|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12589
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Отечественным психологам В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунову при
надлежит формулировка свода принципов, характеризующих процес сы развития в детстве и отрочестве. Знание и понимание их необходи мы для построения эффективного взаимодействия со школьниками, построения содержательной работы. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Програм мы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культур ными и историческими контекстами и параллелями. Ведущая роль сензитивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе возможностей ор ганизма ребенка. Совместная деятельность и общение как движущая сила разви тия, как средство обучения и воспитания. Ведущая деятельность, законы ее смены как важнейшее основа ние периодизации детского развития. Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей и возможного шага в развитии ребенка. Амплификация детского развития как необходимое условие раз ностороннего воспитания ребенка. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и дол жен быть прожит полноценно. Глава 1 / Психолог образования и задачи развития учащегося Принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активно го деятеля. Программы обучения должны быть ориентированы на раз витие не только интеллекта, но и эмоциональной сферы личности. Опосредующая роль знаковосимволических структур в образова нии связей между предметами и действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения. В развитии важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему. Неравномерность развития и формирования психических дейст вий. Этот принцип особенно важно учитывать при разработке норм развития и диагностики его уровня. За десятилетия и уже даже столетия интереса к данной пробле ме исследовано множество процессов, составляющих общее пси хическое развитие ребенка, выделены определенные закономерно сти, в том числе стадии развития тех или иных способностей, функций, возможностей ребенка. Прежде чем мы обратимся к рассмотрению основных периодиза ций развития в детском, подростковом и юношеском возрастах, хочет ся еще раз вернуться к вопросу, который уже затрагивался нами выше. Психическое развитие Человека — «рукотворный процесс», обладающий четкой культурной обусловленностью. Прохождение от стадии к стадии, характер новообразований каждого этапа имеют культурную обусловленность. ТАК мы, люди, устроили свой сего дняшний мир. ТАК нужно развиваться для того, чтобы впитать в себя этот мир, научиться жить в нем и изменять его. Психический облик людей того или иного возраста определяется тем, в какие виды дея тельностей и отношений включают их взрослые, на каких основаниях строят процесс образования, как включают детей и подростков во «взрослую жизнь». И всё же разные авторы по разному определяют то, что можно назвать самой главной «пружиной» развития ребенка. 1. «Ведущая деятельность» как двигатель развития (Д.Б. Эльконин). Особую роль в развитии человека играет ведущая деятельность. Именно на этом тезисе построена возрастная периодизация Д.Б. Эльконина. Читатели, несомненно, хорошо знакомы с ней. Каждый социально определенный этап жизни ребенка характери зуется ведущей деятельностью, в рамках которой, под влиянием ее формы и содержания, преимущественно происходит психическое развитие, складываются основные достижения и новообразования возраста и то кардинальное противоречие, которое спустя некото рое время приведет к психологическому кризису и смене ведущей деятельности. Ведущей деятельностью в дошкольном детстве явля ется ролевая игра, в младшем школьном детстве — учебная деятель ность, в подростничестве — интимно личностное общение, в юнос ти — учебно профессиональная деятельность. Работа с ребенком в образовательной среде... Психические новообразования возраста имеют культурно обус ловленный характер. Проектируя ведущую деятельность, учитель может существенно влиять на развитие, усиливая его возможности. Но при этом, подчеркивает Г.А. Цукерман, ведущая деятельность каждого возраста не назначается волюнтаристически. Необходимо учитывать природу возраста, внутреннюю логику развития. И всё же грамотно подобранная и адекватно поданная деятельность — это ос нова развивающей среды, которую взрослые могут создавать для де тей и подростков в рамках школы. 2. «Поиск и определение себя» (Э. Эриксон). Быть самим собой в собственных глазах и глазах значимых дру гих людей — такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В ходе взросления происходит расширение и измене ние системы значимых связей. Вступая в новые отношения, человек сталкивается с необходимостью сделать некоторый жизненный вы бор, и направление этого выбора определяет основные новообразо вания возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. На школьную жизнь ребенка приходится два этапа развития, по Эриксону. (см. табл. 1). Значение положений теории Эриксона для психолога школьного практика трудно переоценить. Она задает ориентиры для постановки развивающих задач и определяет критерии эффективности работы, диктует содержание диагностики: к чему нужно приглядываться, ка кие поведенческие проявления говорят о неблагополучном течении процессов развития. 3. «Интеллектуальная основа развития» (Ж. Пиаже). Подходы школы Ж. Пиаже давно стали классикой психологии, равно как и критические замечания, и контрисследования, и суще ственные дополнения к ней других авторов. Однако остается несо мненным, что в школьной жизни ребенка есть переломный этап (и находится он где то посередине долгого школьного пути), когда Таблица 1 Стадия Значимые отношения Основной выбор Позитивные новообразования Деструктивные новообразо вания Школьный возраст (6—12) Соседи, школа Предприимчивость против чувства неполноценности Компетентность, умелостьИнертность, пассивность Подростки (12—20) Сверстники Идентичностьпротив смешения идентичности Самоопределение, верностьЗастенчивост, негативизм, конформность ь Глава 1 / Психолог образования и задачи развития учащегося Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|