Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6491

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

К числу таких условий, жизненно необходимых для психического развития и потому требующих в индивидуальном психологическом анализе первостепенного внимания, как известно, относится общение. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного реально-практического взаимодействия ребенка со взрослым.

В соответствии со сменой возрастных этапов развития первоначально совместные, а затем совместно-разделенные формы взаимодействия ребенка и взрослого уступают место его самостоятельной деятельности, а со временем приобретают характер подлинной самодеятельности. В этом смысле справедливо положение, согласно которому подлинный объект онтогенетического развития составляет не отдельный индивид, а система "ребенок-взрослый". Несмотря на свой весьма общий характер, это положение взаимоотношения внутри указанной системы не являются раз и навсегда данными: для поступательного хода развития необходима их своевременная перестройка на каждом возрастном этапе.

Психическое развитие ребенка, формирование личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. В практических целях важно различать две его формы: стихийно-практическое взаимодействие ребенка с миром (не только в младенчестве или игре раннего возраста, но и в общении на протяжении всего детства) и целенаправленный, т.е. специально организованный взрослым, и лучше или хуже управляемый процесс (например, школьное обучение). Обе формы - каждая по-своему - делает вклад в формирование ребенка, отсюда необходимость анализа всего ооъема" его жизни.

Качественно иным, чем общение, но не менее необходимым условием развития ребенка является полноценность его органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности

(так же как и органов чувств, двигательной системы и, по сути дела, всех других функциональных систем организма).

формирование морфофункциональных мозговых систем, обеспечивающих высшую нервную деятельность, возможно лишь при условии соответствующей, специально организуемой активной деятельности ребенка во внешней среде. Только в этом случае нормально функционирующий мозг открывает возможность формирования любой специфически человеческой способности. Существенно иначе обстоит дело при нарушении нейрофизиологических функций, но и тогда мы сталкиваемся с процессами развития, формирования психики ребенка, хотя и в нарушенных или аномальных условиях.

Сказанное не означает отрицания огромной индивидуальной ва-риативности органических предпосылок психического развития, а также недооценки значения благоприятного или осложняющего влияния врожденных органических особенностей на развитие ребенка, но лишь подчеркивает, что это влияние с первого дня жизни ребенка опосредовано его социальным окружением.

Современная практика остро требует углубленного исследования нейрофизиологической стороны онтогенеза, ее влияния на психическое развитие ребенка - ведь созревание охватывает весьма продолжительные периоды онтогенеза, вплоть до юношеского возраста. Однако предметом психологии остаются содержание и условия взаимодействия ребенка с миром, формирование ориентации в нем.

Вывод психологов о том, что оптимальные способы ориентации активности ребенка взрослым нередко превосходят по своему значению роль "природных особенностей" и, напротив, самые благоприятные предпосылки могут остаться нереализованными при отсутствии адекватных форм организации деятельности и общения ребенка. имеет принципиальное значение для изучения проблем развития личности.

Таковы главные посылки онтогенетической теории, определяющие стратегическую линию разработки многих практических прс лем. Из них вытекает направленность прикладной психологии дет рекомендаций, касающихся того, как родителям следует занимать с детьми, может служить идея А.В. Запорожца о создании услов для всемерного обогащения (амплификации) развития ребенкг противоположность тенденциям к его искусственному ускорен) (акселерации).

Таким образом, в рамках концепции возраста Л.С. Выготско разработку которой продолжили его последователи, важнейший

рос диагностики развития в службе социального педагога и психолога - вопрос о ее содержании - получает вполне определенный, хотя и требующий дальнейшей конкретизации, ответ: полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка (своего рода "психологический портрет") складывается из анализа трех основных составляющих:-

1) социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками i семье, школе и т.д., с обществом в целом);

2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т. д.), оценка его соответствия возрастным нормативам;

3) диагностика характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития ребенка, в области самосознания.

Однако эта развернутая характеристика принципиально недостаточна без анализа предшествующих этапов в общей динамике развития ребенка. Поэтому большое внимание должно быть уделено также истории его развития.

Таким образом, проблема возрастно-психологического подхода в деятельности социально-педагогической и психологической службы в настоящее время находится в процессе разработки. Социально-педагогическая и психологическая служба, не подменяя в своей работе сурдопедагога и патопсихолога, психотерапевта или дефектолога, с которыми она может тесно сотрудничать (в случае пограничных проблем), должна решать свои задачи, связанные с разносторонним анализом микросферы, условий развития и воспитания ребенка, его возрастных и индивидуальных различий, диагностикой этих различий, изучением его познавательной и мотивационно-потребностной сферы, составлением условно-вариантного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций не только обследуемому ребенку, но и членам его ближайшего микросоциума.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Онтогенез - это развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения До конца жизни человека или животного. По мнению Б.Г. Ананьева индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма^.

Человеческий онтогенез обусловлен программами троякого рода: видовой или биологической, социальной и онтогенетической (В.Ф. Сержантов). Эта точка зрения противостоит известному мнению А.Н. Леонтьева о том, что биологическая эволюция человека прекратилась и что единственно управляющнъщ развитием человека становятся законы общественно-исторические.

Генетическая программа.

Сущность генетической программы, сложившейся в предшествующем филогенезе, в предопределении появления и органического развития нового индивида природой и структурой зародышевого начала. Основной ее частью является видовая генетическая программа, которая включает все признаки и особенности вида. К числу видовых признаков человека некоторые ученые относят и способность к обучению: "Превосходство человека как вида и, следовательно, его более высокие шансы выжить (по сравнению с животными) заключается в способности предвидения ситуаций внешнего мира. Эта способность достигается только с помощью обучения. Таким образом, мотив "обучения" является предпосылкой сохранения человека как биологического вида. Соответственно этому имеет место "знание ради знания" без каких-либо сознательных побуждений (К. Штейн-бух). Обсуждается возможность генетического предопределения и появления в психике человека некоторых свойств, традиционно относящихся к онтогенетическим образованиям: "Можно с большой до-j лей уверенности утверждать, что эмоции человечности, доброты. рыцарского отношения к женщинам, к старикам, к охране детей. стремление к знанию - это те ствойства, -которые направленно i неизбежно развивались под действием естественного отбора и входили в фонд наследственных признаков человека... Разумеется, постепенно возникнув, совокупность альтруистических эмоций мож быть закреплена как норма поведения и передаваться далее по з конам социальной преемственности. Но без генетической основы э социальная преемственность не имела бы универсальности и стой' кости". (В.П. Эфроимсон). Таким образом, генетические программь объясняют не только биологические свойства человека и его физиче скую организацию, но и некоторые психологические и даже соц> альные его качества. Если первое бесспорно, то второе являете предметом острых дискуссий.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Редактор. proekt
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Самсоненко Антонина Евгеньевна. Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 2)
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Бурова Елена Сергеевна. Театрализация в ДОУ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь