Никитина Анна Валерьевна. Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО

Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО

Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ Ярославского муниципального района

По мнению авторов гуманистической психологии К. Роджерса и А.Адлера, отражавших стороны развития личности, были такие идеи как — наличие «творческого Я» и «Креативность» (наличие «креативности» в каждом человеке, его возможность вносить изменения в ситуацию, самостоятельно и нестандартно поступать). Все идеи авторов заложены с рождения в человеке. Значимой составляющей психолого-педагогической работы в дошкольных организациях является развитие психических процессов личности: мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и социализация ребенка — ознакомление с базовыми эмоциями, развитие моторики руки.

В связи с вышесказанным, автором статьи приводится многофункциональное упражнение, направленное на развитие моторики руки, совершенствование произвольности деятельности и устойчивости внимания, зрительного восприятия, повышения целостности воспринимаемого пространства — техника, наиболее часто используемая в работе с дошкольниками – плотное раскрашивание иллюстраций, вызывающих положительные эмоции. Инструмент также помогает обучать детей управлять собственным поведением, выражать чувства, мысли, эмоции, развивает эстетические и духовно-нравственные качества личности и работает как эффективный метод сплочения коллектива.

 

Применение техники основано и на актуальном направлении психологии «терапии цветом» (прим. – цветотерапии). Лечение цветом проблем психики, коррекция нарушений посредством использования актуального в данный момент цвета для конкретного человека или цвета, который, так или иначе, помогает справиться с тревожной ситуацией, предоставляет реальные шансы на благополучное решение появившийся проблемы. Для работы применяются подручные инструменты выражения эмоций, которыми удобно работать: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь или акварель, восковые мелки, пластилин, др.

Рис. 1 – Бамбук и панда выполнены в технике плотного раскрашивания девочкой 6 лет

Посредством применения описываемой в статье методической разработки и проводя регулярные занятия с дошкольниками 4-7 лет в коррекционной и релаксационной работе, уже более года, использую технику плотного раскрашивания, получаю видимые положительные результаты в решении травмирующих проблем. Наиболее часто для этого ребятами выбираются фломастеры, также детей привлекают карандаши с мягким грифелем и краски.

В статье описывается техника раскрашивания для коррекционной работы с ребенком и релаксационного момента, после проведенного занятия с использованием фломастеров. Цель творческой деятельности состоит в том, чтобы оживить понравившуюся картинку, не выезжая за край изображения (таким образом, развивается зрительное восприятие) и аккуратно, в одном направлении ее закрасить (развивается моторика руки). К тому же, очень важно, как и в использовании психомоторного блока нейродинамических упражнений, у детей формируется саморегуляция собственного психоэмоционального состояния. Желательно использовать раскраски с мелкими деталями или крупные раскраски разлиновать на квадраты 2*2 см.

Этапы работы с арт-проектом:

1. Введение. На первом этапе работы необходимо ввести ребенка в цель занятия и вместе с ним внимательно рассмотреть несколько картинок для раскрашивания (желательно выбирать разные иллюстрации – животные, люди, природа, радостные и грустные, профессиональные, др.). Это позволит ему выбрать ту, которая наиболее полно отражает настроение в данный момент ту, которая нравится. Педагогу желательно узнать, но не настаивать, почему тот или иной рисунок выбран и понимать, с чем это связано, какие эмоции возникают глядя на картинку, над какими сторонами иллюстрации необходимо дополнительно работать, чтобы убрать тревожность.

Здесь же рекомендуется познакомить ребенка со средствами выражения эмоций, с инструментами раскрашивания. Если ему сложно выбрать средство самостоятельно (например, робкие или мнительные дети могут затрудняться в ситуации выбора), можно продемонстрировать его качества, сделав мазки на чистом листе бумаги;

2. Настрой на занятие. Перед началом и по окончании раскрашивания проводится техника психологической разгрузки (специалист под расслабляющую мелодию читает текст, ребенок в расслабленном состоянии слушает его). После чего важно узнать, получилось ли представить рассказанный образ и оценить уровень релаксации;

3. Часть основная. Приступаем к раскрашиванию. Показываем ребенку, как необходимо пользоваться фломастером. Делаем одну полоску на выбранном элементе картинки, затем вплотную около нее проводим еще 1 полоску, затем еще одну. Таким образом, получается аккуратный «заборчик». С детьми эту технику называем «взрослым раскрашиванием», т.е. учимся красить, как взрослые люди. На детей такое сравнение действует убедительной мотивацией;

4. Завершение занятия. По окончании занятия проводится рефлексия собственных чувств и эмоций. Нужно узнать, понравилось ли ребенку работать в технике плотного раскрашивания, что давалось труднее, а что проще, какие эмоции испытал во время работы.

По освоении техники ребенок будет способен удерживать внимание, фиксировать внимание на конкретном объекте, появится мотивация на достижение результата, разовьется саморегуляция процессов психики и, что немаловажно, сформируется целостное восприятие объекта, ребенок уже начинает замечать, какую деталь прокрасил, и какую не прокрасил. Научается критически мыслить (появляется способность оценивания) своей работы, сам возвращается и исправляет недочеты. Так он учится ценить собственный труд и труд других людей, если раскраску сделать коллективной и к работе подключить других детей на аналогичных занятиях.

Активному ребенку вначале работы может быть сложно понять и принять технику, т. к. еще недостаточно произвольности и концентрации внимания. В таком случае, рекомендуется проводить занятия начиная с 3-5 мин, постепенно удлиняя промежуток.

Важно отметить и то, что выполняя технику вспомогательной рукой, развивается противоположное полушарие головного мозга, что способствует лучшей усвояемости учебной материала. Специалисты в области консультационной психологии и психотерапии могут использовать такую форму занятий в арт-терапевтических моментах, в том числе, и со взрослыми с целью коррекции проблемных моментов и/или релаксации пациента.

Просмотров: 364
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Никитина Анна Валерьевна. Ассоциация техника, как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Сандлер Ольга Валерьевна. Арт-терапия или нестандартные техники рисования.
  • Миронович Талина Васильевна. «Богатыри – защитники земли русской или как познакомить ребенка с мировыми шедеврами живописи»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Миронова Елена Габталхаковна. «Зайкина березка или История о том, как зайчик узнал о временах года»
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рождественская Галина Владимировна. Конспект занятия с дошкольниками 5-7 лет «Арт — терапия, инновационная техника рисования линиями»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Скробан Любовь Николаевна. Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы с использованием ИКТ «Проказы Снежной королевы или как Василисы Премудрые помогали Осени краски вернуть»
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Рабочие стили или принцип совместной работы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь