Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах

Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группахСуществуют  различные точки зрения на социализацию и их можно рассматривать как этапы социального развития ребенка:

Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации)
Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе
Процесс развития  человека во взаимодействии с окружающей средой
Однако в конкретной воспитательной работе  все-таки необходимо обеспечивать  условия для активного взаимодействия  ребенка с окружающей действительностью в процессе  вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе
Воспитание  -  целенаправленная  и сознательно контролируемая социализация представляет собой процесс целенаправленного влияния, необходимый ребенку для накопления  социального опыта  и формирования ценностных ориентиров.
В широком смысле воспитание – специально организованный процесс, близкий к понятию социализации. В узком смысле – целенаправленная, специально организованная деятельность, рассматривается как  контролируемая социализация.


Социальное воспитание  есть процесс формирования мотивационно – ценностных и эмоционально – оценочных отношений, морально – нравственных качеств личности, системы знаний, убеждений, мировоззренческих установок, опыта коммуникации в овладении приемами социального взаимодействия и освоении культуры.
Личностно – ориентированное образование призвано обеспечить развитие личности ребенка как субъекта познания в общении и предметно – практической деятельности на основе его индивидуальных особенностей. Он базируется на признании за ребенком права выбора  собственного пути  развития через предоставление ему  альтернативных  вариантов индивидуального маршрута, траектории развития.
В 2 – 3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности (сила, подвижность нервных процессов , темперамент, тип мышления, особенности характера, психики, волевые качества, определенный тип мотивации). Личность ребенка проявляется в деятельности и общении.
Социализация, таким образом, предполагает индивидуализацию: у каждого ребенка свой путь развития, что, конечно же, изменяет характер взаимодействия и роль воспитателя вообще. Воспитатель не просто транслятор, он актулизирует тенденцию к личностному  росту, ставит ребенка в ситуацию активного деятеля, создает условия для развития его самостоятельности. Ребенок уже с раннего возраста способен усваивать то, что он хочет из позиции «я могу, я хочу».
Задача воспитателя  -  анализировать его желания, формировать и стимулировать его действия, интересы, желания.

Цель деятельности данной группы  -  ранняя социализация, т.е. сформировать у ребенка готовность к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.
Под готовностью подразумеваются желания и способности (умения) ребенка.  Компетентность связана  со способностью ребенка  удовлетворять  свои потребности при помощи социально одобряемых  способов и средств поведения (деятельности и общения).
Отсюда появляются и задачи:
-    формировать представления о социальном мире и о себе в нем
-    воспитывать социальные чувства, эмоционально – оценочные отношения к окружающей действительности
-    формировать активную позицию во взаимодействии с миром, личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость ребенка.
Необходимо отметить, что в раннем возрасте  основной формой общения ребенка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами  -  ведущей деятельностью.
Так мама, папа или бабушка находится рядом, напоминаем ей, что  в процессе эмоционального общения она должна переключить внимание ребенка  с себя на предмет, игрушку. Заинтересовать ребенка и предложить ему игру.  Можно предложить ребенку поиграть самостоятельно, оставаясь рядом.
Советуем поощрять ребенка за проявление инициативы в игре, когда он приглашает взрослого к совместным действиям. Это способствует развитию уверенности в себе.
Вообще надо отметить, что похвала, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками. А если использовать отрицательные оценки, то положительная  все равно должна быть присоединена.
Например: «Ты ошибся, но я уверена, что у тебя обязательно получится»
Главная задача воспитателя в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста  -   приучить ребенка самостоятельно находить себе занятие. Все дети должны быть заняты  -  кому предложить игрушку, с кем закончить постройку, обыграть игрушку – забаву, кого переключить на подвижную игру, дидактическую, а  с кем рассмотреть картинку.
Необходимо поощрять детей к использованию в игре дополнительного   игрового материала (предметы – заместители), а также воображаемых предметов, называя их словом.
При всем этом необходимо побуждать детей к эмоциональной отзывчивости в общении со сверстниками, воспитывать чувство симпатии друг к другу.  
Вместе  с основными видами деятельности, организуются и творческие виды деятельности детей, такие как рисование рукой, пальчиком, мелками, карандашами, а также лепка из глины.
В этот момент роль взрослого, который находится рядом, очень велика. Поскольку взрослый поначалу является главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление самооценки.
Наряду с общением со взрослыми, следует выделить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками.
Но опять же взрослый, который находится в группе, должен создать условия для общения  ребенка со сверстниками. Здесь собственным поведение  взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга,   поощряют проявление сочувствия, сопереживания к другому ребенку. Организуют совместные игры, учитывая желание друг друга.
Необходимо напомнить родителям, что не следует сравнивать ребенка со сверстниками. Это унижает достоинство либо малыша, либо его сверстника.  Можно сравнивать достижения малыша только с его достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся и чему научился.
Для полноценного развития детей дошкольников   большое значение имеет их общение со сверстниками. В общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
В процессе общения возникают конфликты. Они могут играть положительную роль, но могут иметь и отрицательные последствия.
Для полноценной социализации ребенку необходимо научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, необходимо отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.

Просмотров: 892
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Одиночкина Елена Владимировна. Творческое развитие ребенка раннего возраста
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Редактор. Идея: отметить День рождения ребенка, с участием персонажа Бабы-Яги.
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Макарова Елена Васильевна. Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Швидкая Оксана Ивановна. «Воспитание ребенка без окриков и упреков»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Семейный час «Воспитание привычек у ребенка»
  • Наталья Николаевна Хурс. Безопасность ребенка в ДОУ детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Как помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к детском саду (советы для родителей)
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь