Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



1 страница


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ  

ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  

УНИВЕРСИТЕТ  

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ  

З. И. Белоусова, В. Э Бойко  

 

Психокоррекция виктимного поведения младших школьников  

 

(Методическое пособие практическим психологам,  

социальным педагогам, учителям начальных  

классов общеобразовательной школы)  

 

Запорожье, 1996 г.  

 

РЕЦЕНЗИЯ  

 

на учебное пособие, по возрастной психологии  

 

<ПСИХОКОРРЕКЦИЯ виктимнего ПОВЕДЕНИЯ  

 

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ>  

Авторы: доцент Белоусова 3. И..преподаватель Бойко В. Э.  

 

Методическое пособие подготовили:  

 

БЕЛОУСОВА Зинаида Игнатьевна - кандидат педагогических  

наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЗГУ.  

 

БОЙКО Вера Эдуардовна  

и психологии ЗГУ.  

 

преподаватель кафедры Педагогики  

 

В настоящее время все более расширяется круг практического  

применения отраслей психологической науки. В связи с этим нам  

представляется своевременным обращение к проблеме виктимного по-  

ведения учащихся начального звена общеобразовательной школы.  

 

Вопросы виктимологии, широко обсуждаемые в зарубежных ис-  

следованиях (Г. Шнайдер. Г.Хентинг, Л. Олвеус), пока еще не наш-  

ли должного освещения в отечественной литературе. Используя боль-  

бия в школах города Запорожья, Белоусова 3. И. и Бойке В. Э. пыта-  

ных работников к тем неблагоприятным тенденциям, а именно виктим-  

ному поведению, которые отрицательно вдияют на развитие адаптив-  

ных качеств современного поколения детей.  

 

В представленной в пособии <Программе> причин и условий  

отонтогенеза личности младшего школьника с виктимным поведением  

авторы наибольшее значение придают принципу возрасно-индиаиду-  

ального подхода.  

 

Достоинством работу является сочетание традиционного научно-  

го взгляда на проблему виктимности с точкой зрения практического  

психолога, Авторам удалось использовать ойыт проводимой ими пси-  

хокоррекционной работы в экспериментальных школах №№ 44, 47,  

98, как в описании феноменов виктимного поведения учащихся началь-  

ных классов, так и в самой организации опытно-исследовательского  

материала: фактические данные излагаются эмоционально и коррект-  

но, работа от такой пристрастности только выигрывает.  

 

Методическое пособие, посвященное социально-психологическим  

и психолйго-педагогическим аспектам виктимного поведения младших  

"школьников будет весьма полезной специалистам в области педагоги-  

ческой и возрастной психологии и педагогики, специалистам по семей-  

ной"конфликтологии, практическим психологам и широкому кругу чи-  

тателей. Книга рекомендуется к печати.  

 

Реценвент:  

 

доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрою проблем  

управления и социологии образования ЗГУ, руково-  

дитель учебно-научного центра <Бакаларрат>  

Приходько Н. И.  

 

АННОТАЦИЯ  

 

РЕЦЕНЗИЯ  

 

на методическое пособие <ПСИХОКОРРЕКЦИЯ  

ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ  

ЩКОЛЬНИКОВ>, подготовленное доцентом  

3. И. Белоу совой с преподавателем В. Э. Бойко  

 

Подготовленное пособие работниками кафедры педагогики и  

психологии адресовано социальным работникам, практическим пси-  

хологам, учителям начальных классов общеобразовательной школы.  

 

Структура работы последовательна, логична, содержательна.  

Глава 1 раскрывает малоисследованную проблему в отечественной  

социально-педагогической и психологической науке - проблему вик-  

тимного поведения учащихся младших классов. На интересном прак-  

тическом материале авторы раскрывают трудности поведения млад-  

шего школьника, типичные жалобы-обращения психологу как со сто-  

роны родителей, так и со стороны учащихся и учителей. Представле-  

на общая схема обследования младшего школьника, которая не явля-  

ется бесспорной, может вызвать профессиональный интерес у практи-  

ческих психологов и социальных работников.  

 

В пособии анализируются причины психогенной школьной дез-  

адаптации и характеризуются ее проявления и формы, а также изла-  

гается точка зрения авторов на взаимосвязь оценочной системы обу-  

чения и виктимности поведения младшего школьника. Не вызывает  

возражений практический анализ роли психодиагностической функции  

учителя начальных классов в преодолении виктимизации учащихся.  

В <Приложении> авторы предлагают ценный и интересный психодиаг-  

ностический материал: <Психодиагностическая беседа с родителями>.  

тест <РДР1> (родительско-детские отношения), тест <Воспитание де-  

тей> и др. Методическое пособие, подготовленное доцентом Белоусо-  

вой 3. И. и преподавателем Бойко В. Э., рекомендуется к публикации,  

 

В учебном пособии рассматриваются социальные и психологи-  

ческие факторы виктимного поведения учащихся младших классов.  

Авторами сделана попытка обоснования механизмов психокоррекции  

виктимного поведения детей начальных классов общеобразовательной  

школы. В разделах книги анализируется фактический материал, полу-  

ченный авторами в процессе психологической консультативной ра-  

боты.  

 

Книга, адресованная практическим психологам, социальным ра-  

ботникам и учителям начальных классов общеобразовательной шко-  

лы, принесет пользу и специалистам, работающий в социально-психо-  

логических центрах, семейных консультациях и родительской общест-  

венности, а также студентам факультетов специальной педагогики и  

психологии и широкому кругу читателей,  

 

РЕЦЕНЗЕНТ: кандидат психологических наук, доцент  

 

Овсянникова В, В  

3.10.1996 г.  

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ  

 

Печатается по рекомендации научно-методического совета по  

психолого, педагогическим дисциплинам Запорожского государствен-  

ного университета четвертой степени аккредитации.  

 

БЕЛОУСОВА ЗИНАИДА ИГНАТЬЕВНА- кандидат педаго-  

гических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запорожско-  

го госуниверситета, читает лекнии по общей, социальной и возрастной  

психологии, конфликтологии. и психологии общения, руководитель  

проблемной лаборатории <Конфликт и взаимодействие в педагогичес-  

ком процессе>.  

 

БОЙКО ВЕРА ЭДУАРДОВНА - преподаватель кафедры пе-  

дагогики и психологии Запорожского государственного университета,  

проводит семинарские и практические занятия по общей, возрастной  

социальной психологии и конфликтологии, сотрудник проблемной ла-  

боратории <Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе>.  

 

РЕЦЕНЗЕНТ: Приходько Николай Ильич, доктор педагогических  

наук, профессор, зав. кафедрой проблем управления и .социологии  

образования Запорожского государственного университета, руководи-  

тель учебно-научного центра <Бакалаврат>.  

 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

Введение с)  

ГЛАВА 1. Понимание проблемы виктимологии ц  

1. Специфичность предмета виктимологии 12  

 

2. Предпосылки и условия виктимного поведения уча- 18  

щихся  

 

ГЛАВА II. Социально-психологические особенности вик- 15  

тимного поведения младшего школьника  

 

1. Трудности поведения младшего школьника 17  

2. Типичные жалобы-обращения к психологу 24  

3. Общая схема обследования младшего школьника 33  

ГЛАВА III. Проблема психогенной школьной дезадаптации 35  

1. Сущность, причины психогенной школьной дезадап- 36  

 

2. Формы психогенной школьной дезадаптации 38  

 

ГЛАВА IV. Роль психодиагностической функции учителя в  

предупреждении школьной дезадаптации учащихся 39  

 

ашкГ " виктимность 52  

 

еT""T "Ї В. А. Сухомлинского и 52  

 

2. Социально-психологический аспект отметки - 60  

3: Влияние отметки на семейную жизнь ребенка - 60  

 

Заключение -  

66  

 

Литература д"  

Приложение 68  

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

Необходимость регулярного, и как можно раннего, контроля за  

ходом психологического развития ребенка давно признана в мировой  

и отечественной психологии. В современной литературе по возрастной  

психологии и смежным отраслям (главным образом в журналах и ве-  

домственных сборниках) постепенно накапливаются немало ценных  

сведений о причинах и психологических механизмах различного рода  

трудностей (в том числе и виктимогенных) в развитии, обучении и  

воспитании детей и школьников на разных этапах онтогенеза.  

 

Известно, что значительную трудность в деятельности практи-  

ческого психолога и социального педагога в психокоррекционной ра-  

боте представляет недостаточная <стыковка> общетеоретических и  

методологических установок с одной стороны, и используемых на  

практике средств и методов решения конкретных индивидуальных  

проблем ребенка - с другой.  

 

Мы полагаем, что специфика психокоррекционной работы во  

многом должна быть связана с идеей Л. С. Выготского о системном  

анализе детского развития, т. е. с рассмотрением его в контексте со-  

циальной ситуации развития, иерархии деятельностей и психологи-  

ческих новообразований в сфере сознания и личности ребенка.  

 

Исходя из этого, решение психокоррекционных и других проб-  

лем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может  

быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения со-  

держания и условий конкретного возрастного этапа, без учета законо-  

мерностей онтогенеза в целом.  

 

Проблемы и трудности развития ребенка не могут быть решены  

и без учета его индивидуально-психологических и физиологических  

особенностей, а также без анализа общего контекста семейных отно-  

шений. Чрезвычайно важен в психокоррекционной работе аспект спе-  

цифики возраста, в данном случае - младшего школьника. В целях  

изучения конкретного малоисследованного аспекта (виктимного по-  

ведения учащихся начальной школы), а также для отработки форм и  

методов психологической помощи детям и их родителям, авторы дан-  

ного пособия стремились в некоторых школах г. Запорожья  

(СШ № 44, № 47, № 98) привлечь внимание педагогов и родителей  

к тем неблагоприятным тенденциям, в частности виктимному поведе-  

нию, которые влияют на развитие адаптивных качеств современного  

поколения детей.  

 

В предложенной нами <Программе> исследования причин, усло-  

вий и особенностей онтогенеза школьников с виктимным поведением  

наибольшее значение придается принципу возрастно-индивидуального  

подхода, а также использованию понятий <психологического диагно-  

 

?а>. прогноза, схемы исследования ребенка. В исследовании  

(1994-1996 гг) принимали участие преподаватели и студенты факу-  

льтета <Социальная педагогика и психология>. Апробация результа-  

тов исследования на школьных педагогических советах, семинах  

учителей начальной школы, родительских собраниях, докладах  

сообщениях на научно-практических конференциях.  

 

Полученные в исследовании результаты были использованы  

студентами старших курсов при написании курсовых, а также дип-  

ломных работ. На факультете последипломного образования (специа-  

льность: практическая психология) слушателями были выполнены  

дипломные исследования) по проблеме виктимного поведения уча-  

щихся.  

 

Авторы приведенных исследований полагают, что лишь совмест-  

ное комплексное рассмотрение - <увязывание> - различных асцек-  

тов психокоррекции виктимного поведения учащихся младших клас-  

сов, а также тесное сотрудничество специалистов разного профиля  

(психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и учите-  

лей начальных классов, а также родителей), объединенных с этой  

целью рамками организацибнной структуры позволяют эффективно  

решать не только психокоррекционную задачу, но и способствовать  

психологическому <оздоровлению> и нормализации современного  

детства.  

 

) Под нашим руководством выполнили дипломные работы слу-  

шатели: Веринская М. М., Бирюкова И. В., Беленькая Н. М., Бабич  

С. М., Одинцова Н. В., Гридинарова Е. Н., Доценко Н. В.. Голева  

О. Я., Радченко В. Б. и др.  

 

 

 

ГЛАВА!  

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМОЛОГИИ  

 

Виктимное поведение - понятие довольно сложное, полифони-  

ческое - имеющее прямое отношение, к отрасли научных знаний -  

виктимологии (от лат. ШСТ1МА - жертва) и греч. 1.0(305 (учение),  

т. е. учение о жертвах. Это также и комплекс исследований таких  

социальных процессов, с помощью которых отдельные индивидиумы  

и целые социальные группы подвергаются таким истязаниям, которые  

порождают социальные проблемы.  

 

Понятие <виктимизация> имеет следующие характеристики:  

- это процесс превращения человека в жертву;  

- это нроцесс, при котором насильственная сторона пытается  

превратить субъект (жертву) в объект своих отношений;  

 

- это динамический процесс.  

 

В литературе по виктимологии понятие виктимность определя-  

ется как <предрасположенность субъекта к тому, что в условиях на-  

силия он превращается в жертву или, другими словами, неспособ-  

ность избежать опасности там, где она объективно предотвратима  

(Л. Франк).  

 

Таким образом, <виктим> - жертва социально-психологических  

отношений, а виктимное поведение - это поведение индивида, при  

котором затруднен процесс адекватной социализации. Такое поведе-  

ние индивид усваивает в субкультуре насилия. По мнению специа-  

листов (Л. Франк, Г. Шнайдер, Э. Г. Эйдемиллер), виктимность лич-  

ности можно определить как социально-психологический <общий фе-  

номен>, т. е. набор качеств жертвенного поведения, неспособность  

противостоять насилию.  

 

Виктимологические исследования берут свое начало в работах  

немецкого ученого Ганса фон Хентинг, который считается основате-  

лем виктимологии. Еще в 1934 году он пытался перенести часть вни-  

мания различных специалистов с преступника на его жертву. В 1948  

году с появлением его книги <Преступит! и его жертва> существен-  

но возрос интерес к виктимологии.  

 

Виктимологические исследования прежде всего получили раз-  

витие в США. Германии, Финляндии, Японии, Канаде, Швейцарии,  

бывшем Советском Союзе. В некоторых странах организованы инсти-  

туты по изучению проблем виктимологии (Япония), построены викти-  

мологические клиники (США), созданы различные организации: <Все-  

 

мирное общество виктимологии>. Общественный союз <Белое коль-  

цо> (Германия), <Ассоциация женщин, попавших в беду> (Россия);  

Национальная ассоциация по оказанию помощи жертвам, Комитет  

<Женщины в борьбе с угрозой изнасилования> (США).  

 

Состоялись также международные симпозиумы, посвященные  

различным проблемам виктимологии. Например, в 1979 г. в Мюнстере  

(Германия) было учреждено всемирное общество виктимологии, а в  

1980 г. в Вашингтоне состоялся Всемирный конгресс виктимологов.  

В числе прочих он рассмотрел проблему насилия в семье и вопрос  

об обращении с жертвами преступлений. В 1983 г. Совет Министров  

Европейского совета в Страсбурге принял Европейскую конвенцию о  

возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений. На У-м  

межцунаоодном симпозиуме по проблемам виктимологии. состоявшем-  

ся в 1983 г. в Загребе обсуждались вопросы виктимизации всех лю-  

дей, в том числе иностранцев и туристов, а также правового статуса  

потерпевших в уголовном праве и в уголовном судопроизводстве.  

 

В бывшем Советском Союзе проблемами виктимологии занима-  

лись в основном юристы, криминологи, социолога, психологи: Л. В.  

Франк. В. С. Минская, В. И. Полубинский, В. Л. Васильев и др.)  

 

Таким образом, за последнее столетие виктимологические проб-  

лемы переросли в серьезные научные исследования не только в об-  

ласти криминологии, но и расширили свои границы в область других  

наук: психологии, социологии, социальной педагогики, психологии  

личности.  

 

1. СПЕЦИФИЧНОСТЬ ПРЕДМЕТА ВИКТИМОЛОГИИ  

 

Как- считают специалисты, виктимологию можно отнести к спе-  

циальной научной дисциплине, занимающейся изучением жертвы и  

всех связанных с нею теоретических и практических аспектов.  

 

Слова <жертва>, <пострадавший> и <потерпевший> употребля-  

ются не всегда равнозначно. Слово <жертва> - понятие более емкое,  

имеющее множество различных оттенков, в том числе, например, ре-  

лигиозного характера. Иное толкование социальное содержание поня-  

тия) нам дает В. Даль): <Пострадавший - лицо, оставшееся в жи-  

вых, понесшее обиду, убыток, страдалец, мученик>.  

 

Криминальная психология определяет жертву как человека,  

пострадавшего от неправомерных действий других лиц, собственного  

поведения, отрицательных жизненных обстоятельств либо несчастного  

случая. Термин <потерпевший> избран законодателями для обозначе-  

ния лица, пострадавшего от преступления и которое официально при-  

знается участником уголовного процесса со всеми вытекающими от-  

сюда последствиями. Таким образом, в сферу воздействия права мо--




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2512
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь