Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12587

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

А это в свою очередь означает, что условия коррекционной рабо
ты не могут сводиться к тренингу, «дрессуре» определенных компо
нентов психического мира школьника. Они обязательно должны
включать в себя все необходимые элементы полноценной формиру
ющей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный,
смыслообразующий и т.д.

Условия, создаваемые в психокоррекционной и развивающей
работе, — это условия формирования потребности в новом знании,
возможности его приобретения и реализации в деятельности и об
щении.

Итак, задачи развивающей работы психолога связаны с проекти
рованием, реализацией и осмыслением создаваемых ситуаций раз
вития.


Работа с ребенком в образовательной среде...

Например, одна из задач развития учащихся I класса может быть
сформулирована следующим образом: построение отношений со
взрослыми в школе на уровне делового, позиционно ролевого обще
ния. Особенно эта задача актуальна для домашних детей и тех, кто
приходит в школу очень рано — в 6 и менее лет. Какие задачи развива
ющей работы может поставить перед собой психолог? Например:

(1) создание ситуаций, в которых ребенок занимал бы различную ро
левую позицию в отношении взрослого: ведомого, ведущего, контро
лирующего и т.д.; (2) моделирование ребенком ролевой позиции
взрослого и выполнение в этой позиции определенных действий;
(3) создание ситуаций, требующих принятия помощи взрослого и
оказания помощи взрослому; (4) создание ситуаций, предполагающих
сотрудничество взрослого и ребенка, общую ответственность и пере
живание общих чувств. И т.д.
Задачи развивающей работы могут ставиться различно, в зависи
мости от возраста детей и содержания задач их развития. Так, проек
тируемые развивающие ситуации могут быть ориентированы на:

• приобретение нового личного опыта (переживаний, ком
муникации, выбора и принятия решений, деятельности и
т.д.);
• приобретение новых знаний и способов его порождения;
•приобретение новых умений и навыков.
Конечно, любая развивающая ситуация несет в себе все воз
можности — и получения опыта, и приобретения знания, и пост
роения новых умений и навыков. Однако, в соответствии с вы
бранными развивающими приоритетами (и с соответствии с ус
ловиями работы) психолог делает акцент на тех или иных воз
можностях ситуации. Каждый вид задач развивающей работы
психолога тяготеет к тем или иным формам. Первый — к игре и
психологическим акциям; второй — к ситуациям психологичес
кого обучения (урок, факультатив, обучающая психодиагности
ка, тренинг семинар); третий — к психологическому тренингу и
тренинговым занятиям.

Глубина развивающей работы также может быть различной.
В зависимости от возраста участников и их психологической зре
лости развивающая ситуация может ограничиваться только при
обретением чего то нового (знания, опыта, навыков). Она может
выводить участников на рефлексию своих приобретений («Что мы
приобрели в процессе нашей работы, чему научились?»). А может
выходить на уровень рефлексии процесса и его смысла
(«Что здесь происходило и почему это способствовало...», «Как мы
это делали и зачем?») и, соответственно, создавать условия для
постановки подростками и юношами задач саморазвития. В зави
симости от «глубины» решаемых развивающих задач психолог
включает в работу различные процедуры.

Глава 2 / Принципы построения системы развивающей работы...

Психологическая развивающая работа может быть самостоя
тельным направлением работы психолога с детьми, может быть
частью программы развития детей определенного класса, состав
ляемой и реализуемой психологом совместно с классным руково
дителем, или составной частью развивающей образовательной
работы в школе.

Таким образом, развивающая работа психолога может приобре

тать разные формы в зависимости от поставленных им задач:
1) психологической игры,
2) урока психологии,
3) тренингового занятия,
4) обучающей психодиагностики,
5) психологических акций,
6) психологических составляющих (на уровне содержания
и методики) воспитательных и образовательных меропри
ятий.

Рассмотрим реальные возможности и ограничения каждой фор
мы развивающей работы.


24 Работа с ребенком в образовательной среде... Глава 2 / Принципы построения системы развивающей работы... 25

Деятельность: учебная,
социально значимая,
личностно значимая

Способность и готовность
преодолевать трудности.
Навыки целеполагания,
самоконтроля и само
оценки, навыки самоорга
низации деятельности.
Самостоятельность, от
ветственность.
Критическое мышление.
Умение выражать свои
мысли.
Навыки проектирования
деятельности (от замыс
ла до результата).
Способность действо
вать в нестандартной си
туации.
Творческий подход к ре
шению проблемной ситу
ации (задачи).
Умение вычленять из
проблемы задачу и ре
шать ее

Способности,
интересы

Знание и понимание
себя, своих возможнос
тей и способностей.
Знание путей развития
своих способностей.
Навыки самовыражения,
самопрезентации.
Активность, инициатив
ность.
Отношение к творчеству
и развитию как личной
ценности.
Широкий кругозор.
Любознательность, инте
рес к новому, процессу
познания.
Интеллектуальная сво
бода и смелость

Жизненные ценности,
мировоззрение

Сформированное миро
воззрение, стремление к
его дальнейшему разви
тию.
Критичность, избира
тельность в поведении
и поступках.
Готовность и способ
ность определять свою
позицию и линию пове
дения на основе личных
или социальных ценнос
тей.
Широта взглядов на мир,
готовность принять и
рассмотреть другую точ
ку зрения

Целостная личность
человека
Физические
(соматические)
возможности

Ценностное отношение к
своему здоровью.
Привычка к здоровому
образу жизни.
Знание своих физичес
ких возможностей и осо
бенностей и умение их
учитывать и использо
вать в процессе жизнеде
ятельности

Таблица 1

Другие люди, мир
человеческих
взаимоотношений

Навыки общения, пост
роения деловых и лич
ных отношений.
Умение слушать и пони
мать других людей.
Способность к проявле
нию сорадования и сост
радания.
Умение прогнозировать
поступки и слова других
людей (социальный ин
теллект).
Уважительное отноше
ние к другим людям.
Организаторские навы
ки.
Умение работать в ко
манде.
Терпимость, принятие
«иных».
Умение дружить и дове
рять другим людям

Внутренний
мир

Принятие себя, уверен
ность в своих силах.
Развитая рефлексия, ин
терес к собственному
внутреннему миру.
Умение ставить лично
стно значимые цели на
основе самоанализа, ре
флексии.
Готовность к соверше
нию выбора, способность
совершить его сознатель
но и ответственно.
Внутренняя свобода, не
зависимость суждений и
поступков.
Саморегуляция поведе
ния и поступков на ос
нове личных целей и за
дач (воля).
Способность строить
внутренние жизненные
планы и намечать пути
их реализации

Таблица 2

Возрастные задачи развития человека



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимний разговор через форточку».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь