Кравцова Александра Александровна. Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.

Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.

Опирая на новые требования ФГОС дошкольные учреждения должны их своих стен выпускать по новому подготовленного ребенка.

Учитывая это работа педагога психолога должна измениться, должен измениться сам подход и мишени работы специалиста.

В связи с этим меняется центральная задача работы педагога – психолога с детьми. Правильным будет, выявление специалистом дефицитарной психической функции на разных этапах онтогенеза, развитие компенсаторных механизмов, а так же исследование динамики развития высших психических процессов, разработка индивидуальных методов профилактики и коррекции неуспешности детей.

 

Скачать конспект

Самый пик проявления неблагоприятных особенностей раннего развития ребенка (как психофизиологического так и социального) приходится на конец дошкольного – начало школьного возраста. Что выражается неготовности ребенка к школьному обучению.

Луриевская концепция о трех функциональных блоках мозга (А. Р. Лурия, 1973а) говорит о том, что в основе неуспешности детей в старшем дошкольном и младшем школьном периоде могут лежать как когнитивные, моторные и регуляторные функциональные недоразвития. (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978). А.Р. Лурия выделей три функциональных блока мозга. Блок энергетический, его функция состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций. Второй блок приема, переработки и хранения информации. Третий блок програмирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности. Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии.

Основываясь на этом в своей работе можно разделить профилактическую и коррекционную работу на эти три направления.

Развитие и коррекция: моторики, когнитивной сферы, регуляторных функций (развитие вербальной регуляции произвольного Действия (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978).

Все групповые и индивидуальные занятие с детьми должны содержать в себе обязательные задания из каждого блока. Опираясь на средний возрастной диапазон концентрации внимания у детей на одном виде деятельности, упражнения и задания подбираются наиболее информативные и времясберегающие, тем самым обеспечена глубина и компактность занятий. Игровая форма занятий компенсирует дефицит игровой деятельности детей.

Алгоритм занятия с детьми старшей группы в возрастном диапазоне 4,5- 5,5 лет.

Для данного возраста характеры удержание внимания на пассивном виде деятельности около 15 минут, после чего необходима динамическая пауза.

Время занятий 25 минут.

Ввод в занятие. Дыхательные упражнения на соморегуляцию, это позволит детям снять излишнее возбуждение и повысить концентрацию внимания, это занимает около 5 минут. Сюда может входить дыхательная гимнастика по Стребелевой.

I. Задания на развития когнитивной сферы занимают 10 минут. Развитие высших психических процессов т.е памяти, мышления и внимания могут проводиться в устной — диалогово- игровой форме или письменной с индивидуальным раздаточным материалом. Задания могут быть индивидуальные, в диадах или подгрупповые.

II. Упражнения на развитие моторики и сенсорного восприятия. Сюда входят пальчиковые игры соответствующие возрасту и подразумевающие развитие не только моторики, но и развитие межполушарного взаимодействия, внимания, активизации и пополнения активного и пассивного словаря ребенка. Задания на зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Упражнения делаются в течение 10 минут.

III. Двигательные упражнения на саморегуляцию.

Примерный перечень игр.

Регуляция и контроль.

Слушай хлопки — 1. По хлопку руководителя можно беситься, кричать, бегать, прыгать. Как только ещё один хлопок, нужно замереть и ждать следующего хлопка.

После этого объяснить детям, что вы будете считать до 10 – дети должны тихо подойти к вам и сесть, только после того, как вы досчитаете до 10.

Слушай хлопки — 2. Дети, совершая различные действия (бегают, прыгают), должны по определённой инструкции останавливаться, приседать или вставать на одну ножку по хлопку ведущего в ладоши.

Слушай хлопки — 3. Бег по большому кругу с остановками по хлопкам. На 1, 2, 3 занятиях. 1 хлопок – остановка; 2 – хлопка – упасть; 3 хлопка – остановиться и хлопнуть в ладоши. Сначала даётся инструкция: Потом спрашивать, как запомнили. Через 3 занятия изменить инструкцию.

Когнитивная сфера.

«Я положил в мешок … Игра на развитие памяти. Начинает игру руководитель. Он говорит: «Я положил в мешок яблоки». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь, например: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Следующий ребёнок опять повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. Следующий по порядку ребёнок продолжает. И так далее. Руководитель участвует в игре.

Можно просто добавлять по одному предмету из слов, обозначающих какое-либо понятие (например: фрукты, овощи и т.п.. Можно подбирать предметы по алфавиту, по цвету, усложняя задание.

Можно использовать другую фразу: «В саду у бабушки растут…» Порядок игры тот же. А также: «В машину погрузили…».

"Предметы с различной фактурой поверхности". Покажите, назовите и дайте потрогать детям материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите им ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

"Загадочный контур". Руководитель рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом, развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

«Эмоции». Один ребёнок молча изображает разные эмоциональные состояния человека. Остальные угадывают.

"Ощупывание и распознавание предметов". Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Так же в продаже существуют готовые мешочки с деревянным фигурками. Дети должны на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом они должны ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Развитие моторики и сенсорного восприятия.

«Замок». Можно выполнять стоя или сидя. Сложить руки в «замок».

На двери висит замок -
Кто его открыть бы смог?
Потянули (тянуть руки в разные стороны, не разжимая пальцы)
Покрутили (крутить кистями, не разжимая пальцы)

Постучали (пальцы сцеплены, ладони стучат друг об друга)
И открыли… (пальцы разжимаются, расслабить кисти).

"Предметы с различной фактурой поверхности". Покажите, назовите и дайте потрогать детям материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите им ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

"Загадочный контур". Руководитель рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом, развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

Перешифровка.

  1. Сесть в кружок. Взяться за руки. По кругу – пожатие руки несколько раз и передача другому.
  2. Так же, но руки наперекрест. Пожатие только правой рукой или только левой рукой по кругу. У замыкающего круг спрашивать сколько до него дошло.
  3. Сесть в кружок. Ладони перекрёстно лежат на своём колене и колене соседа. Стучать по коленке сидящего рядом ребёнка сначала по часовой стрелке и затем против часовой стрелки, передавая стук по кругу.

«Закончи слово». Дети стоят в кругу. Первый ребёнок кидает мяч кому-либо из детей и говорит начало любого слова (например, «само…»). Поймавший мяч должен продолжить слово ( «…кат»), и, бросая мяч следующему ребёнку, назвать первую половину другого слова, и т.д.

Просмотров: 557
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Мастяева Елена Викторовна. КОНСПЕКТ НОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Омётова Олеся Васильевна. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь