Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12588

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ведущий заранее (после консультаций с классным руководителем) рас
пределяет детей по ролевым группам. Всего в спектакле может быть задей
ствовано 4—5 ролевых групп. Например, группы «мышек норушек», «зайчи
ков», «ежей», «лисиц» и группа каких нибудь экзотических животных —
кенгуру, страусов и др. Количество детей в группе зависит от того, сколько
всего учеников в классе. Изначально эта игра была создана для небольшого
по численности класса. Видимо, для проведения в многочисленной детской
группе она потребует определенных изменений.

В начале игры дети ничего не знают о том, кто из них в какую группу вхо
дит. Ведущий начинает читать вводный текст сказки. Помните? «Стоял в ле
су теремок. Никто в нем не жил. Однажды пробегали мимо теремка мышки
норушки. Они искали себе домик...» и так далее. Ведущий объявляет, кто из
учеников играет роль мышек. «Мышкам» предлагает выйти на «сцену»
(в центр комнаты) и представить себе, что они вошли в теремок. «Вы може
те сейчас обустроить этот дом так, как вам хочется, — говорит ведущий. —
Самое главное: вы должны решить, по каким правилам вы будете все вместе

Приложения

жить в этом домике, и обозначить на плане места своих личных комнат в те
ремке». Ведущий показывает детям нарисованный на доске большой квад
рат. Внутри квадрата, в одном из углов, огорожено линией некоторое прост
ранство. Больше нет никаких линий и рисунков. Ведущий предлагает каж
дой «мышке» обвести на плане место своей комнаты и внутри написать свое
имя. Два условия: нужно согласовать друг с другом размер и расположение
своих комнат, а также нельзя использовать огороженное пространство. «Это
комната для гостей», — объясняет он. После того как план комнат сделан,
«мышкам» предлагается два листа бумаги. На одном написано «У нас при
нято», на другом — «У нас нельзя». Детям предлагается на каждом листе на
писать по три пункта правил.

Пока «мышки» работают, ведущий занимает «зрителей». Это могут быть
загадки, мини соревнования. Можно перечислить тех детей, кто будет иг
рать в спектакле группу «ежей» (или любых следующих персонажей сказ
ки), и вместе со всеми обсудить образ жизни ежей, какие условия прожива
ния в теремке их бы устроили.

Тем временем «мышки» составляют списки и по просьбе ведущего
озвучивают их всем, кто сидит в «зрительном зале». Сказка продолжает
ся. На сцену выходят следующие «бездомные зверьки». Например,
«ежи». Ведущий предлагает «ежам» попроситься жить в теремок. Хозя
ева, выслушав просьбу, должны решить, пускают ли они новых жильцов,
если да, то на каких условиях: в качестве равных им хозяев или в качест
ве гостей. Если хозяева пускают «ежей» в дом в качестве сохозяев,
«ежи» рисуют свои комнатки на общем плане. Теперь они вправе распо
ряжаться домом наравне с «мышками». Если же их пускают в качестве
гостей и они на это соглашаются, то у них нет никаких прав, они долж
ны жить по законам хозяев. И живут они все вместе в гостевой комнате.
Если «ежей» в дом не пустили (а ведущий должен спокойно принимать
любые варианты, все решения), они строят рядом небольшой шалаш,
времянку. Небольшую, так как их мало и сил для постройки серьезного
дома не хватает. Этот «шалаш» тоже изображается на доске в виде пус
того квадрата. В нем выделяется комната для возможных гостей, и дети
рисуют свои комнаты. Жители нового домика — «шалаша» — тоже долж
ны заполнить два листа с правилами. Если игра приняла такой поворот,
ведущий выделяет время на работу с правилами. В это время жители ос
новного теремка могут на листе бумаги рисовать свои комнатки («гос
ти» все вместе рисуют одну комнату), а ведущий со зрителями обсужда
ет образ жизни следующих персонажей. Важно не затягивать эту работу:
как только правила написаны, игра продолжается.

Появляются новые персонажи. Ведущий озвучивает, кто сейчас по
явится на «сцене» в составе третьей группы «зверюшек». История повто
ряется. Группа просится в теремок. Ее пускают в теремок на определенных
условиях или не пускают. В первом случае у теремка становится больше
хозяев или пополняются ряды гостей (все они, бедные, ютятся в одной
комнате и не принимают участия в обсуждении важных вопросов, в том
числе пускать ли новых жильцов в дом и в каком качестве). Во втором слу
чае они либо строят свой «шалаш» и определяют комнату каждого в нем,
либо просятся в уже построенный «шалаш» других «зверей». Кстати, если
они приходят в уже существующий «шалаш», он увеличивается в разме
рах, превращается в мини теремок.

По такому сценарию игра развивается, пока все дети не стали ее участни
ками. К моменту, когда все «зверушки» поселились на «сцене», игра может
обрести разные очертания. Рассмотрим основные варианты и как в каждом
случае будут развиваться события.


Вариант первый: общий теремок и все в нем хозяева. В этом замеча
тельном случае детям предлагается вернуться к правилам, которые создали
первые хозяева теремка. С тех пор в доме появилось много новых жильцов!
Все вместе они должны создать новый свод законов, по которым живут в их
теремке. Если к моменту создания правил дети не устали, можно предло
жить каждому нарисовать свою комнату на отдельном листе, а затем все
комнаты крепятся на доску. Поручается «теремок».

Вариант второй: общий теремок, но в нем есть гости и хозяева.
Прежде всего, ведущий уточняет у «гостей», нравится ли им их положе
ние, все ли устраивает. Если да, «гостям» предлагается еще немного по
сидеть в своей комнате, а «хозяева» тем временем составят общий свод
правил жизни в теремке и затем ознакомят с ним гостей. На этом игра
заканчивается. Опыт показывает, что «гостям» не нравится их бесправ
ное положение. Они претендуют на роль сохозяев. Необходимо дать де
тям возможность обсудить ситуацию. В результате либо все становятся
хозяевами теремка, либо часть «гостей» покидает теремок и строит соб
ственный домик. Игра продолжается.

Вариант третий: несколько теремков. Прежде всего, каждый теремок
создает свой свод правил и разбирается со своими гостями, если они у них
есть. Затем теремки должны установить законы совместной жизни в лесу.
Для этого они собираются все вместе и вырабатывают правила леса. В неко
торых случаях между группами детей могут возникнуть конфликты. Дети
могут заявить, что не хотят ни о чем договариваться и вообще «разъезжают
ся» по разным лесам. Ведущий должен принять этот вариант, но быть на
стойчивым в своем требовании. «Земля все равно одна, и она не очень боль
шая, — может сказать он участникам, — вы все равно должны договориться
о том, как будете жить на общей земле. Случайные встречи ваших жителей
возможны. Как они должны строиться? Вы можете оказаться на одной реке,
ваши корабли могут встретиться в море. Как вы будете поступать в этих и
подобных случаях?» Принципиально важно, чтобы дети проговорили друг
другу правила общежития.

Вариант четвертый: теремки и отдельные жители. Не исключено, что
внутри какой то группы произойдет раскол: часть построит общий «ша
лаш», а отдельные участники захотят жить самостоятельно. У них должна
быть такая возможность. Для того чтобы поселиться в лесу самостоятельно,
они должны написать свой свод правил и установить отношения с соседями.

Игра заканчивается, когда каждый нашел место, которое ему по душе: в
общем теремке, в гостевой комнате, в мини теремке или личной норе. Веду
щий озвучивает финал и обязательно подчеркивает положительную сторо
ну конкретного финала: важно, что каждый понял, как ему удобнее, понял,
как хотят жить другие, и смог найти со всеми остальными общее понимание,
установить правила общения.

Длительного обсуждения игра не предполагает. Можно спросить
у детей, похожа ли игра на их настоящую жизнь в классе, чем именно
(если похожа) и чем отличается (если не похожа). Обязательно нужно
узнать настроение каждого на момент окончания игры. Возможно, с кем
то из участников стоит побеседовать после действия индивидуально или
в маленькой группе.

Опыт показывает, что игровое действие очень увлекает детей и они еще
долго обсуждают происходящее друг с другом и классным руководителем.

Оглавление

Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1. Психолог образования и задачи
развития учащегося .................................................................................. 4
Глава 2. Принципы построения системы развивающей
работы школьного психолога .............................................................. 13
Глава 3. Психологическая игра и ее
развивающие возможности .................................................................. 27
Глава 4. Психологические уроки как форма
развивающей работы .............................................................................. 51
Глава 5. Психологический тренинг как форма
развивающей работы .............................................................................. 59
Глава 6. Конструирование развивающих психологических
ситуаций в школьной образовательной среде ................................ 67
Заключение ................................................................................................ 73
Литература .................................................................................................. 75
Приложения .............................................................................................. 76



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимний разговор через форточку».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь