Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности

Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активностиТеоретическое обоснование коррекционно-развивающей работы с детьми

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

В данном пособии предлагается система занятий, с детьми старшего дошкольного возраста.

Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

Многолетний опыт работы с детьми показал, что необходимо комплексное воздействие на психику ребенка, и частью этого комплекса являются особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию малыша.

Предлагаемое пособие представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий. Примерный календарно-тематичёский план их проведения составлен с учетом различных времен года, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятий.

Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.

Каждое занятие состоит из 4 частей и занимает не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. (Исключение составляют январское занятие № 4 и апрельское № 3 — в них меньше частей.)

В зависимости от состояния детей и конкретных условий Проведения занятия, порядок упражнений можно менять.

Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Это может быть музыка, например, американского композитора Майкла Роланда.

Для успешного проведения занятий психолог должен предварительно подготовить весь подсобный материал, включая и музыкальное сопровождение.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они проводятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца — если по два раза в неделю.

Хорошо, чтобы подгруппа состояла не более чем из шести детей в возрасте 6—7 лет.

ОКТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ № 1

Игра «ПОДБЕРИ ПАРУ К КАРТИНКЕ»
ЦЕЛЬ: развитие логического мышления и памяти.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. На двух столах, расположенных неподалеку друг от друга, разложены 24 картинки, по 12 на каждом. На первом столе картинки с изображением глобуса, гнездышка с птенцами, очков, младенца, корабля, мальчика, плиты, лопаты, мышек, свеклы, плаща, корзинки. На втором — школьной доски, птички, дедушки, якоря, самоката, калош, чайника, пилы, кошки, помидоров, грибов, мамы с бутылочкой в руках (картинки взяты из лото).
Дети выбирают себе любые две картинки с первого стола, а на втором — подбирают к каждой из них пару и обосновывают свой выбор. Например: к картинке со школьной доской подбирается глобус, так как это школьные принадлежности.
Когда ко всем картинкам будут подобраны пары, они выкладываются в два ряда, одна под другой. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на столе картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.

Игра «ОВОЩИ»
ЦЕЛЬ: развитие словарного запаса, активного внимания, навыков общения.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям раздаются картинки с изображением на них любых овощей (из лото). Каждый ребенок называет полученную картинку. Дети встают в круг, а картинки держат перед собой в руках. Роль ведущего на первых порах принимает на себя психолог.
Он называет какой-то овощ, и тот ребенок, у которого картинка с этим овощем, пускается бежать. А чтобы его не догнали, быстро произносит название какого-либо другого овоща, картинка с которым есть у кого-то из ребят.
Первый ребенок останавливается, а второй бежит и опять быстро называет какой-то из овощей. Игра продолжается до тех пор, пока один из ребят не будет пойман. Когда дети освоят игру, водящего можно будет назначить из их числа.

Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»
ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и внимания.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. На карточки наклеены по 5 картинок с изображениями овощей — и овощи и расположение их различны. Карточек столько же, сколько играющих.
Каждому ребенку выдается по одной карточке и предлагается рассмотреть ее в течение 10 секунд.
Психолог подходит к ребенку и указывает на перевернутую картинку: «Что здесь?». Тот называет овощ. За правильный ответ получает фишку. После двукратного проигрывания дети меняются местами и берут другие карточки.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»
(Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.)
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.»

ЗАНЯТИЕ № 2

Игра «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»
ЦЕЛЬ: развитие целенаправленного внимания.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Нужны 16 картинок с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу. Коврики, на которых располагаются дети, раскладываются в виде цветка с сердцевиной. На «сердцевину» выкладываются все 16 карточек изображением вверх, так чтобы они друг друга не касались. Звучит команда «Внимание!» Затем называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает набравший больше всех фишек.

Игра «ФРУКТЫ»
ЦЕЛЬ: развитие словарного запаса, активного внимания, способности к согласованному взаимодействию. (Эта игра аналогична игре «Овощи». Смотрите ее описание, данное в занятии № 1.)

Задание «ВЫЛОЖИ КАРТИНКИ В ТОМ ПОРЯДКЕ, КАК ТЫ ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»
(Картинки из лото с изображением овощей и фруктов по 6— 7 штук для каждого ребенка.)
ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. На столах перед каждым ребенком карточка с четырьмя клетками. Размер карточки 20х20 см, размер клетки 10х 10 см. Такая же карточка большего размера нарисована маркером на магнитной доске.
Психолог в присутствии детей к каждой из 4 клеток прикрепляет любую картинку с овощами или фруктами (такие же есть у детей). Чтобы картинки прилипали к доске, к ним сзади приклеены магнитики.
В течение 10 секунд дети рассматривают картинки. Затем картинки убираются, а ребята на своих карточках по памяти выкладывают картинки, аналогичные тем, что были на доске.
Если нет магнитной доски, можно играть следующим образом: у детей по два экземпляра карточек. Один экземпляр — с уже прикленными в клетках картинками. Карточки второго экземпляра с четырьмя клетками — пустые. Дается время для рассматривания. Затем ребенок закрывает листом бумаги карточку с картинками и по памяти выкладывает такие же картинки на рядом лежащей пустой карточке. У всей подгруппы картинки разные и приклеены на карточки в разных вариантах.
Выполнив задание, дети меняются местами.

Уражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО»
Психолог: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

ЗАНЯТИЕ № 3

Игра «ИЗОБРАЗИ ЯВЛЕНИЕ» (Пантомимы исполняет сначала психолог, потом— дети.)
ЦЕЛЬ: учить выразительности жеста, выразительным движениям рук, ног, всего тела.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Психолог спрашивает детей о тех явлениях в природе, которые бывают осенью. Дети отвечают: «Дует сильный, холодный ветер, падают листья, птицы улетают на юг, часто идет дождь, на дворе лужи» и т. д.
Затем психолог предлагает ребятам все эти явления изобразить движениями или жестами. Если они затрудняются, педагог сам показывает те или иные движения, а потом просит детей придумать каждому свое движение или жест.
Самые выразительные движения предлагается запомнить всем.

Игра «ЧЕМ ПОХОЖИ»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных процессов.
МАТЕРИАЛ: пары картинок (корова — лошадь, ворона — воробей, лыжи — коньки, трамвай — автобус, молоко — вода, дождь — снег).
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои доводы. Чтобы игра была интересней, можно придать ей соревновательный характер: за каждое правильно обоснованное сходство ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто заработал больше фишек.

3 а д а н и е «ВСПОМНИ ДВИЖЕНИЕ, ТОЧНО ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ДАННОЕ ЯВЛЕНИЕ» (Соотнеси с игрой «Изобрази явление».)
ЦЕЛЬ: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. Играет музыка, дети танцуют или просто двигаются, как хотят. Как только музыка прекращается и звучит команда, например, «Дождь!», малыши выполняют соответствующее движение.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»
Психолог: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в
воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

ЗАНЯТИЕ № 4

Игра «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ»
ЦЕЛЬ: развитие у детей творческих способностей, словарного запаса, восприятия формы.
ИНСТРУКЦИЯ: «Назови за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы».

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
ЦЕЛЬ: обучение быстрому и точному реагированию на сигнал; стимуляция внимания, способности к согласованному взаимодействию.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям предлагается вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений рук, ног, всего тела: кенгуру, кузнечика, лягушку.
Затем ребята под музыку двигаются по кругу. Через некоторое время музыка прекращается и на команду, например: «Кенгуру!», выполняется соответствующее движение.

Игра «ПОДБЕРИ ПАРУ К СЛОВУ»
ЦЕЛЬ: развитие мышления, умения подбирать видовые и родовые понятия.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Психолог бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла». (Осень — дождь, овощи — репа, злаки — пшеница и т. д.)

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Психолог: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.
Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день».

Л.И.КАТАЕВА

Просмотров: 845
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Волошина Ирина Владимировна. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Фатима Кудряшова. «Обучение воспитанников творческому рассказыванию с опорой на картинки и без них»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Дополнительная общеобразовательная программа студии мультипликации «Веселые картинки» для детей 6-7 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь