Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ

Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ

Любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продук-тивная деятельность должна способствовать развитию детей. Поэтому деятельность педагога необходимо выстраивать таким образом, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет мотивация.

Организационно – мотивационный этап НОД считается наиболее важным, ведь от того как пройдет этот этап зависит успешность проведения всего занятия.

Организационно – мотивационный этап НОД состоит из следующих подэтапов:

  1. Введение в игровую ситуацию
  2. Мотивация.

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.

 

3. Постановка проблемы.

  • Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
  • выхода из затруднительной ситуации.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

  1. Педагог рассказывает, что игрушкам нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Педагог спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
  5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ре-бёнка.
  6. По окончании работы необходимо, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Например: НОД аппликация, конструирование, рисование.

Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

  1. Педагог сообщает детям, что собираетесь мастерить что — либо и просит детей по-мочь. Интересуется, как они могут вам помочь.
  2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.
  3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например: в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Например: В игровой деятельности, в НОД старших группах

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

  1. Педагог сообщает детям, что собирается заняться какой — либо деятельностью и просит детей научить его этому.
  2. Спрашивает, согласны ли они помочь ему.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Например: Художественное конструирование, ручной труд, художественное творчество

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Педагог показывает детям, какую – либо поделку, раскрывает его преимущества и спрашивает, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показывает всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

  • нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
  • обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
  • действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах

Младший дошкольный возраст.

  1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
  2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
  3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
  4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.
  5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
  6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.

Средний возраст.

В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.

Первый тип как для предыдущей возрастной группы.

Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.

Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направ-ленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе гово-ря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

  1. сам формулирует проблему (задачу);
  2. сам находит ее решение;
  3. решает ее
  4. самоконтролирует правильность этого решения.
Просмотров: 171
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лукьянова Вера Анатольевна. «Создание игровой мотивации на разных возрастных этапах»
  • Мосина Светлана Владимировна. Игровая образовательная ситуация для детей среднего возраста «Как помочь Красной Шапочке».
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Синявина Людмила Михайловна. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью. Тема: « Формирование игровых умений в процессе театрализованных игр».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь