Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12573

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Развивающая работа — одно из наиболее важных
и востребованных направлений работы психолога образования
с детьми и подростками. В научно методическом пособии
изложен подход к построению развивающей системы
в образовательном учреждении в рамках модели психолого
педагогического сопровождения школьников. Акцент сделан на
ее отдельных формах — игре, уроке, тренинге, психологической
акции и др. Даны конкретные рекомендации по сценированию
этих форм, приведены сценарии развивающих игр, уроков и ме
роприятий. Книга содержит большой практический материал.

Адресовано психологам образования, социальным педаго гам, педагогам воспитателям, организаторам внеклассной работы с детьми и подростками.

Введение

Развивающая работа — одно из наиболее важных и востребованных
направлений работы психолога образования с детьми и подростка
ми. В модели психолого педагогического сопровождения школьников,
разрабатываемой нами в течение 10 лет, деятельность психолога и пе
дагога, ориентированная на решение задач ребенка, рассматривается
как приоритетная. Развивающая работа — это совместная деятельность
ребенка (группы детей) и психолога, в процессе которой выстраивает
ся мостик между «сегодня» и «завтра» ребенка. Это увлекательное,
ценностно окрашенное для всех участников взаимодействие, в рамках
которого принимается и приветствуется то, что есть сегодня, и ставят
ся новые маяки — в следующий миг, час, год, жизнь… Если говорить бо
лее научным языком, это решение задач развития, актуальных сегодня
для данного конкретного ребенка, данной группы детей определенного
возраста и этапа коллективного развития, для детей данной школы,
данной социальной группы и т.д. В ходе решения этих задач ребенок,
подросток обретает новые психологические способности, навыки и
умения, возможно, переходит на качественно новый этап понимания
мира и самого себя, совершает поступки, которые опреде ляют его ми
ровоззрение и определяются самим мировоззрением.

Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребенка про
исходит в том случае, если на фоне органической и функциональной
сохранности психики, эти новообразования востребованы средой,
в которой живет и действует ребенок, строит свои отношения с миром
и другими людьми. Иначе говоря, если взрослыми спроектирована
и реализована определенная социальная и психологическая ситуация
развития ребенка. Проектирование и реализация таких развивающих
ситуаций составляют существенную часть профессиональной компе
тентности школьного психолога.

В предлагаемом читателям методическом пособии представлен
теоретический, методический и практический материал, который
поможет психологу образовательного учреждения выстроить цело
стную и целенаправленную развивающую работу с детьми, под
ростками и старшеклассниками.


Глава
Психолог образования
и задачи развития учащегося


С
С
нашей точки зрения, у психолога, занимающегося проектирова
нием и реализацией развивающих программ, должны быть свои
(но соотносимые с научно обоснованными) ответы на следующие
вопросы:

1. Что такое психологическое развитие и саморазвитие чело
века, каковы его закономерности и роль взрослого в процессах
развития ребенка и подростка?
2. На какой основе должны определяться приоритеты в разви
вающей работе для школьников разных возрастов?
3. На каких принципах должна строиться развивающая рабо
та, чтобы быть эффективной?
4. Каковы критерии эффективности проведенной развиваю
щей работы?
Ответы на эти вопросы лежат в области психологии развития и
педагогической антропологии. Две эти науки, каждая со своей сторо
ны, задают методологические — ценностно целевые и операциональ
ные — основания развивающей работы школьного психолога. Имен
но к этим основаниям мы и обратимся прежде всего в нашем разго
воре о развитии как предмете психологической работы в школе.

1.1. Категория «развитие»
в психологии
Слово «развитие» — древнеримское по происхождению; первона
чально оно означало развертывание свитка при чтении: все, что уже
написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. По
хожее толкование словосочетания «развитие мысли» мы находим
у М.Т. Цицерона: то, что было свернуто в сознании говорящего, раз
ворачивается через его речь перед слушателями.

Глава 1 / Психолог образования и задачи развития учащегося

В настоящее время понятие «развитие» стало естественной и не
отъемлемой частью мировоззрения человека: развитие Земли, Все
ленной, природы, языка, страны, подходов к пониманию чего либо,
наконец, самого человека. Понятие, которому чуть больше
200 лет, — сегодня одно из ключевых в культуре.

По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» в ее совре
менном звучании объемлет три несводимых друг к другу смысла:

1. Развитие как объективный факт, естественно осуществляю
щийся процесс качественных изменений объективной реаль
ности, в том числе человека.
2. Развитие как объяснительный принцип. На его основе мо
гут интерпретироваться изменения, происходящие в челове
ческом мире.
3. Развитие как цель и ценность европейской культуры: «В со
временном человекознании утвердилось положение о том, что
развиваться — это хорошо».
Важно различать понятие «развитие» и близкие к нему понятия
«изменение», «происхождение», «функционирование» и др.

Человек может изменяться, но не развиваться. Так, рост — это ко
личественное изменение человека без изменений внутренней структу
ры, состава входящих в него элементов, функций того или иного про
цесса. Можно говорить о физическом росте человека, можно — о рос
те различных психологических показателей, например росте запаса
слов без изменений функции речи. Развитие, в отличие от изменения,
обязательно несет в себе качественное изменение структуры, отдель
ных элементов, функций или всего перечисленного, вместе взятого.

Функционирование — это пребывание в активном состоянии
одно и того же уровня (типа). Развитие же предполагает возник
новение принципиально новых образований, переход на новый
уровень функционирования. Функционирование — обратимый
процесс, ему свойственно циклическое воспроизведение постоян
ного набора функций. Развитие — вид необратимых изменений.
Оно связано с кардинальным, необратимым изменением структу
ры и механизмов. Это сдвиг, превращение, метаморфоза: гусеница,
куколка, бабочка...

Существуют различные типы развития.
Можно различать три вида развития с точки зрения причин, его
обусловливающих:

1. «Развитие по сущности природы, или становление», как
естественная временная последовательность ступеней, пери
одов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой
причины, запускающей (поддерживающей) изменения, и за
кономерных следствий.
2. «Развитие по сущности социума, или формирование», как
процесс изменения деятельности, способов и средств разви

Работа с ребенком в образовательной среде...

тия, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от
имеющегося социокультурного образца к его внутреннему
присвоению.

3. «Развитие по сущности человека, или преобразование»,
как процесс саморазвития, движения человека по целям,
ценностям и смыслам своего существования.
1.2. Закономерности развития
в детском, подростковом
и юношеском возрастах
Развитие ребенка — сложный, многосоставный процесс, который в
тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование
и саморазвитие. Для психолога практика чрезвычайно важно понима
ние тех объективных принципов, на которые опирается развитие чело
века, и тех закономерностей, которые характеризуют сам процесс раз
вития.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Кравцова Александра Александровна. Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Создание мини-музея в условиях детского сада
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Тимофеева Юлия Анатольевна. Методическая разработка «Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога — психолога с детьми».
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Редактор. proekt
  • Саватеева Светлана Павловна. Перспективный план коррекционно – развивающих занятий педагога – психолога по Программе «Цветик – Семицветик»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Юшкова Ольга Игоревна. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Осечкина Ирина Петровна. Физическое развитие детей дошкольного возраста
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Захарова Валерия Александровна. Коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР в ДОУ
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Шабельникова Татьяна. Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Никитина Анна Валерьевна. Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Любич Ольга Викторовна. «Влияние предметно — развивающей среды в группе на развитие ребёнка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь