекратилась и что единственно управляющнъщ развитием человека становятся законы общественно-исторические. Генетическая программа. Сущность генетической программы, сложившейся в предшествующем филогенезе, в предопределении появления и органического развития нового индивида природой и структурой зародышевого начала. Основной ее частью является видовая генетическая программа, которая включает все признаки и особенности вида. К числу видовых признаков человека некоторые ученые относят и способность к обучению: "Превосходство человека как вида и, следовательно, его более высокие шансы выжить (по сравнению с животными) заключается в способности предвидения ситуаций внешнего мира. Эта способность достигается только с помощью обучения. Таким образом, мотив "обучения" является предпосылкой сохранения человека как биологического вида. Соответственно этому имеет место "знание ради знания" без каких-либо сознательных побуждений (К. Штейн-бух). Обсуждается возможность генетического предопределения и появления в психике человека некоторых свойств, традиционно относящихся к онтогенетическим образованиям: "Можно с большой до-j лей уверенности утверждать, что эмоции человечности, доброты. рыцарского отношения к женщинам, к старикам, к охране детей. стремление к знанию - это те ствойства, -которые направленно i неизбежно развивались под действием естественного отбора и входили в фонд наследственных признаков человека... Разумеется, постепенно возникнув, совокупность альтруистических эмоций мож быть закреплена как норма поведения и передаваться далее по з конам социальной преемственности. Но без генетической основы э социальная преемственность не имела бы универсальности и стой' кости". (В.П. Эфроимсон). Таким образом, генетические программь объясняют не только биологические свойства человека и его физиче скую организацию, но и некоторые психологические и даже соц> альные его качества. Если первое бесспорно, то второе являете предметом острых дискуссий. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|