|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12584
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Эталонные портреты» учащихся разного возраста широко пред
ставлены в литературе по возрастной психологии. Практически каж дый учебник содержит описание тех достижений, с которыми ребе нок выходит на новый возрастной этап (если предыдущий прожит благополучно), описание ведущей деятельности, перечень основных новообразований возраста и важнейших линий психического разви тия, возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе взросления. Вот, например, как может выглядеть «эталонный портрет» младшего школьника от 7 до 11 лет. Достижения кризиса 7 лет: • Рождение «социального Я» ребенка: ребенок открывает для се бя значение новой социальной позиции, позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. • Переоценка ценностей: появление новых мотивов, игра пере стает быть основным содержанием жизни. • Обобщение переживаний и возникновение внутренней жиз ни ребенка: эмоции перестают быть отрывочными, ситуатив ными; возникают осознанные переживания, появляется логи ка чувств. • Изменение структуры поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка, которая опосредует связь между желанием что то делать и действием. Работа с ребенком в образовательной среде... • Утрачивается детская непосредственность поведения: ребе нок внешне уже не такой, как внутренне. Ведущая деятельность: учебная деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний. Возможности возраста связаны преимущественно с учебной деятельностью и общением со сверстниками. Основная линия развития — нормативность, усвоение норм учения, познания, об щения, социально приемлемого поведения. Основные возможно сти возраста: 1. Активное развитие мышления, прежде всего понятийного, теоретического. В процессе усвоения полной структуры учеб ной деятельности складываются базовые мыслительные спо собности: анализ, планирование, рефлексия. 2. Развитие произвольности: способность руководствоваться в поведении целями, поставленными взрослым, умение самому поставить цель и в соответствии с ней самостоятельно контро лировать свое поведение и деятельность. 3. Восприятие приобретает характер организованного на блюдения (синтезирующее восприятие); память и внимание становятся произвольными, осмысленными и целенаправ ленными. 4. Усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмо ций; формирование высших чувств. 5. Развитие широких социальных и познавательных мотивов учения. Преобладание мотивации достижения и престижной мотивации при успешном обучении. 6. Формирование чувства компетентности, адекватного уров ня притязаний. 7. Развитие способности дружить, испытывать длительные эмоциональные привязанности. Основные «опасности» возраста: • Неполное усвоение структурных элементов учебной деятель ности, приводящее к учебным проблемам и трудностям. • Психические функции остаются слабопроизвольными. • Развитие мотивации избегания неудачи и различных видов компенсаторной мотивации • Формирование чувства неполноценности Возможности и «опасности» возраста задают перечень тех задач развития, на решение которых может направить свою деятельность психолог. Еще один пример постановки задач развития на основе психо логических представлений. Р. Хавигхерст, уже упоминавшийся нами, постулирует главной задачей развития в отрочестве задачу самоопределения в сферах человеческих ценностей, общения людей Глава 2 / Принципы построения системы развивающей работы... и отношения человека и Бога. Нижеперечисленные задачи вто ричны по отношению к ней, главной: • Освоение «нового тела», физиологическая и психологичес кая полоидентичность. • Развитие абстрактного мышления. • Приобретение навыков межличностного общения со сверст никами своего и противоположного пола. • Установление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении по требности в психологической и материальной поддержке. • Выработка жизненной философии, системы ценностей. • Постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса: «На что я годен?» Помощь подросткам в решении этих задач развития может со ставить целую систему совместной работы классного руководите ля и психолога на весь период подростничества. Правда, очень важно, чтобы взрослые как задачу собственной деятельности ста вили перед собой еще одну: содействие превращению данных за дач развития в задачи саморазвития подростков. 2.2. Педагогическая антропология в основании развивающей работы Данный подход к построению развивающей работы не отменяет, не отрицает предыдущий, скорее надстраивается как более высокий, использующий психологические закономерности для решения задач более высокого, философского, порядка. В рамках антропологической парадигмы понятия образования и сущности человека рассматриваются в неразрывной связи. Образо вание — это специально организованное пространство, в котором че ловек получает стимул и предпосылки к развертыванию своей чело веческой сущности во всей полноте. Философский уровень антропологии позволяет определиться с моделью человека, его сущностными качествами и возможностями, предназначением и ведущими потребностями. Важнейшими качест вами человека, приобретаемыми в процессе образования, являются: • Сформированное нравственное мировоззрение. • Готовность к самообразованию и самосовершенствованию. • Рефлексивность. • Развитое мышление, готовность к творчеству. • Умение ставить перед собой личностно и социально значи мые цели и достигать их в процессе собственной деятельности. Работа с ребенком в образовательной среде... • Способность к совершению выборов, осуществлению по ступков. • Коммуникативная компетентность, готовность к сотрудни честву и диалогу с другими людьми. Психологический уровень антропологического подхода позволяет определить важнейшие возрастные задачи развития человека, увидеть, как те или иные качества и способности «преломляются» сквозь воз раст, какие конкретно возможности развития человека таит каждый возрастной период (в табл. 1 показано, как выглядят антропологичес кие задачи в разных школьных возрастах). Педагогический уровень антропологического подхода дает воз можность поставить конкретные задачи образования. Антропологический подход разрабатывается нами для реализа ции на всех уровнях и во всех аспектах образовательного процесса и образовательной среды школы. Однако он успешно может быть при менен для проектирования отдельного компонента школьной систе мы — развивающей работы психолога. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|