Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12586

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Работа с ребенком в образовательной среде...

В целом такие игры — уникальные механизмы аккумуляции (со
кращения во времени и пространстве) и передачи опыта, как практи
ческого (овладение средствами решения жизненных задач), так и
этического (правила и нормы поведения в определенных ситуациях)

Да, игры бывают разные. Мы, скажем, предлагаем очень прими
тивное на первый взгляд деление: игры большие и малые. Большая
психологическая игра — это сложная, многоплановая, развернутая во
времени деятельность участников, направленная на решение целого
комплекса развивающих задач. Она в полной мере отвечает определе
нию, данному выше. Малые игры значительно проще в своей струк
туре, скромнее в возможностях, занимают небольшое время и в боль
шинстве случаев используются как средство: организации отдыха,
переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напря
жения, решения конкретной воспитательной или психологической
задачи.

О больших психологических играх у нас разговор впереди. Сна
чала обсудим игры малые.

Возможности таких игр достаточно серьезны, для того чтобы от
носиться к ним с большим почтением и использовать с умом:

• диагностические;
• учебные: мотивация, освоение материала, перенесение навы
ков за пределы учебной ситуации, проверка знаний на приме
няемость в деятельности;
• развивающие: развитие психических процессов, психологи
ческих и социально психологических навыков и умений,
свойств и способностей личности; формирование этических
принципов (через введение в игру этических дилемм);
• коррекционные: решение проблем развития в игровой де
ятельности (как наиболее органичной и естественной);
Малые игры можно классифицировать по многим основаниям:

1. По функциональной направленности (на развитие чего направ
лены?). В малых играх очень часто формируются различные навыки
и умения, развиваются те или иные свойства, психические процессы
и т.д. Ошибочное представление — считать, что у игры может быть
конкретная узкая специализация. Направленность есть у любого хо
рошего игрового средства, но, если не видеть, что игра воздействует
на личность ребенка в целом, можно допустить неконтролируемые
процессы, (например, развиваем память, не замечая при этом, что
травмируем самооценку ребенка либо нарушаем его взаимоотноше
ния со сверстниками — через конкуренцию и т.д.). Правильнее гово
рить об основной линии игры, приоритетной задаче, но организовы
вать игру с учетом ее комплексного воздействия.
2. По решаемым задачам (изменение состояния чего либо): на зна
комство, на сплочение, на регуляцию эмоционального состояния, на
снятие агрессии, на доверие, на коррекцию ролевых позиций и т.д.
Глава 3 / Психологическая игра и ее развивающие возможности

3. По участникам: игры бывают индивидуальные, интерактивные
(с элементами игрового взаимодействия). В свою очередь интерактив
ные могут быть парные, в малой группе, межгрупповые (эстафеты),
массовые (маскарад).
4. По типу игровых процессов: проектные, деловые, ролевые.
Выбор игры — важная профессиональная задача психолога. Он дик
туется возрастом участников, психолого педагогической задачей, игро
вым опытом участников, квалификацией ведущих. Наиболее часто
в психолого педагогической практике используются интерактивные
игры, направленные на развитие конкретных навыков или способнос
тей, изменение состояния ребенка или классной группы. Очень распро
странены ролевые игры (по сравнению с деловыми или проектными)

Из чего состоит любая малая игра?

Обязательный набор элементов игры выглядит следующим обра
зом: роль, правила, игровые действия, игровой процесс, игровой
итог. В разных играх значение то или иного элемента может быть
различным. Может быть сделан акцент на роль и ее принятие (со
блюдение), на правило (его удержание) или на игровые действия (их
порядок, характер).

Очень важный и интересный вопрос связан с позицией взрослого
в детской игре. В целом роль взрослого в игровом процессе может
сводиться к одному, нескольким или всей совокупности действий из
следующего перечня:

• Взрослый предлагает «поиграть» или конкретную игру.
• Взрослый организует процесс игры (задает сюжет, правила,
распределяет роли)
• Взрослый занимает в игре определенную позицию (контро
лера правил; поддерживающего наблюдателя; арбитра, жюри;
участника).
• Взрослый поддерживает эмоционально положительный
климат во время игры
• Взрослый организует обсуждение игры.
• Взрослый стимулирует детей к «игротворчеству».
При всем разнообразии и богатстве возможностей «малые» игры
уступают «большим». Именно о последних хотелось бы поговорить
подробно.

3.2. «Большая
»
психологическая игра
в работе школьного психолога
Название «Большая психологическая игра» — рабочее, его
можно и стоит усовершенствовать. Однако нас больше будет


Работа с ребенком в образовательной среде...

интересовать та реальность, которая стоит за названием. Мы да
дим рабочее определение большим психологическим играм,
рассмотрим их виды, развивающие возможности и подходы
к конструированию.

Большая психологическая игра — это целостное, законченное дей
ствие, самостоятельное с точки зрения целей и задач, имеющее свою
внутреннюю систему целей и правил, задающее определенные требо
вания к системе отношений между участниками, достаточно продол
жительное по времени. Это «маленькая жизнь», которая проживается
каждым участником, и уже поэтому она самоценна. Но помимо собст
венной, внутренней ценности она позволяет участникам получить
опыт, ценный и для их настоящей, «всамделишной» жизни. «Большая
игра» принципиально отличается от очень многих других видов игры
тем, что для своих участников она выступает как деятельность,
именно их деятельность.

3.2.1. Виды «больших» психологических игр
и их возможности
Трудно в одном игровом действии совместить все элементы иг
ры, объять весь ее потенциал (об элементах игры и ее развивающем
потенциале в целом мы говорили на предыдущей лекции). Так рож
даются игровые пространства разного типа, акцентированные
на том или ином аспекте игры как деятельности, ориентированные
на реализацию тех или иных ее возможностей. В нашем арсенале
сегодня имеются игровые пространства четырех видов: игровые
оболочки, игры проживания, игры драмы и проектные (деловые)
игры. Часто в реальном действии они так или иначе переплетаются
друг с другом, но все же можно говорить о них как о достаточно са
мостоятельных видах деятельности со своими законами построе
ния, развития и управления.

Игровые оболочки.

Первый вид — самый распространенный, самый простой (если
вообще бывают простые психологические игры) — это так называ
емые игровые оболочки. В данном случае игра используется как
некоторое обрамление, общий фон психологической работы, кото
рая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинго
вой, навыко обучающей. К примеру: дети попадают в какой то
волшебный мир, там им предстоят испытания, для того чтобы что
то найти, кого то спасти или просто выбраться обратно. Каждое
испытание — некоторое обучающее, тренинговое задание на разви
тие психических процессов, того или иного качества отношений в
группе (сплоченность, взаимопонимание, сотрудничество) или с



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимний разговор через форточку».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь