Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?

(в кругу семьи)

Атабаева Мадина Тимуровна Преподаватель Школы при Казахско-Американском Университете

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере

его взросления. Творческий потенциал у детей различен.

В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста роль семьи особенно значима:

формируется отношение родителей к его неординарности, одаренности и талантливости, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.

Цель настоящего методического пособия – помочь родителям определить свою позицию в вопросе развития одаренных детей, оценить свой вклад в раскрытие творческого потенциала своего ребенка.

Опыт консультационной работы показывает, что родители неодинаково относятся к своим одаренным детям. Некоторые мамы и папы считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, его потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав, что малыш одарен, испытывают не гордость и удовлетворение, а смущение и растерянность, их страшит ярлык одаренности. Они видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности. Другие отцы и матери, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, тем самым удовлетворяя родительское тщеславие, всячески подчеркивая, что их малыш не такой, как другие дети, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Подобная родительская позиция проявляется в постоянном стремлении демонстрировать окружающим «выдающиеся способности» своего чада, а основными показателями одаренности выступают большое количество стихов и песен, заученных ребенком; стремление малыша к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители, желая обеспечить идеальные условия для развития «таланта» ребенка, записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь коре соображениями престижа, чем склонностями дошкольника. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал сына или дочери и даже пытается помочь в его раскрытии, но сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами одаренного ребенка. Приведу конкретные примеры из консультативной практики.

Мама пятилетнего Жана обратилась со следующей проблемой:

ее сын настолько увлечен конструированием, что очень часто забывает о еде, отдыхе; время отхода ко сну становится настоящим мучением для мамы, потому что Жан отказывается ложиться спать до тех пор, пока не закончит свою постройку, а построив, не желает убирать конструктор на место. Ни уговоры, ни строгий, требовательный голос мамы не помогают, ребенок как будто не слышит ее. «Я просто не знаю, что делать, — в отчаянии произносит мама, — я испробовала уже все способы: убирала конструктор подальше в кладовку, пыталась сама помогать достраивать, старалась увлечь другими занятиями, убеждала, даже ругала за беспорядок в комнате, но ничего не помогла…А может быть, оставить все как есть и отступить, ведь действительно постройки у него получаются удивительные? В ходе беседы с мамой выяснилось, что Жан и раньше не проявлял желания убирать игрушки, свой уголок, часто за него это делали мама и бабушка. Ему и раньше разрешалось вечером задерживаться у телевизора или за игрой подольше, и спать он ложился в разное время. Взрослые не очень строго подходили к соблюдению режима дня ребенка, считая, что принуждение ему во вред. Но мальчик рос, и новый сильно проявившийся интерес к конструированию только усугубил то, что стало привычным на протяжении ряда лет. Увлеченность делом – яркая отличительная черта одаренного ребенка, однако не стоит забывать, что соблюдение режима дня и выполнение ежедневных обязанностей (класть игрушки и вещи на место, убирать свой стол, кровать и пр.) так же важны для него, как и для всех его сверстников. Одаренность – это не право на особые привилегии в этом отношении. Маме можно посоветовать развивать у ребенка чувство ответственности за свои действия и поступки, при этом необходимо быть последовательной в своих требованиях. В сложившейся конфликтной ситуации с сыном есть и ее вина – Жана не приучили убирать игрушки, вещи. Теперь придется наверстывать упущенное. От мамы потребуется настойчивость и терпение. Нужно заранее предупреждать малыша, что пора заканчивать игру, чтобы у ребенка было время для завершения работы и уборки конструктора на место. Если сын, например, упорно отказывается убирать игрушки, начать лучше с простых задач, например: «Жан, пожалуйста, положи детали конструктора в коробку из под него так, чтобы она закрылась, и я могла бы поставить ее на полку». Даже если ребенок не совсем правильно уложил детали, не выговаривайте ему, похвалите, когда он все сделает.

Такие меры, как прятанье конструктора, запрет на конструирование, не могут изменить ситуацию, а лишь усугубят ее. Одаренный ребенок проявляет упорство и настойчивость в достижении желаемого результата (в данном случае построении конструкций), и нужно с уважением относиться к его интересу, увлеченности. Подчас внимание малыша может быть настолько сконцентрировано на интересном для него занятии, что он полностью забывает о присутствии взрослых. Но то, что сын не слышит слов мамы, не должно восприниматься ею как сознательное игнорирование ее сыном. Возможно, маме следует, прежде чем начинать говорить, нарушить сосредоточенность сына, подойти и мягко дотронуться до руки мальчика.

Одаренные дети, как и их ровесники, развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие одаренных может опережать их физическое и эмоциональное развитие. Папа четырехлетнего Арнура обратился за помощью к психологу. Дело в том, что Арнур с раннего возраста развивался быстрее своих сверстников, отличался сообразительностью, рано начал говорить, к двум годам его речь напоминала по словарному запасу и развернутости речь пятилетнего ребенка. Арнур быстро запоминал и усваивал все новое, его любознательности не было предела. В четыре года мальчик стал посещать детский сад. И тут обнаружилось, что он не справляется со многими заданиями на занятиях по рисованию, плохо лепит, не умеет вырезать ножницами, его работы всегда уступают по качеству работам других детей группы. Воспитатель обратила внимание родителей на этот факт. Родители в недоумении: как объяснить такое несоответствие между умственным развитием ребенка и неумением элементарно аккуратно закрасить рисунок, не заезжая за контуры, вырезать и наклеивать простейшую фигуру. Действительно, для одаренных детей данная ситуация не такая уж редкость. Наряду с высоким уровнем развития познавательных способностей у них может наблюдаться отставание в развитии мелкой моторики и моторной координации.

Такое явление характерно для детей трех-четырех лет. У Арнура обнаружилось недостаточно точное владение мелкими движениями кисти руки. Это сказывается на том, как он держит кисточку или карандаш во время рисования или как разминает пластилин, как лепит. Беда эта легко поправима, если родители специально уделят внимание тренировке мелких движений. Очень полезны для ребенка работа с мозаикой, нанизывание бусин на нитку, обучение шнурованию ботинок, работа с мелким конструктором, лепка из глины и пластилина, рисование палочек, кружков и т.д. Можно потренировать ребенка в умении срисовывать простейшие фигуры с образца, что способствует тренировке психо — моторной координации между рукой и глазом. Одаренные дети стремятся к творческому самовыражению, и когда это проявляется в рисунках, танцах, стихах и т.д., родители радуются, восхищаются, хвалят сына или дочь. Однако порой творческий склад ребенка выражается в непривычной, неожиданной форме. Приведу пример. Родителей Мари (5, 3 лет) побудило обратиться к психологу следующее: Мари по их словам, последнее время совсем перестала слушаться взрослых и даже как им кажется, все делает назло родителям. Беседа психолога с девочкой и тестовое психологическое обследование показали, что Мари обладает, несомненно, большим творческим потенциалом, уровень ее наблюдательности, усидчивости, внимательности был выше средней возрастной нормы. Мари произвела впечатление умной, воспитанной девочки, и это никак не вязалось со словами родителей. Ситуация прояснилась, когда родителей попросили подробнее описать, в чем проявляется непослушание. Родители Мари, особенно мама, высоко ценят порядок в доме, стремятся, чтобы в квартире было не только чисто, но и красиво. Для этого подбираются соответствующие освещение, обои, шторы, покрывала, декоративное панно и пр. «Все должно сочетаться и составлять гармонию» — так считает мама Мари и все делает для этого. Уютная комфортная обстановка окружает девочку с первых дней жизни. Возможно, это решающим образом повлияло на раскрытие художественных способностей ребенка: Мари хорошо рисует, ее рисунки отличаются выразительной цветовой гаммой, оригинальностью сюжета. Мама Мари многое делает своими руками: шьет, вяжет, вышивает.

Девочка последнее время проявляет большой интерес к рукоделию, научилась разным видам вышивальных стежков. Появились первые самостоятельно вышитые салфеточки. Мари старается пристроить их в комнате так, чтобы они не только были на виду, но и украшали стол, полочку или кресло. И вот тут-то возникает конфликт: простенькие и не идеально, с точки зрения мамы, выполненные салфеточки нарушают созданную мамой гармонию. Мама, конечно, объясняет это дочери и просит убрать салфетки в специально выделенную для этого шкатулку. Но Мари отказывается, и даже если мама убирает салфетки, девочка достает их и кладет обратно на стол, кресло и пр. Кроме того, маму возмущает то, что дочь без спроса переставляет горшки с цветами, перекладывает по – своему вещи и игрушки на полке и столе в своей комнате. Маме не приходит в голову, что в данном случае девочка действует вовсе не назло ей, а в соответствии с естественным стремлением творчески проявить себя. Родителям следовало бы внимательнее относиться к творческим проявлениям ребенка, не запрещать девочке делать что-то по-своему, например, по – новому убрать кровать, расположить вещи в своем уголке, украсить окно, комнату.

Творчество не терпит жесткой регламентации. Дети стараются подражать взрослым. Мари, несомненно, хочется «творить уют» так, как это делает мама, только вот умений и знаний недостает. Так кто же, кроме мамы, поможет в этом, кто порадуется маленькому успеху – ступеньке к большому мастерству?! Очень часто за различными жизненными ситуациями, которые послужили поводом для обращения к психологу, стоит одна большая проблема – проблема общения. Одаренные дети очень чувствительны к мнению других, нуждаются в понимании и признании. Как часто родители не замечают этого и провоцируют конфликт! Гуан 5,5 года. У него есть старшая сестра Мали, которой 9 лет. Гуан очень способный мальчик, развивается с явным опережением сверстников. Он активен, постоянно в поиске новых игр и занятий. Ходит в предшкольный класс, и в классе является признанным лидером. Его любят ребята и педагоги. Он умеет придумать и организовать игру, много знает, и это проявляется в его ответах на занятиях. Педагоги отмечают способность Гуана: занимаются с ним, стараются отвечать на его бесконечные «почему?». Но нередко бывает так, что при обсуждении какого-нибудь вопроса возникает непонимание, и причина его не в неспособности Гуана вникнуть в суть, а в различии точек зрения родителей и мальчика.

Часто Гуан необычно, по-своему видит ситуацию, и его трудно убедить в том, что у взрослых людей может быть выглядеть как упрямство, негативизм. «Ты же умный малый, а несешь такую чушь!» — подчас восклицает папа. Гуан расстраивается, на глазах появляются слезы. В итоге папа чувствует недовольство и раздражение, а ребенок чувствует себя несчастным! Подобные ситуации стали часто повторяться. Потребовалась помощь психолога, чтобы предотвратить назревающий разлад между отцом и сыном. Из беседы с папой выяснилось, что со старшей дочерью подобных проблем не возникало. Девочка росла послушной, спокойной, родителям всегда было легко уговорить или убедить ее в чем-либо. А с сыном все иначе. Одаренные дети часто требуют несколько иного подхода в общении, чем обычные дети. Одаренный ребенок остро реагирует не только на содержание высказывания, но и на его форму: для него важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. Критические замечания папы могут больно ранить сына. Отцу надо набраться терпения и не пытаться сразу же переубедить мальчика, когда тот отстаивает свою точку зрения. При разговоре с ребенком взрослому важно следить за своей речью, ее интонацией. Резко высказанные критические замечания в адрес одаренного ребенка не принесут желаемого результата. Уважайте мнение ребенка, несмотря на то, что он еще мал! Одаренному ребенку необходимы для развития равноправные отношения в общении. Не бойтесь при этом идти на компромисс и принять точку зрения дошкольника как возможную, даже если она вам кажется не совсем верной. Опыт психологического консультирования показывает, что родители далеко не всегда правильно представляют себе психологические способности одаренных детей, из-за чего и возникают многие проблемы и конфликтные ситуации. Часть из них мы разобрали выше. Рекомендую обратить внимание на следующие отличительные особенности одаренного ребенка:

  • начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше, чем большинство его сверстников. Овладевает навыками самообслуживания (умывание, одевание и пр.) быстрее, ему требуется для этого меньше практики, чем другим детям
  • проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»
  • имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать
  • концентрируется на задаче иногда так глубоко, что забывает обо всем. Продолжительность концентрации внимания на интересующем его предмете или задаче намного больше, чем у сверстников
  • имеет большой для своего возраста словарный запас, демонстрирует глубокое понимание тонкостей языка
  • легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и более подробно, чем большинство детей
  • понимает сложные идеи, видит общее в предметах, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление намного раньше своих сверстников
  • склонен к серьезным размышлениям.

В очень раннем возрасте интересуется глобальными проблемами, размышляет о жизни и ее значении и о тех вещах, о которых взрослые говорят за обеденным столом;

  • легко отгадывают загадки, и может придумывать свои
  • начинает читать и выполнять простые арифметические действия до поступления в школу, иногда учится этому самостоятельно
  • устанавливает для себя высокие критерии.

Стремится к совершенству. В любом деле доходит до самой сути;

  • проявляет понимание чувств к социальной несправедливости. Вери в честность, правду и другие абсолюты, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликта
  • хочет понять, почему люди такие, какие есть. Склонен к самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Проявляет критичность к себе и другим
  • не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим – то авторитетом
  • стремится быть творческим, изобретательным. И как результат – ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел: по — своему застелить кровать, убрать комнату и т.п.
  • проявляет одаренность в искусстве. Например, в раннем возрасте заучивает песенки, рисует детализированные картинки и т.д.

Родители и воспитатели могут отметить быстрое развитие или особые способности дошкольников, например музыкальные, художественные, лингвистические. Некоторым одаренным для более полной реализации возможностей необходим учитель, специалист, например в области музыки или искусства. Многие родители стремятся сделать все возможное для поддержки развития своего одаренного ребенка и хотели бы получить соответствующие рекомендации психолога. С этой целью привожу анкету для родителей одаренных детей, которая содержит вопросы для самопроверки и самооценки вашего вклада в развитие творческого потенциала ребенка. По каждому пункту определите свою позицию, выбрав один из ответов:

«да, часто», «иногда», «нет», «не знаю».

1. Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне его:

  • приобретаете книги, игрушки, игры, которые с вашей точки зрения полезны для развития ребенка
  • обеспечиваете материалами для творчества (бумага, клей, пластилин и пр.)
  • организуете место для творчества ребенка (стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для рисунков и других работ ребенка, соответствующее освещение)
  • позволяете ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок
  • позволяете изменять привычный порядок вещей в доме (по-своему убирать кровать, комнату, украшать окно и т.п.)
  • контролируете умственные занятия и физическую нагрузку ребенка, режим дня
  • даете ребенку время для работы, размышлений в одиночестве
  • приглашаете специалистов для индивидуальных занятий музыкой, рисованием, иностранных языков
  • организуете посещение ребенком кружков, студий.

2. Активное участие родителей в творческом развитии ребенка:

а) занятия с ребенком дома:

  • отвечаете на вопросы ребенка
  • обсуждаете вместе разные проблемы
  • читаете ребенку книги
  • вместе с ребенком разгадываете загадки, решаете кроссворды, ребусы и придумываете свои собственные
  • рисуете, лепите, вырезаете ножницами
  • играете
  • конструируете
  • совместно с ребенком выполняете работы на дому
  • вместе смотрите детские телепередачи и обсуждаете увиденное
  • слушаете музыку
  • устраиваете вместе с ребенком выставки его работ
  • помогаете составлять различные коллекции в соответствии с его интересами
  • приобщаете ребенка к тем видам занятий, которые интересны вам (коллекционирование, рукоделие, музицирование, игра в шахматы, работы по дереву и т.д.)
  • записываете идеи, высказывания, сочинения ребенка

б) совместный досуг вне дома:

отдыхаете на воздухе в выходные дни:

  • гуляете во дворе, ходите в парк, выезжаете за город
  • проводите с ребенком свой отпуск, выезжая на отдых за пределы своего города
  • занимаетесь вместе с ребенком спортом, физическими упражнениями, ходите на стадион, посещаете спортивные соревнования
  • устраиваете совместные посещения театров, музеев, выставок, и кинотеатров и пр.

- посещаете библиотеку.

3. Стимуляция творческой активности ребенка:

  • поощряете его творческую деятельность и создание творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, стихов, коллекций, конструкций и т.д.)
  • поощряете стремление ребенка исследовать окружающий мир
  • помогаете ребенку в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых, с кем он может обсуждать интересующие его проблемы (устраиваете встречи, приглашаете их к себе в дом, ходите в гости)
  • поощряете активное учение вашего ребенка, помогаете ему приобрести необходимые умения, знания, навыки
  • показываете ребенку, что вы цените его достижения
  • цените в нем личность, уважаете его интересы, даже если вы не всегда их разделяете.

Все перечисленные выше пункты связаны с общением. Общение может выполнять различную роль. Вызванное благим намерением поощрять, стимулировать развитие ребенка, общение может на деле обернуться натаскиванием и принуждением. Как же общаться с ребенком правильно? Попробуйте со стороны посмотреть на свое общение с ребенком: что преобладает в вашей речи – приказ, указание, требование или вопрос, совет?

Ответив на вопросы анкеты, задумайтесь, какую оценку вы можете поставить себе. Ваша активность и участие в развитии творческой одаренности ребенка:

а) не достаточны, если в ответах преобладают «не знаю», «нет», «иногда». Существует опасность того, что со временем ваш ребенок, развиваясь, будет отдаляться от вас. Сами вопросы анкеты подскажут вам нужное направление для усиления вашего влияния на развитие творческих возможностей ребенка;

б) сверхдостаточны, если в ответах на вопросы анкеты категория «да, часто» выбиралась значительно большее число раз, чем «не знаю», «нет», «иногда». Значит, вы внимательны к личности своего ребенка, в курсе всех его дел, проблем, отношений, стремитесь максимально использовать свои знания, умения, материальные возможности во благо своему одаренному ребенку. Но в то же время вас подстерегает опасность переусердствовать и получить вместо желаемого обратный результат, т.е. ваши усилия могут привести к сковыванию творческой активности ребенка;

в) разумны и достаточны, если вы обнаружите баланс ответов «да, часто» и «нет» с небольшим преобладанием положительных ответов. В этом случае есть надежда на то, что собственная активность ребенка стимулируется по мере возможности. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей литературы, практических пособий для развития дошкольников. В этих условиях очень непросто воспитывать одаренного ребенка. Но родительская любовь вопреки всему может многое. Подумайте, все ли ваши возможности реализованы? Используйте каждую минуту общения с ребенком для поддержки, стимулирования, раскрытие его творческого потенциала:

играйте с ребенком в слова. Предложите составить связный рассказ с использованием, например слов «зима», «праздник», «погода». Делать это можно в любой обстановке: на прогулке, по дороге в магазин;

возьмите любую домашнюю вещь и вместе с ребенком придумайте пять новых способов ее использования, помимо основных;

поиграйте в игру «На что похоже?». Предложите ребенку сказать, на что похож по форме, цвету, лист или облако, или другой предмет, явление, которое ребенок видит в данный момент;

вместе придумайте и назовите несуществующее домашнее животное, используя характеристики известных домашних животных;

обсуждайте любимые телевизионные фильмы. Вместе придумайте два новых сюжета для их героев. Обсудите правдоподобие этих сюжетов и соотнесите их со своим личным опытом;

задавайте ребенку вопросы, например: «Что произойдет, если…?», «А как это устроено?», «Почему?», «На что похоже?» и т.д.

Одаренные дети всегда в поиске новых интересных занятий. Но у родителей может не оказаться под рукой соответствующих развивающих материалов. Что еще вы можете сделать вместе с ребенком для развития его воображения, исследовательской активности и практических умений? Возможно, вам помогут следующие ответы:

наблюдайте за звездами, изучайте с ребенком астрономию на доступном ему уровне, по возможности вместе посещайте планетарий. Обсуждайте проблему жизни на других планетах, существование НЛО, поощряйте фантазии на эту тему;

изучайте новое ремесло, рукоделие, к которому дошкольник проявляет интерес. Учитесь вместе с ребенком. Не смущайтесь, если ваш сын заинтересовался женским рукоделием, а дочь – выжиганием или выпиливанием. Одаренные дети не следуют жестко стереотипам женских и мужских занятий;

придумайте вместе сценарий нового мультипликационного фильма, проиллюстрируйте его;

заведите дневник, в который будете записывать песенки, рассказы и истории, которые сочинил ваш ребенок, если он еще не умеет писать сам. Собирайте его рисунки, поделки, проекты;

читайте и обсуждайте с ребенком материалы из детских журналов, слушайте детские радиопередачи, выделяя интересные проблемы и обсуждая возможные пути их решения;

узнавайте новое о животных и растениях;

изучайте историю своей улицы, прошлое города или села, где вы живете. Составьте карту вашей улицы, микрорайона.

Родителям надо помнить, что одаренный и талантливый ребенок – это прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужна любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Создайте среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка. Уважайте его точку зрения, как если бы он был взрослым. Уважайте его любопытство как великую ценность! Поощряйте его интересы, даже если вы не можете понять их. Находите время радоваться ему, вашему ребенку.

Не забывайте, что ему необходим тот же опыт, что и всем детям. Ему нужны дисциплина, возможность делать ошибки и брать на себя ответственность.

Итак, разобрали вопросы выявления одаренности и развития творческого потенциала ребенка в семье. Выделила наиболее общие родительские проблемы и привела рекомендации по их разрешению.

Просмотров: 167
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Шабельникова Татьяна. Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Завгороднева Ольга Александровна. Советы родителям «Как выявить одаренного ребенка»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Енина Татьяна Викторовна. Конспект родительского собрания в форме игры 'Знаю ли я своего ребенка?'
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Познавательные интересы вашего ребенка»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь