Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12589

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Отечественным психологам В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунову при
надлежит формулировка свода принципов, характеризующих процес
сы развития в детстве и отрочестве. Знание и понимание их необходи
мы для построения эффективного взаимодействия со школьниками,
построения содержательной работы.

Творческий характер развития. Главным в развитии должно
стать не усвоение опыта, а его порождение.

Ведущая роль социокультурного контекста развития. Програм
мы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культур
ными и историческими контекстами и параллелями.

Ведущая роль сензитивных периодов развития. Важно осваивать
определенное культурное содержание в наиболее благоприятный
для этого период и строить этот процесс на основе возможностей ор
ганизма ребенка.

Совместная деятельность и общение как движущая сила разви
тия, как средство обучения и воспитания.

Ведущая деятельность, законы ее смены как важнейшее основа
ние периодизации детского развития.

Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей
и возможного шага в развитии ребенка.

Амплификация детского развития как необходимое условие раз
ностороннего воспитания ребенка.

Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый
период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и дол
жен быть прожит полноценно.

Глава 1 / Психолог образования и задачи развития учащегося

Принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активно
го деятеля. Программы обучения должны быть ориентированы на раз
витие не только интеллекта, но и эмоциональной сферы личности.

Опосредующая роль знаковосимволических структур в образова
нии связей между предметами и действиями. Символизация должна
стать принципом развития ребенка.

Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и
обучения. В развитии важны переходы от внешнего к внутреннему и
от внутреннего к внешнему.

Неравномерность развития и формирования психических дейст
вий. Этот принцип особенно важно учитывать при разработке норм
развития и диагностики его уровня.

За десятилетия и уже даже столетия интереса к данной пробле
ме исследовано множество процессов, составляющих общее пси
хическое развитие ребенка, выделены определенные закономерно
сти, в том числе стадии развития тех или иных способностей,
функций, возможностей ребенка.

Прежде чем мы обратимся к рассмотрению основных периодиза
ций развития в детском, подростковом и юношеском возрастах, хочет
ся еще раз вернуться к вопросу, который уже затрагивался нами выше.
Психическое развитие Человека — «рукотворный процесс»,
обладающий четкой культурной обусловленностью. Прохождение от
стадии к стадии, характер новообразований каждого этапа имеют
культурную обусловленность. ТАК мы, люди, устроили свой сего
дняшний мир. ТАК нужно развиваться для того, чтобы впитать в себя
этот мир, научиться жить в нем и изменять его. Психический облик
людей того или иного возраста определяется тем, в какие виды дея
тельностей и отношений включают их взрослые, на каких основаниях
строят процесс образования, как включают детей и подростков во
«взрослую жизнь». И всё же разные авторы по разному определяют
то, что можно назвать самой главной «пружиной» развития ребенка.

1. «Ведущая деятельность» как двигатель развития (Д.Б. Эльконин).
Особую роль в развитии человека играет ведущая деятельность.
Именно на этом тезисе построена возрастная периодизация
Д.Б. Эльконина. Читатели, несомненно, хорошо знакомы с ней.
Каждый социально определенный этап жизни ребенка характери
зуется ведущей деятельностью, в рамках которой, под влиянием ее
формы и содержания, преимущественно происходит психическое
развитие, складываются основные достижения и новообразования
возраста и то кардинальное противоречие, которое спустя некото
рое время приведет к психологическому кризису и смене ведущей
деятельности. Ведущей деятельностью в дошкольном детстве явля
ется ролевая игра, в младшем школьном детстве — учебная деятель
ность, в подростничестве — интимно личностное общение, в юнос
ти — учебно профессиональная деятельность.


Работа с ребенком в образовательной среде...

Психические новообразования возраста имеют культурно обус
ловленный характер. Проектируя ведущую деятельность, учитель
может существенно влиять на развитие, усиливая его возможности.
Но при этом, подчеркивает Г.А. Цукерман, ведущая деятельность
каждого возраста не назначается волюнтаристически. Необходимо
учитывать природу возраста, внутреннюю логику развития. И всё же
грамотно подобранная и адекватно поданная деятельность — это ос
нова развивающей среды, которую взрослые могут создавать для де
тей и подростков в рамках школы.

2. «Поиск и определение себя» (Э. Эриксон).
Быть самим собой в собственных глазах и глазах значимых дру
гих людей — такова движущая сила развития в периодизации
Э. Эриксона. В ходе взросления происходит расширение и измене
ние системы значимых связей. Вступая в новые отношения, человек
сталкивается с необходимостью сделать некоторый жизненный вы
бор, и направление этого выбора определяет основные новообразо
вания возраста и сам характер этих новообразований: позитивные
они или деструктивные.

На школьную жизнь ребенка приходится два этапа развития, по
Эриксону. (см. табл. 1).

Значение положений теории Эриксона для психолога школьного
практика трудно переоценить. Она задает ориентиры для постановки
развивающих задач и определяет критерии эффективности работы,
диктует содержание диагностики: к чему нужно приглядываться, ка
кие поведенческие проявления говорят о неблагополучном течении
процессов развития.

3. «Интеллектуальная основа развития» (Ж. Пиаже).
Подходы школы Ж. Пиаже давно стали классикой психологии,
равно как и критические замечания, и контрисследования, и суще
ственные дополнения к ней других авторов. Однако остается несо
мненным, что в школьной жизни ребенка есть переломный этап
(и находится он где то посередине долгого школьного пути), когда

Таблица 1

Стадия Значимые
отношения
Основной
выбор
Позитивные
новообразования
Деструктивные
новообразо
вания
Школьный
возраст
(6—12)
Соседи,
школа
Предприимчивость
против чувства
неполноценности
Компетентность,
умелостьИнертность,
пассивность
Подростки
(12—20)
Сверстники Идентичностьпротив смешения
идентичности
Самоопределение,
верностьЗастенчивост,
негативизм,
конформность
ь

Глава 1 / Психолог образования и задачи развития учащегося



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимний разговор через форточку».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь