|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12573
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Развивающая работа — одно из наиболее важных
и востребованных направлений работы психолога образования с детьми и подростками. В научно методическом пособии изложен подход к построению развивающей системы в образовательном учреждении в рамках модели психолого педагогического сопровождения школьников. Акцент сделан на ее отдельных формах — игре, уроке, тренинге, психологической акции и др. Даны конкретные рекомендации по сценированию этих форм, приведены сценарии развивающих игр, уроков и ме роприятий. Книга содержит большой практический материал. Адресовано психологам образования, социальным педаго гам, педагогам воспитателям, организаторам внеклассной работы с детьми и подростками. Введение Развивающая работа — одно из наиболее важных и востребованных направлений работы психолога образования с детьми и подростка ми. В модели психолого педагогического сопровождения школьников, разрабатываемой нами в течение 10 лет, деятельность психолога и пе дагога, ориентированная на решение задач ребенка, рассматривается как приоритетная. Развивающая работа — это совместная деятельность ребенка (группы детей) и психолога, в процессе которой выстраивает ся мостик между «сегодня» и «завтра» ребенка. Это увлекательное, ценностно окрашенное для всех участников взаимодействие, в рамках которого принимается и приветствуется то, что есть сегодня, и ставят ся новые маяки — в следующий миг, час, год, жизнь… Если говорить бо лее научным языком, это решение задач развития, актуальных сегодня для данного конкретного ребенка, данной группы детей определенного возраста и этапа коллективного развития, для детей данной школы, данной социальной группы и т.д. В ходе решения этих задач ребенок, подросток обретает новые психологические способности, навыки и умения, возможно, переходит на качественно новый этап понимания мира и самого себя, совершает поступки, которые опреде ляют его ми ровоззрение и определяются самим мировоззрением. Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребенка про исходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики, эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребенок, строит свои отношения с миром и другими людьми. Иначе говоря, если взрослыми спроектирована и реализована определенная социальная и психологическая ситуация развития ребенка. Проектирование и реализация таких развивающих ситуаций составляют существенную часть профессиональной компе тентности школьного психолога. В предлагаемом читателям методическом пособии представлен теоретический, методический и практический материал, который поможет психологу образовательного учреждения выстроить цело стную и целенаправленную развивающую работу с детьми, под ростками и старшеклассниками. Глава Психолог образования и задачи развития учащегося С С нашей точки зрения, у психолога, занимающегося проектирова нием и реализацией развивающих программ, должны быть свои (но соотносимые с научно обоснованными) ответы на следующие вопросы: 1. Что такое психологическое развитие и саморазвитие чело века, каковы его закономерности и роль взрослого в процессах развития ребенка и подростка? 2. На какой основе должны определяться приоритеты в разви вающей работе для школьников разных возрастов? 3. На каких принципах должна строиться развивающая рабо та, чтобы быть эффективной? 4. Каковы критерии эффективности проведенной развиваю щей работы? Ответы на эти вопросы лежат в области психологии развития и педагогической антропологии. Две эти науки, каждая со своей сторо ны, задают методологические — ценностно целевые и операциональ ные — основания развивающей работы школьного психолога. Имен но к этим основаниям мы и обратимся прежде всего в нашем разго воре о развитии как предмете психологической работы в школе. 1.1. Категория «развитие» в психологии Слово «развитие» — древнеримское по происхождению; первона чально оно означало развертывание свитка при чтении: все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. По хожее толкование словосочетания «развитие мысли» мы находим у М.Т. Цицерона: то, что было свернуто в сознании говорящего, раз ворачивается через его речь перед слушателями. Глава 1 / Психолог образования и задачи развития учащегося В настоящее время понятие «развитие» стало естественной и не отъемлемой частью мировоззрения человека: развитие Земли, Все ленной, природы, языка, страны, подходов к пониманию чего либо, наконец, самого человека. Понятие, которому чуть больше 200 лет, — сегодня одно из ключевых в культуре. По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» в ее совре менном звучании объемлет три несводимых друг к другу смысла: 1. Развитие как объективный факт, естественно осуществляю щийся процесс качественных изменений объективной реаль ности, в том числе человека. 2. Развитие как объяснительный принцип. На его основе мо гут интерпретироваться изменения, происходящие в челове ческом мире. 3. Развитие как цель и ценность европейской культуры: «В со временном человекознании утвердилось положение о том, что развиваться — это хорошо». Важно различать понятие «развитие» и близкие к нему понятия «изменение», «происхождение», «функционирование» и др. Человек может изменяться, но не развиваться. Так, рост — это ко личественное изменение человека без изменений внутренней структу ры, состава входящих в него элементов, функций того или иного про цесса. Можно говорить о физическом росте человека, можно — о рос те различных психологических показателей, например росте запаса слов без изменений функции речи. Развитие, в отличие от изменения, обязательно несет в себе качественное изменение структуры, отдель ных элементов, функций или всего перечисленного, вместе взятого. Функционирование — это пребывание в активном состоянии одно и того же уровня (типа). Развитие же предполагает возник новение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования. Функционирование — обратимый процесс, ему свойственно циклическое воспроизведение постоян ного набора функций. Развитие — вид необратимых изменений. Оно связано с кардинальным, необратимым изменением структу ры и механизмов. Это сдвиг, превращение, метаморфоза: гусеница, куколка, бабочка... Существуют различные типы развития. Можно различать три вида развития с точки зрения причин, его обусловливающих: 1. «Развитие по сущности природы, или становление», как естественная временная последовательность ступеней, пери одов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, и за кономерных следствий. 2. «Развитие по сущности социума, или формирование», как процесс изменения деятельности, способов и средств разви Работа с ребенком в образовательной среде... тия, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от имеющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению. 3. «Развитие по сущности человека, или преобразование», как процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования. 1.2. Закономерности развития в детском, подростковом и юношеском возрастах Развитие ребенка — сложный, многосоставный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. Для психолога практика чрезвычайно важно понима ние тех объективных принципов, на которые опирается развитие чело века, и тех закономерностей, которые характеризуют сам процесс раз вития. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|