|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12587
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке А это в свою очередь означает, что условия коррекционной рабо
ты не могут сводиться к тренингу, «дрессуре» определенных компо нентов психического мира школьника. Они обязательно должны включать в себя все необходимые элементы полноценной формиру ющей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т.д. Условия, создаваемые в психокоррекционной и развивающей работе, — это условия формирования потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и об щении. Итак, задачи развивающей работы психолога связаны с проекти рованием, реализацией и осмыслением создаваемых ситуаций раз вития. Работа с ребенком в образовательной среде... Например, одна из задач развития учащихся I класса может быть сформулирована следующим образом: построение отношений со взрослыми в школе на уровне делового, позиционно ролевого обще ния. Особенно эта задача актуальна для домашних детей и тех, кто приходит в школу очень рано — в 6 и менее лет. Какие задачи развива ющей работы может поставить перед собой психолог? Например: (1) создание ситуаций, в которых ребенок занимал бы различную ро левую позицию в отношении взрослого: ведомого, ведущего, контро лирующего и т.д.; (2) моделирование ребенком ролевой позиции взрослого и выполнение в этой позиции определенных действий; (3) создание ситуаций, требующих принятия помощи взрослого и оказания помощи взрослому; (4) создание ситуаций, предполагающих сотрудничество взрослого и ребенка, общую ответственность и пере живание общих чувств. И т.д. Задачи развивающей работы могут ставиться различно, в зависи мости от возраста детей и содержания задач их развития. Так, проек тируемые развивающие ситуации могут быть ориентированы на: • приобретение нового личного опыта (переживаний, ком муникации, выбора и принятия решений, деятельности и т.д.); • приобретение новых знаний и способов его порождения; •приобретение новых умений и навыков. Конечно, любая развивающая ситуация несет в себе все воз можности — и получения опыта, и приобретения знания, и пост роения новых умений и навыков. Однако, в соответствии с вы бранными развивающими приоритетами (и с соответствии с ус ловиями работы) психолог делает акцент на тех или иных воз можностях ситуации. Каждый вид задач развивающей работы психолога тяготеет к тем или иным формам. Первый — к игре и психологическим акциям; второй — к ситуациям психологичес кого обучения (урок, факультатив, обучающая психодиагности ка, тренинг семинар); третий — к психологическому тренингу и тренинговым занятиям. Глубина развивающей работы также может быть различной. В зависимости от возраста участников и их психологической зре лости развивающая ситуация может ограничиваться только при обретением чего то нового (знания, опыта, навыков). Она может выводить участников на рефлексию своих приобретений («Что мы приобрели в процессе нашей работы, чему научились?»). А может выходить на уровень рефлексии процесса и его смысла («Что здесь происходило и почему это способствовало...», «Как мы это делали и зачем?») и, соответственно, создавать условия для постановки подростками и юношами задач саморазвития. В зави симости от «глубины» решаемых развивающих задач психолог включает в работу различные процедуры. Глава 2 / Принципы построения системы развивающей работы... Психологическая развивающая работа может быть самостоя тельным направлением работы психолога с детьми, может быть частью программы развития детей определенного класса, состав ляемой и реализуемой психологом совместно с классным руково дителем, или составной частью развивающей образовательной работы в школе. Таким образом, развивающая работа психолога может приобре тать разные формы в зависимости от поставленных им задач: 1) психологической игры, 2) урока психологии, 3) тренингового занятия, 4) обучающей психодиагностики, 5) психологических акций, 6) психологических составляющих (на уровне содержания и методики) воспитательных и образовательных меропри ятий. Рассмотрим реальные возможности и ограничения каждой фор мы развивающей работы. 24 Работа с ребенком в образовательной среде... Глава 2 / Принципы построения системы развивающей работы... 25 Деятельность: учебная, социально значимая, личностно значимая Способность и готовность преодолевать трудности. Навыки целеполагания, самоконтроля и само оценки, навыки самоорга низации деятельности. Самостоятельность, от ветственность. Критическое мышление. Умение выражать свои мысли. Навыки проектирования деятельности (от замыс ла до результата). Способность действо вать в нестандартной си туации. Творческий подход к ре шению проблемной ситу ации (задачи). Умение вычленять из проблемы задачу и ре шать ее Способности, интересы Знание и понимание себя, своих возможнос тей и способностей. Знание путей развития своих способностей. Навыки самовыражения, самопрезентации. Активность, инициатив ность. Отношение к творчеству и развитию как личной ценности. Широкий кругозор. Любознательность, инте рес к новому, процессу познания. Интеллектуальная сво бода и смелость Жизненные ценности, мировоззрение Сформированное миро воззрение, стремление к его дальнейшему разви тию. Критичность, избира тельность в поведении и поступках. Готовность и способ ность определять свою позицию и линию пове дения на основе личных или социальных ценнос тей. Широта взглядов на мир, готовность принять и рассмотреть другую точ ку зрения Целостная личность человека Физические (соматические) возможности Ценностное отношение к своему здоровью. Привычка к здоровому образу жизни. Знание своих физичес ких возможностей и осо бенностей и умение их учитывать и использо вать в процессе жизнеде ятельности Таблица 1 Другие люди, мир человеческих взаимоотношений Навыки общения, пост роения деловых и лич ных отношений. Умение слушать и пони мать других людей. Способность к проявле нию сорадования и сост радания. Умение прогнозировать поступки и слова других людей (социальный ин теллект). Уважительное отноше ние к другим людям. Организаторские навы ки. Умение работать в ко манде. Терпимость, принятие «иных». Умение дружить и дове рять другим людям Внутренний мир Принятие себя, уверен ность в своих силах. Развитая рефлексия, ин терес к собственному внутреннему миру. Умение ставить лично стно значимые цели на основе самоанализа, ре флексии. Готовность к соверше нию выбора, способность совершить его сознатель но и ответственно. Внутренняя свобода, не зависимость суждений и поступков. Саморегуляция поведе ния и поступков на ос нове личных целей и за дач (воля). Способность строить внутренние жизненные планы и намечать пути их реализации Таблица 2 Возрастные задачи развития человека Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|