Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12584

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

«Эталонные портреты» учащихся разного возраста широко пред
ставлены в литературе по возрастной психологии. Практически каж
дый учебник содержит описание тех достижений, с которыми ребе
нок выходит на новый возрастной этап (если предыдущий прожит
благополучно), описание ведущей деятельности, перечень основных
новообразований возраста и важнейших линий психического разви
тия, возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе
взросления.

Вот, например, как может выглядеть «эталонный портрет»
младшего школьника от 7 до 11 лет.

Достижения кризиса 7 лет:

• Рождение «социального Я» ребенка: ребенок открывает для се
бя значение новой социальной позиции, позиции школьника,
связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной
работы.
• Переоценка ценностей: появление новых мотивов, игра пере
стает быть основным содержанием жизни.
• Обобщение переживаний и возникновение внутренней жиз
ни ребенка: эмоции перестают быть отрывочными, ситуатив
ными; возникают осознанные переживания, появляется логи
ка чувств.
• Изменение структуры поведения: появляется смысловая
ориентировочная основа поступка, которая опосредует связь
между желанием что то делать и действием.

Работа с ребенком в образовательной среде...

• Утрачивается детская непосредственность поведения: ребе
нок внешне уже не такой, как внутренне.
Ведущая деятельность: учебная деятельность, имеющая своим
содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере
теоретических знаний.

Возможности возраста связаны преимущественно с учебной
деятельностью и общением со сверстниками. Основная линия
развития — нормативность, усвоение норм учения, познания, об
щения, социально приемлемого поведения. Основные возможно
сти возраста:

1. Активное развитие мышления, прежде всего понятийного,
теоретического. В процессе усвоения полной структуры учеб
ной деятельности складываются базовые мыслительные спо
собности: анализ, планирование, рефлексия.
2. Развитие произвольности: способность руководствоваться в
поведении целями, поставленными взрослым, умение самому
поставить цель и в соответствии с ней самостоятельно контро
лировать свое поведение и деятельность.
3. Восприятие приобретает характер организованного на
блюдения (синтезирующее восприятие); память и внимание
становятся произвольными, осмысленными и целенаправ
ленными.
4. Усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмо
ций; формирование высших чувств.
5. Развитие широких социальных и познавательных мотивов
учения. Преобладание мотивации достижения и престижной
мотивации при успешном обучении.
6. Формирование чувства компетентности, адекватного уров
ня притязаний.
7. Развитие способности дружить, испытывать длительные
эмоциональные привязанности.
Основные «опасности» возраста:

• Неполное усвоение структурных элементов учебной деятель
ности, приводящее к учебным проблемам и трудностям.
• Психические функции остаются слабопроизвольными.
• Развитие мотивации избегания неудачи и различных видов
компенсаторной мотивации
• Формирование чувства неполноценности
Возможности и «опасности» возраста задают перечень тех задач
развития, на решение которых может направить свою деятельность
психолог.

Еще один пример постановки задач развития на основе психо
логических представлений. Р. Хавигхерст, уже упоминавшийся
нами, постулирует главной задачей развития в отрочестве задачу
самоопределения в сферах человеческих ценностей, общения людей

Глава 2 / Принципы построения системы развивающей работы...

и отношения человека и Бога. Нижеперечисленные задачи вто
ричны по отношению к ней, главной:

• Освоение «нового тела», физиологическая и психологичес
кая полоидентичность.
• Развитие абстрактного мышления.
• Приобретение навыков межличностного общения со сверст
никами своего и противоположного пола.
• Установление новых, более независимых отношений в семье:
уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении по
требности в психологической и материальной поддержке.
• Выработка жизненной философии, системы ценностей.
• Постановка задач будущего (семья, карьера, образование)
в связи с решением вопроса: «На что я годен?»
Помощь подросткам в решении этих задач развития может со
ставить целую систему совместной работы классного руководите
ля и психолога на весь период подростничества. Правда, очень
важно, чтобы взрослые как задачу собственной деятельности ста
вили перед собой еще одну: содействие превращению данных за
дач развития в задачи саморазвития подростков.

2.2. Педагогическая
антропология в основании
развивающей работы
Данный подход к построению развивающей работы не отменяет,
не отрицает предыдущий, скорее надстраивается как более высокий,
использующий психологические закономерности для решения задач
более высокого, философского, порядка.

В рамках антропологической парадигмы понятия образования и
сущности человека рассматриваются в неразрывной связи. Образо
вание — это специально организованное пространство, в котором че
ловек получает стимул и предпосылки к развертыванию своей чело
веческой сущности во всей полноте.

Философский уровень антропологии позволяет определиться с
моделью человека, его сущностными качествами и возможностями,
предназначением и ведущими потребностями. Важнейшими качест
вами человека, приобретаемыми в процессе образования, являются:

• Сформированное нравственное мировоззрение.
• Готовность к самообразованию и самосовершенствованию.
• Рефлексивность.
• Развитое мышление, готовность к творчеству.
• Умение ставить перед собой личностно и социально значи
мые цели и достигать их в процессе собственной деятельности.

Работа с ребенком в образовательной среде...

• Способность к совершению выборов, осуществлению по
ступков.
• Коммуникативная компетентность, готовность к сотрудни
честву и диалогу с другими людьми.
Психологический уровень антропологического подхода позволяет
определить важнейшие возрастные задачи развития человека, увидеть,
как те или иные качества и способности «преломляются» сквозь воз
раст, какие конкретно возможности развития человека таит каждый
возрастной период (в табл. 1 показано, как выглядят антропологичес
кие задачи в разных школьных возрастах).

Педагогический уровень антропологического подхода дает воз
можность поставить конкретные задачи образования.

Антропологический подход разрабатывается нами для реализа
ции на всех уровнях и во всех аспектах образовательного процесса и
образовательной среды школы. Однако он успешно может быть при
менен для проектирования отдельного компонента школьной систе
мы — развивающей работы психолога.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимний разговор через форточку».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь