Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'

Статья Как помочь ребенку в сенсорном развитииСтатья "Как помочь ребенку в сенсорном развитии"

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

 

Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей.

Ребенок познает мир, играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение развивает эмоции и все психические функции: восприятие, внимание, память, речь, мышление, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

Количество.

Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один — много». В сказке «Теремок» изменяется количество зверей в домике. Становятся понятными слова «ни одного», «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Можно попросить малышей накрыть стол: положить на стол столько же ложек, сколько на нем тарелок. Однако в любом случае важно, чтобы игры с количеством ребенок осуществлял в контексте смыслов, образуемых сказкой, игрой, задачами реальной жизни ребенка. Это позволяет, с одной стороны, сделать освоение математических представлений детьми внутренне мотивированными и осмысленными. С другой стороны, осваиваемые ребенком знания, представления открываются ему не как отчужденные абстрактные понятия. Операции с множествами ведут к развитию логического мышления.

Величина.

Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. По существу, в этом случае мы имеем дело с формированием сенсорных эталонов величин: длины, ширины, толщины посредством «языка жестов». Однако прежде чем ввести обозначение размерностей необходимо их обнаружить.

Форма.

Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры.

Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится.

Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед прочтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Таким образом, организуется, во-первых, анализ геометрической фигуры и выделение ее особенностей, и, во-вторых, выделение ее существенных, отличительных сторон посредством сравнения с другими формами.

Цвет.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  • различение цветов по принципу «такой – не такой» (Игра «Цветная вода»)
  • зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти мячи и кубики такого же цвета.
  • закрепление представлений о цвете в слове. (Игра «Построим башню»)

Знакомство детей с цветом можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду).

Развитие пространственных представлений.

Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.)

Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно — развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д.

Дидактические игры и упражнения

  1. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
  2. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

Аналогично:

3. Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету)

4. Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)

5. Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

6. Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.)

7. Игра «Овощной магазин».

8. Игра «Строим дом».

9. Игра «Большие и маленькие мячики».

Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

Просмотров: 544
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Гришина Татьяна Владимировна. Статья «Развитие сенсорных эталонов через дидактические игры»
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов для детей раннего возраста «Найди цветочек для божьей коровки»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Половкова Алёна Александровна. Бизи-борд, как средство развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект ООД В старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 7. Сравнение предметов по ширине. Ориентировка в пространстве».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь