Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6489

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вторая часть генетической программы - совокупность расовых признаков. Третья - половые признаки. Четвертая - совокупность индивидуально-типовых особенностей.

Социально-экологическая программа

Это жизненные условия индивида, жизненные условия внешней спецы как общественной, так и природной.

Онтогенетическая программа - прижизненно складывающиеся программы индивидуального развития.

Тема развития личности в онтогенезе в педагогике и психологии до сих пор является проблемой. Например, А.А. Меграбян устанавливает уровни развития личности, исходя из признания сознания в качестве ведущей характеристики как сформированной, так и развивающейся личности, он считает принцип отражения. По его мнению, формирование индивидуального сознания личности в процессе его отногенетического развития осуществляется последовательными ступенями, вернее, уровнями, восходящими от элементарных ощущений до высших форм проявления интеллекта .

Формирование личности и ее сознания осуществляется благодаря ее двигательной активности и целенаправленной деятельности в процессе тренинга, обучения и воспитания.

1-й уровень-сенсорно-перцептивный. Он представляет собой ранний, сравнительно короткий период развития чувственно-предметной сферы сознания личности. Путь развития на этом уровне пролегает от элементарных ощущений до развитой системы единой организации перцептивной сферы. В ранней стадии становления сенсориума младенец крайне беспомощен и находится в полной зависимости от стихийно действующих элементарных и чуждых ему ощущений. На вершине развития перцептив-ного уровня психики восприятие обеспечивает познание предметов как таковых. Разрозненные, отделенные друг от друга ощущения теряют свою автономность и органически входят в состав целостных предметных восприятий внешних объектов. При этом объективные вещи, воздействующие на воспринимающие аппараты, воспринимаются не как субъективное раздражение самого воспринимающего иерва, а как объективная форма вещи, находящаяся вне рецептора.

^ См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л" ЛГУ, 1968. См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

См.: Меграбян А.А. Общая психопатология. М., 1972.

Этому способствует возникновение и функционирование "гностических чувств". На этом уровне уже возникает возможность выделять себя из окружающей среды. Личность получает возможность и относительную свободу управления своим сенсориумом.

2-й уровень-мыслительно-логический. На этом уровне оказываются возможными не только предметные, но и словесные образы, в результате чего акт указания, необходимый для осуществления любого познавательного акта, приобретая качество суждения. Так в процессе узнавания книги обнаруживается два момента: момент единичного изображения предмета в простран ственном и временном отношениях и момент словесного выраженш чувственно обобщенной формы предшествующего знания и опыта i данном предмете. На этом уровне личность освобождается от ограниченности и предметной зависимости сознания. Основными зле ментами мышления, которыми оперирует личность на мыслительно логическом уровне, являются общие представления, понятия и л^ гические категории. В своей высшей форме проявления, в теоретиче ском мышлении, обобщенные образы психической сферы освобожда ются от оптической, слуховой, тактильной и другой чувственно предметной зависимости. На первой стадии наиболее характерным) были ощущения и восприятия, прямо и непосредственно связанны с предметами. Они являлись первым шагом к высвобождению ребев ка от предметной зависимости. Однако они все же оставались в заве симоста от единичных предметов, которые отражались как восприя тиями, так и представлениями. Мыслительная, же деятельность п; текает уже без прямого соприкосновения с объектами материальны мира.

3-й уровень-уровень практического овладения двигате ными функциями.

Субъективная деятельность психического обычно заканчивав объективацией, т.е. трансформацией в объективную практическ) деятельность, направленную на действенное преобразование OKI жающей среды. Объективная практика и представляет собой тре уровень сознательной деятельности человека. На этом уровне ус* ривается внутренний смысл субъективной работы головного мо Думать надо для того, чтобы действовать, иначе теряется смь субъективного. Разумное действие является как бы продолжен> думания, которое служит управляющим и направляющим "мехак мом". В своих действиях человек учится прежде всего овладевать i лесными функциями, т.е. целесообразно управлять своим телом.

4-й уровень-уровень сознательного управления витальными влечениями, аффективностьюи эмоциями.

Противоречия общественной жизни, отражаясь на личных взаимоотношениях людей, нередко вызывают конфликты между позна-ц^тельным содержанием и эмоциональной формой реагирования. На данном уровне человек учится управлять своими эмоциями и чувствами, подчинять их воле разума.

5-й уровень-уровень разумно-нравственного самоуправления поведением.

На этом уровне познавательная деятельность приобретает разумно-этический характер. Преодолевая стихию зоологического индивидуализма, человеческая личность становится подлинным творцом и хозяином мира.

При анализе развития личности Л.И. Божович исходит из следующих посылок:

а) ведущей среди первичных потребностей ребенка является потребность во внешних впечатлениях (впоследствии - познавательная потребность), что определяет ее положение в качестве движущей силы развития; '

б) определяющим для психического развития фактором является "социальная ситуация развития", определяемая Л.С. Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования (новообразования), возникшие к его концу;

в) стержнем структуры развивающейся личности является ее направленность.

1. Раннее и дошкольное детство.

Главным и ведущим фактором развития является "взрослый" - центр всякой психологической ситуации для ребенка (по Л.С. Вы-готскому). "Секции" взрослых - важнейшие регуляторы и стимулы нравственного развития, а потребность в общении - одна из движущих сил развития в этот период. На границе новорожденности и младенческого периода ведущее место занимает потребность во внешних впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательную потребность. На этой основе на протяжении указанных воз-Р^^ов возрастает познавательная активность ребенка.

^ r целями (опосредованные целью потребности), нравственными треб ваниями и чувствами; возникновение относительно устойчивь форм поведения и деятельности, составляющих основу формиров ния характера; развитие общественной направленности младше? школьника, т.е. обращенность к коллективу сверстников, заставляв детей искать свое место в коллективе и усваивать те нравствен требования, которые они к нему предъявляют.

3. Средний школьный (подростковый) возраст.

Социальная ситуация развития меняется так, что требования себе становятся существенным фактором развития. Другой суще методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофиз логическими особенностями дошкольного возраста, если, наприМ обучение дошкольников тем или иным знаниям и умениям про дится не в форме традиционного школьного урока, а в процессе . дактических игр, непосредственных наблюдений и предметных нятий, различных видов практической и изобразительной деят ности и т.д.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Редактор. proekt
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Самсоненко Антонина Евгеньевна. Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 2)
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Бурова Елена Сергеевна. Театрализация в ДОУ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь