|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12591
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Важнейшие задачиразвития человекаВозрастные этапы развития
ОтрочествоПодростничествоЮношествоМировоззрениеЯвления и закономерности окру жающего мира, социальные нормыи правилаЗакономерности и принципыфункционированияи развитиявнешнего мира, общие законо мерности социального мироус тройстваНаучное и этическое миро воз зрение, основы личного нравст венного мировоззренияСаморазвитие, самопознаниеУмелость, компетентность в пред метной и учебной деятельности, осознание своих возможностей вдеятельности, своих чувств, поло ролевой принадлежностиСтремление к свободе, незави симости, интерес к устройству ипереустройству собственноговнутреннего мираСаморазвитие — ценность, осо знание собственной уникально сти, интерес к познанию своеговнутреннего мира, его измене ниюРефлексияВ учебной деятельности — спосо бов действия, общих принциповрешения учебной задачи, в обще нии — собственных чувств и чувствдругих людей, правил и норм пове денияСпособов и принципов в учеб ной деятельности, способов по строения отношений в обще нии, собственных чувств, лич ностных особенностей и стилейповеденияРазвитие саморефлексии, ре флексия социальных законо мерностей и принциповПознание, мышление, исследование Интерес к познанию закономернос тей в природе, мышление преиму щественно образное, развитое во ображение Развитие абстрактного мышле ния, способности оперироватьгипотезами, интерес к исследо ванию внутреннего и внешнегомира Развитие абстрактного мышле ния, освоение способов научно го анализа 26 Работа с ребенком в образовательной среде... 27 Продолжение табл. 2 Важнейшие задачиразвития человекаВозрастные этапы развития ОтрочествоПодростничествоЮношествоЦелеполаганиеи саморегуляцияПостановка конкретной задачи врамках общих задач и целей, сфор мулированных учителем, планиро вание и контроль в рамках даннойконкретной задачи. Саморегуляцияпсихических процессов (внимания, восприятия, памяти) в учебномпроцессе, поведения — в рамках за данных взрослым социальныхнормПостановка учебных и личныхзадач и определение последова тельности их решения, поста новка конкретных учебных це лей: саморегуляция психичес ких процессов, эмоций, поведе нияФормирование жизненных пла нов, постановка целей в учеб ной, профессиональной и соци альной деятельности; саморегу ляция психических процессов, поведения и эмоций в соответ ствии с поставленными целямиСамоопределениеВ выборе интересов, предпочтений, последовательности решаемых за дачВ общении и построении отно шений с другими людьми, вучебных и неучебных интересахи целях (приоритетах) Профессиональное, жизненныхстратегий, ближайших и отда ленных целей жизниСотрудничество, культура общения Учебное и игровое сотрудничествосо сверстниками, усвоение обоб щенных норм в общении со взрос лыми Учебное и внеучебное сотруд ничество с другими людьми, втом числе со взрослыми: пред почтение норм общения подро стковой субкультуры, способ ность к усвоению и развитиюсубкультурных норм общения Полноценное общение со взрос лыми Глава 3 Психологическая игра и ее развивающие возможности 3.1. Психологические возможности игры Что такое психологическая игра? Несмотря на распространенность понятия, не так то просто найти его определение. Мы в своей деятельности опираемся на определение игры Й. Хейзинга: «Мы можем назвать игру, — пи шет он в работе «Человек играющий», — свободной деятельнос тью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладе вать играющим, не преследует при этом никакого прямого мате риального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельнос тью, которая совершается внутри намеренно ограниченного про странства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, пред почитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой». В этом определении есть все исчерпывающие объяснения того, почему игра так привлекательна для любого человека любого возраста и откуда богатство ее обучающих, развивающих, совершенствую щих личность возможностей. Прежде всего, игра — это целостное состояние души. В интел лектуальную задачу можно погрузиться умом, испытывая при этом некоторый эмоциональный «холод». На дискотеке можно всеми чувствами уйти в танцевальное движение, но думать при этом практически невозможно. Игра (хорошо продуманная или очень тонко, по наитию, придуманная) захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире. Работа с ребенком в образовательной среде... Кроме того, игра — это уникальное пространство «как бы». Благодаря этому свойству пространство игры обладает огром ным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отно шения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Можно сказать себе: «Я иг раю роль» — и позволить себе быть самим собой. Позволим се бе утверждать на основе собственного личного и профессио нального опыта, что в игре мы больше похожи на себя, чем в жизни. Хорошая игра — это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того, чаще всего неожиданны. Ино гда очень болезненны. И если у участника нет сил принять и ос мыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, за щиту: «Это был не ты, а навязанная тебе роль. В жизни у тебя все по другому». Это важно в любом возрасте, в детском, подро стковом особенно. Все это вместе создает вокруг психологических игр ауру привле кательности. И порождает серьезную профессиональную проблему. Вот вы приходите в школу и слышите от своих детей привычную фразу: «Здравствуйте, а когда мы будем с вами еще играть?» Хорошо это или плохо? Что стоит за желанием детей участвовать в психоло гических «игрищах»? Мы убедились, что знать ответ на последний вопрос очень важно, так как он характеризует и уровень психологи ческого развития, на котором сейчас находится школьник или класс, и профессионализм нашей игровой деятельности. Для определенных детей (да и взрослых) за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных пере живаниях. Особенно это характерно для младших школьников, пятиклассников. Скажем так, для них это в целом нормально. Иг ры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать различные переживания и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регули ровать свой буйный внутренний мир. У ряда людей такое отноше ние остается на долгие годы. Для другой группы людей любого возраста, а как некоторая закономерность — для школьников 11—14 лет, игра является как бы безопасным пространством построения отношений с окружа ющими людьми. Мальчики—девочки, последователи—лидеры, отверженные—«звезды» — все это системы отношений, которые подросткам невероятно трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни. В игре им такая возможность предоставляет ся. Страсть к коллективным играм огромная. Типичный запрос: «Давайте не будем сегодня разговаривать, давайте поиграем...» Во что? Да хоть в «Ручеек» (если класс на пике прояснения пси хосексуальных отношений, хоть в «Мафию» (если просто хочет Глава 3 / Психологическая игра и ее развивающие возможности ся общаться и пока — на расстоянии). В этом возрасте дети на столько же охотно играют, насколько не любят обсуждения после игры. Классический канон жанра: упражнение — отреагирование чувств — процесс анализ — часто приходится нарушать. Зато каждое удачное обсуждение — это подарок, очевидное свидетель ство изменения межличностных отношений, внутреннего взрос ления участников. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|