Белоусова З.И., Мищик Л.И., Бойко В.Э. Психолого-педагогические проблемы личности

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 6486

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В соответствии с вышеизложенным подходом авторы попытались раскрыть основные разделы курса "Педагогика и психология развития личности", основываясь на принципе всевозрастного подхода.

Особо следует отметить роль семинарских и лабораторно-практических занятий в решении стоящих перед курсом задач. Они строятся на базе сквозных основных научных понятий и ведутся как фронтальным, так и групповыми и индивидуальными методами, среди которых достаточно серьезное место занимают коллоквиумы-диспуты, игровой и ролевой тренинг, элементы психодрамы и психот-ренинга, проблемные ситуации и т.д.

Данная книга может быть использована нетолько студентами спецфакультета "Социальная педагогика и психология", но и студентами разных специальностей университетов, педагогами общеобразовательной школы, родителями, работниками системы народного образования.

1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

За последние четыре десятилетия сложившуюся практику обучения, возведенную в теорию и обобщенную в некоторых учебниках педагогики, дидактики и частных методик, именуют, как права-то, традиционной. Термином "традиционная методика" обозначается методика, действующая в массовой практике на протяжении ряда десятилетий. Под "традиционной" педагогической психологией и дидактикой

подразумевается относлтельно единая система взглядов на процессы усвоения знаний школьниками, которыми руководствуются студенты, молодые учителя при ознакомлении с основами этих наук. По мнению специалистов традиционный взгляд на начальное обучение как на школу выработки элементарных навыков счета, письма, чтения ограничивает возможности развития личности и высших психических функций ребенка.

Характерной чертой сложившегося процесса обучения является императивность, в основе которой лежит априорно предлагаемое положение о том, что без принуждения невозможно приобщить детей к учению. Императивность обучения накладывает отпечаток на характер деятельности педагога и его отношения к учащимся. Позиция учителя в императивном обучении обусловлена его обучающей деятельностью: он объясняет, рассказывает, показывает, упражняет, диктует, спрашивает, контролирует и оценивает. Учащиеся обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать и выполнять. В случае, если учащийся не захочет слушать, запоминать и выполнять, педагог может применять различные санкции принуждения, среди которых особую роль играет оценка. Если обучение представляет целостность преподавания и учения, то закономерна необходимость рассмотрения их "в единстве своего целостного состояния" (Ш. А. Амо-нашвили).

Традиционная дидактика, как правило, не рассматривает ребенка как целостную личность, участвующую на равных в процессе обучения. Изучаются лишь отдельные стороны психики: внимание, восприятие и память, мышление и речь, эмоции и воля. Однако акцент делается на запоминании, сохранении и воспроизведении учебного материала. -Развивающуюся личность ребенка в целом определяет ее направленностью: системой потребностей, установок, позиций, ориентаций, ролей, убеждений, мировоззрением.

Именно направленность, с ее компонентами могут характеризовать целостную личность в любой области деятельности, пробуждать и направлять внутренние силы на решение любой, даже очень сложной задачи; именно эти компоненты регулируют интенсивность разных психических сил и резервов учащегося.

Существенным недостатком императивного обучения является зауженная, ограниченная стратегия по отношению к потенциальным возможностям ребенка. Перечень умений, форм активности, лично-См.: Амонашвили Ш. А. Личностно-1уманная основа педагогического процесса. Минск, 1984; Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. М., 1983, т. 3,5; Якиманская И. С. Знания и мышление школьника. М" 1985 и др.

сгные качества, проявляющиеся в условиях такого обучения принимались как характерные возрастные психологические особенности и считались инвариантными при любой логике построения воспитания и обучения.

За последние десятилетия в экспериментальных исследованиях получены новые данные о возможностях и особенностях развития личности ребенка, который обнаруживает более раннюю способность мыслить абстрактно, вести сложную самостоятельную деятельность, вникать в суть теоретических обобщений, усваивать знания более быстрым темпом.

Было выяснено, что дети не только не избегают сложностей и трудностей, но и стремятся к ним; что вовсе не обязательно принуждать ребенка к учению, он сам может охотно включиться в учебную деятельность, мобилизуя свои силы. Его активное отношение к обучению проявляется в том, что он не хочет пассивно усваивать готовые знания путем его покорного запоминания и воспроизведения.

По мнению Амонашвили Ш. А. возникает парадокс: ребенок имеет потенциальные возможности учиться увлеченно и сознательно преодолевать трудности учения, проявляя при этом свои все развивающиеся многосторонние способности, а традиционно сложившийся] процесс обучения, не считаясь с этим, избирает императивный путь. при котором стратегия и усилия ребенка, этого растущего и развивающегося человека, часто не принимаются во внимание.

Было бы неправильно в данном контексте недооценивать значение имеющегося теоретического базиса и накопленного практического опыта в области дифференциальной, детской и возрастной психологии. Общий подход к проблемам индивидуального психическог развития личности ребенка, представленный в работах психолого школы Л.С. Выготского, в значительной мере определяет постановк и пути решения вопросов обучения ребенка.

В отличие от многих западных концепций, опирающихся н двухфакторную схему "наследственность-среда", анализ процесс психического развития ребенка ведется в системе категорий источ ника, движущих сил развития (А.Н. Леонтьев). Данная понятийная триада отражает специфику психического развития человека как су щества по своей природе социального и активного, "деятельностн ятельности не сводится, таким образом, к приобретению ребенке

"знаний" и "умений" или совокупности "культурных навыков". Это гораздо более глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка, его целостной личности.

Хорошо известно, что усвоение не может происходить помимо активной деятельности самого ребенка - общения, игры, учения и др. В противоречиях, порождаемых собственной активной деятельностью ребенка в мире, и заключены подлинные движущие силы его развития. В то же время для анализа процесса индивидуалгного развития особенно важно то, что по своему строению деятельность может быть качественно различной, причем та или иная ее организация складывается не спонтанно и самопроизвольно, а в зависимости от определенных условий.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Редактор. proekt
  • Главный Редактор. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Самсоненко Антонина Евгеньевна. Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 2)
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Значение игры для детей дошкольного возраста.
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Бурова Елена Сергеевна. Театрализация в ДОУ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь