|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12590
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке в его взгляде на мир и самого себя происходят существеннейшие
изменения. И в своей основе эти изменения — интеллектуальной природы. Происходит смена стадий развития мышления: от стадии конкретных операций к стадии гипотетико дедуктивного интел лекта. Мышление младшего школьника конкретно. Ребенок спосо бен рассуждать, доказывать, соотносить различные точки зрения. Однако ему плохо удаются размышления «вообще», без опоры на конкретный материал, который можно сравнить, будь то рисунки, схемы, описания поведения. Не случайно многие выпускники на чальной школы испытывают значительные затруднения, отвечая на такой, например, вопрос теста: «Волнует ли тебя, что думают о тебе окружающие?» Как может волновать то, что происходит в чу жой голове! После 11—12 лет ребенку становится доступной новая реальность: реальность возможного, того, что может быть. Как справедливо отмечает Г.А. Цукерман, новые интеллектуальные средства постижения мира «резко раздвигают границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется идеальными конструкция ми, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Слабая сторона подросткового мышления является оборотной стороной того могущества мысли, которое подросток ощутил: резкая пере оценка возможности усовершенствовать себя и других с помощью идей». На некоторое время подростки снова обретают такую осо бенность мышления как эгоцентризм, который, казалось бы, на всегда остался в дошкольном детстве. Чаще всего «межличностная близорукость» проходит, но с кем то она остается надолго, превра щаясь в устойчивую личностную особенность. Разве этот теоретический материал, не повод для конструирова ния развивающих программ и мероприятий? 4. «Усвоение норм и правил общества» (Л. Колберг). Моральное развитие — важная составляющая общего процесса развития ребенка, и особое значение характеристики такого развития в разные периоды имеют для педагогов. Школа нормативна по своей сути. Более того, значительная часть образования — про усвоение культурно заданных норм и образцов. Важно понимать, на что в ре бенке мы уже можем опереться, что находится в стадии формирова ния, о чем можно только мечтать в этом возрасте и т.д. Л. Колберг провел исследования, позволяющие более или менее определенно связать те или иные возрастные этапы современных де тей с этапами их морального развития (см. табл. 2). Стадии морального развития далеко не всегда соответствуют указанным выше возрастам. Но последовательность стадий уни версальна. Задачи развития каждой стадии понятны, и куда нужно двигаться вместе с ребенком — тоже. Это важнейший материал для аналитической и проектировочной работы классного руководителя и школьного психолога. 10 Работа с ребенком в образовательной среде... Глава 1 / Психолог образования и задачи развития учащегося 11 Таблица 2 Таблица 3 Уровень Общее содержание Стадии Доморальный уровень (все дошкольники и большинство семилетних детей, 30% — в 10 лет, 10%, в 13—15 лет) Нормы морали — нечто внешнее, пра вила соблюдаются из эгоистических соображений Стадия 1: ориентируется на наказания и ведет себя хоро шо, чтобы избежать наказаний Стадия 2: начинает ориентиро ваться также и на похвалу и вести себя хорошо для того, чтобы получить награду Конвенциональная мораль (7—12 лет и далее) Нормы морали — нечто внешнее, пра вила соблюдаются из социально норма Стадия 3: ориентация в пове дении на оправдание ожида ний и одобрениедругих людей тивныхсоображений Стадия 4: ориентация на авторитет других людей Автономная мораль(после 14 лет, но в реальности она присуща не более 10% подростков) В целом поступки определяются не внешним давлением, а совестью. Стадия 5: ориентация на прин ципы общественного благопо лучия, принятые перед обще ством обязательства Стадия 6: ориентация на общечеловеческие этические принципы 5. «Социальный интеллект» как особый инструмент познания и развития (Р. Селман). Социальный интеллект — это способность усматривать и улавли вать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. На жи тейском уровне примером развитого социального интеллекта могут служить люди, сведущие в сложных, многоходовых интригах, разра батывающие многоступенчатые политические комбинации и т.д. Со циальный интеллект предполагает способность человека подняться над некоторой социальной ситуацией и увидеть ее как систему слож ных отношений людей, которая поддается прогнозу и направленно му воздействию. Р. Селман выделяет 5 этапов развития социального интеллекта. (см. табл. 3). Эгоцентрическая стадия заканчивается, когда мысли и чувства других людей (как и свои собственные) становятся предметом ин тереса ребенка. Вторая стадия характеризуется дифференциаци ей внутреннего и внешнего мира, приоритетом собственных при тязаний на внешний мир. На рефлексивной (примерно начальная школа) стадии ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию. На третьей ста Основная характерис тика отно шений Области социального взаимодействия Понимание себя Близкие дружеские отношения Отношения в группе сверстников Отношения с родите лями Эгоцентризм Недифференци рованная психо физиологическая целостностьСлучайные неустойчи вые игровые контакты Вещно телес ные связи Прагматизм Субъекти визм Выделение своих намерений, чувств, мыслей Запрос на односторон нюю помощьНесимметрич ные отноше ния (власть— подчинение) Авторитар ность Рефлексив ностСамопознание ьчество Сотрудни Партнерство Эмоцио ное взаимо понимание ВзаимностьУстойчивая самоидентич ностьВзаимный обмен личностно значимым содержанием Группа взаимо поддержки Личная ответствен Глубина Интегрированная система различ ных Я состояний Доброволь ная взаимо зависимостьсамостоя тельных личностей Демократиче ские отноше ния, возможно разнообразие мнений и позиций Личная ответствен ность наль ность Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|