|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12588
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ведущий заранее (после консультаций с классным руководителем) рас
пределяет детей по ролевым группам. Всего в спектакле может быть задей ствовано 4—5 ролевых групп. Например, группы «мышек норушек», «зайчи ков», «ежей», «лисиц» и группа каких нибудь экзотических животных — кенгуру, страусов и др. Количество детей в группе зависит от того, сколько всего учеников в классе. Изначально эта игра была создана для небольшого по численности класса. Видимо, для проведения в многочисленной детской группе она потребует определенных изменений. В начале игры дети ничего не знают о том, кто из них в какую группу вхо дит. Ведущий начинает читать вводный текст сказки. Помните? «Стоял в ле су теремок. Никто в нем не жил. Однажды пробегали мимо теремка мышки норушки. Они искали себе домик...» и так далее. Ведущий объявляет, кто из учеников играет роль мышек. «Мышкам» предлагает выйти на «сцену» (в центр комнаты) и представить себе, что они вошли в теремок. «Вы може те сейчас обустроить этот дом так, как вам хочется, — говорит ведущий. — Самое главное: вы должны решить, по каким правилам вы будете все вместе Приложения жить в этом домике, и обозначить на плане места своих личных комнат в те ремке». Ведущий показывает детям нарисованный на доске большой квад рат. Внутри квадрата, в одном из углов, огорожено линией некоторое прост ранство. Больше нет никаких линий и рисунков. Ведущий предлагает каж дой «мышке» обвести на плане место своей комнаты и внутри написать свое имя. Два условия: нужно согласовать друг с другом размер и расположение своих комнат, а также нельзя использовать огороженное пространство. «Это комната для гостей», — объясняет он. После того как план комнат сделан, «мышкам» предлагается два листа бумаги. На одном написано «У нас при нято», на другом — «У нас нельзя». Детям предлагается на каждом листе на писать по три пункта правил. Пока «мышки» работают, ведущий занимает «зрителей». Это могут быть загадки, мини соревнования. Можно перечислить тех детей, кто будет иг рать в спектакле группу «ежей» (или любых следующих персонажей сказ ки), и вместе со всеми обсудить образ жизни ежей, какие условия прожива ния в теремке их бы устроили. Тем временем «мышки» составляют списки и по просьбе ведущего озвучивают их всем, кто сидит в «зрительном зале». Сказка продолжает ся. На сцену выходят следующие «бездомные зверьки». Например, «ежи». Ведущий предлагает «ежам» попроситься жить в теремок. Хозя ева, выслушав просьбу, должны решить, пускают ли они новых жильцов, если да, то на каких условиях: в качестве равных им хозяев или в качест ве гостей. Если хозяева пускают «ежей» в дом в качестве сохозяев, «ежи» рисуют свои комнатки на общем плане. Теперь они вправе распо ряжаться домом наравне с «мышками». Если же их пускают в качестве гостей и они на это соглашаются, то у них нет никаких прав, они долж ны жить по законам хозяев. И живут они все вместе в гостевой комнате. Если «ежей» в дом не пустили (а ведущий должен спокойно принимать любые варианты, все решения), они строят рядом небольшой шалаш, времянку. Небольшую, так как их мало и сил для постройки серьезного дома не хватает. Этот «шалаш» тоже изображается на доске в виде пус того квадрата. В нем выделяется комната для возможных гостей, и дети рисуют свои комнаты. Жители нового домика — «шалаша» — тоже долж ны заполнить два листа с правилами. Если игра приняла такой поворот, ведущий выделяет время на работу с правилами. В это время жители ос новного теремка могут на листе бумаги рисовать свои комнатки («гос ти» все вместе рисуют одну комнату), а ведущий со зрителями обсужда ет образ жизни следующих персонажей. Важно не затягивать эту работу: как только правила написаны, игра продолжается. Появляются новые персонажи. Ведущий озвучивает, кто сейчас по явится на «сцене» в составе третьей группы «зверюшек». История повто ряется. Группа просится в теремок. Ее пускают в теремок на определенных условиях или не пускают. В первом случае у теремка становится больше хозяев или пополняются ряды гостей (все они, бедные, ютятся в одной комнате и не принимают участия в обсуждении важных вопросов, в том числе пускать ли новых жильцов в дом и в каком качестве). Во втором слу чае они либо строят свой «шалаш» и определяют комнату каждого в нем, либо просятся в уже построенный «шалаш» других «зверей». Кстати, если они приходят в уже существующий «шалаш», он увеличивается в разме рах, превращается в мини теремок. По такому сценарию игра развивается, пока все дети не стали ее участни ками. К моменту, когда все «зверушки» поселились на «сцене», игра может обрести разные очертания. Рассмотрим основные варианты и как в каждом случае будут развиваться события. Вариант первый: общий теремок и все в нем хозяева. В этом замеча тельном случае детям предлагается вернуться к правилам, которые создали первые хозяева теремка. С тех пор в доме появилось много новых жильцов! Все вместе они должны создать новый свод законов, по которым живут в их теремке. Если к моменту создания правил дети не устали, можно предло жить каждому нарисовать свою комнату на отдельном листе, а затем все комнаты крепятся на доску. Поручается «теремок». Вариант второй: общий теремок, но в нем есть гости и хозяева. Прежде всего, ведущий уточняет у «гостей», нравится ли им их положе ние, все ли устраивает. Если да, «гостям» предлагается еще немного по сидеть в своей комнате, а «хозяева» тем временем составят общий свод правил жизни в теремке и затем ознакомят с ним гостей. На этом игра заканчивается. Опыт показывает, что «гостям» не нравится их бесправ ное положение. Они претендуют на роль сохозяев. Необходимо дать де тям возможность обсудить ситуацию. В результате либо все становятся хозяевами теремка, либо часть «гостей» покидает теремок и строит соб ственный домик. Игра продолжается. Вариант третий: несколько теремков. Прежде всего, каждый теремок создает свой свод правил и разбирается со своими гостями, если они у них есть. Затем теремки должны установить законы совместной жизни в лесу. Для этого они собираются все вместе и вырабатывают правила леса. В неко торых случаях между группами детей могут возникнуть конфликты. Дети могут заявить, что не хотят ни о чем договариваться и вообще «разъезжают ся» по разным лесам. Ведущий должен принять этот вариант, но быть на стойчивым в своем требовании. «Земля все равно одна, и она не очень боль шая, — может сказать он участникам, — вы все равно должны договориться о том, как будете жить на общей земле. Случайные встречи ваших жителей возможны. Как они должны строиться? Вы можете оказаться на одной реке, ваши корабли могут встретиться в море. Как вы будете поступать в этих и подобных случаях?» Принципиально важно, чтобы дети проговорили друг другу правила общежития. Вариант четвертый: теремки и отдельные жители. Не исключено, что внутри какой то группы произойдет раскол: часть построит общий «ша лаш», а отдельные участники захотят жить самостоятельно. У них должна быть такая возможность. Для того чтобы поселиться в лесу самостоятельно, они должны написать свой свод правил и установить отношения с соседями. Игра заканчивается, когда каждый нашел место, которое ему по душе: в общем теремке, в гостевой комнате, в мини теремке или личной норе. Веду щий озвучивает финал и обязательно подчеркивает положительную сторо ну конкретного финала: важно, что каждый понял, как ему удобнее, понял, как хотят жить другие, и смог найти со всеми остальными общее понимание, установить правила общения. Длительного обсуждения игра не предполагает. Можно спросить у детей, похожа ли игра на их настоящую жизнь в классе, чем именно (если похожа) и чем отличается (если не похожа). Обязательно нужно узнать настроение каждого на момент окончания игры. Возможно, с кем то из участников стоит побеседовать после действия индивидуально или в маленькой группе. Опыт показывает, что игровое действие очень увлекает детей и они еще долго обсуждают происходящее друг с другом и классным руководителем. Оглавление Введение ...................................................................................................... 3 Глава 1. Психолог образования и задачи развития учащегося .................................................................................. 4 Глава 2. Принципы построения системы развивающей работы школьного психолога .............................................................. 13 Глава 3. Психологическая игра и ее развивающие возможности .................................................................. 27 Глава 4. Психологические уроки как форма развивающей работы .............................................................................. 51 Глава 5. Психологический тренинг как форма развивающей работы .............................................................................. 59 Глава 6. Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде ................................ 67 Заключение ................................................................................................ 73 Литература .................................................................................................. 75 Приложения .............................................................................................. 76 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|