Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12590

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

в его взгляде на мир и самого себя происходят существеннейшие
изменения. И в своей основе эти изменения — интеллектуальной
природы. Происходит смена стадий развития мышления: от стадии
конкретных операций к стадии гипотетико дедуктивного интел
лекта. Мышление младшего школьника конкретно. Ребенок спосо
бен рассуждать, доказывать, соотносить различные точки зрения.
Однако ему плохо удаются размышления «вообще», без опоры на
конкретный материал, который можно сравнить, будь то рисунки,
схемы, описания поведения. Не случайно многие выпускники на
чальной школы испытывают значительные затруднения, отвечая
на такой, например, вопрос теста: «Волнует ли тебя, что думают о
тебе окружающие?» Как может волновать то, что происходит в чу
жой голове! После 11—12 лет ребенку становится доступной новая
реальность: реальность возможного, того, что может быть. Как
справедливо отмечает Г.А. Цукерман, новые интеллектуальные
средства постижения мира «резко раздвигают границы внутренней
жизни подростка: его мир наполняется идеальными конструкция
ми, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Слабая
сторона подросткового мышления является оборотной стороной
того могущества мысли, которое подросток ощутил: резкая пере
оценка возможности усовершенствовать себя и других с помощью
идей». На некоторое время подростки снова обретают такую осо
бенность мышления как эгоцентризм, который, казалось бы, на
всегда остался в дошкольном детстве. Чаще всего «межличностная
близорукость» проходит, но с кем то она остается надолго, превра
щаясь в устойчивую личностную особенность.

Разве этот теоретический материал, не повод для конструирова
ния развивающих программ и мероприятий?

4. «Усвоение норм и правил общества» (Л. Колберг).
Моральное развитие — важная составляющая общего процесса
развития ребенка, и особое значение характеристики такого развития
в разные периоды имеют для педагогов. Школа нормативна по своей
сути. Более того, значительная часть образования — про усвоение
культурно заданных норм и образцов. Важно понимать, на что в ре
бенке мы уже можем опереться, что находится в стадии формирова
ния, о чем можно только мечтать в этом возрасте и т.д.

Л. Колберг провел исследования, позволяющие более или менее
определенно связать те или иные возрастные этапы современных де
тей с этапами их морального развития (см. табл. 2).

Стадии морального развития далеко не всегда соответствуют
указанным выше возрастам. Но последовательность стадий уни
версальна. Задачи развития каждой стадии понятны, и куда нужно
двигаться вместе с ребенком — тоже. Это важнейший материал для
аналитической и проектировочной работы классного руководителя
и школьного психолога.


10 Работа с ребенком в образовательной среде... Глава 1 / Психолог образования и задачи развития учащегося 11

Таблица 2 Таблица 3

Уровень Общее содержание Стадии
Доморальный уровень
(все дошкольники
и большинство
семилетних детей,
30% — в 10 лет,
10%, в 13—15 лет)
Нормы морали —
нечто внешнее, пра
вила соблюдаются
из эгоистических
соображений
Стадия 1: ориентируется на
наказания и ведет себя хоро
шо, чтобы избежать наказаний
Стадия 2: начинает ориентиро
ваться также и на похвалу и
вести себя хорошо для того,
чтобы получить награду
Конвенциональная
мораль (7—12 лет
и далее)
Нормы морали —
нечто внешнее, пра
вила соблюдаются
из социально норма
Стадия 3: ориентация в пове
дении на оправдание ожида
ний и одобрениедругих людей
тивныхсоображений Стадия 4: ориентация на
авторитет других людей
Автономная мораль(после 14 лет, но
в реальности она
присуща не более
10% подростков)
В целом поступки
определяются не
внешним давлением,
а совестью.
Стадия 5: ориентация на прин
ципы общественного благопо
лучия, принятые перед обще
ством обязательства
Стадия 6: ориентация на
общечеловеческие этические
принципы

5. «Социальный интеллект» как особый инструмент познания и
развития (Р. Селман).
Социальный интеллект — это способность усматривать и улавли
вать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. На жи
тейском уровне примером развитого социального интеллекта могут
служить люди, сведущие в сложных, многоходовых интригах, разра
батывающие многоступенчатые политические комбинации и т.д. Со
циальный интеллект предполагает способность человека подняться
над некоторой социальной ситуацией и увидеть ее как систему слож
ных отношений людей, которая поддается прогнозу и направленно
му воздействию.

Р. Селман выделяет 5 этапов развития социального интеллекта.
(см. табл. 3).

Эгоцентрическая стадия заканчивается, когда мысли и чувства
других людей (как и свои собственные) становятся предметом ин
тереса ребенка. Вторая стадия характеризуется дифференциаци
ей внутреннего и внешнего мира, приоритетом собственных при
тязаний на внешний мир. На рефлексивной (примерно начальная
школа) стадии ребенок пробует занять позицию другого человека
и предлагает партнеру примерить свою позицию. На третьей ста

Основная
характерис
тика отно
шений
Области социального взаимодействия
Понимание себя Близкие
дружеские
отношения
Отношения
в группе
сверстников
Отношения
с родите
лями
Эгоцентризм Недифференци
рованная психо
физиологическая
целостностьСлучайные
неустойчи
вые игровые
контакты
Вещно телес
ные связи
Прагматизм
Субъекти
визм
Выделение своих
намерений,
чувств, мыслей
Запрос на
односторон
нюю помощьНесимметрич
ные отноше
ния (власть—
подчинение)
Авторитар
ность
Рефлексив
ностСамопознание
ьчество
Сотрудни Партнерство Эмоцио
ное
взаимо
понимание
ВзаимностьУстойчивая
самоидентич
ностьВзаимный
обмен
личностно
значимым
содержанием
Группа
взаимо
поддержки
Личная
ответствен
Глубина Интегрированная
система различ
ных Я состояний
Доброволь
ная взаимо
зависимостьсамостоя
тельных
личностей
Демократиче
ские отноше
ния, возможно
разнообразие
мнений
и позиций
Личная
ответствен
ность

наль

ность



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимний разговор через форточку».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь