|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12586
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Работа с ребенком в образовательной среде...
В целом такие игры — уникальные механизмы аккумуляции (со кращения во времени и пространстве) и передачи опыта, как практи ческого (овладение средствами решения жизненных задач), так и этического (правила и нормы поведения в определенных ситуациях) Да, игры бывают разные. Мы, скажем, предлагаем очень прими тивное на первый взгляд деление: игры большие и малые. Большая психологическая игра — это сложная, многоплановая, развернутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач. Она в полной мере отвечает определе нию, данному выше. Малые игры значительно проще в своей струк туре, скромнее в возможностях, занимают небольшое время и в боль шинстве случаев используются как средство: организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напря жения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи. О больших психологических играх у нас разговор впереди. Сна чала обсудим игры малые. Возможности таких игр достаточно серьезны, для того чтобы от носиться к ним с большим почтением и использовать с умом: • диагностические; • учебные: мотивация, освоение материала, перенесение навы ков за пределы учебной ситуации, проверка знаний на приме няемость в деятельности; • развивающие: развитие психических процессов, психологи ческих и социально психологических навыков и умений, свойств и способностей личности; формирование этических принципов (через введение в игру этических дилемм); • коррекционные: решение проблем развития в игровой де ятельности (как наиболее органичной и естественной); Малые игры можно классифицировать по многим основаниям: 1. По функциональной направленности (на развитие чего направ лены?). В малых играх очень часто формируются различные навыки и умения, развиваются те или иные свойства, психические процессы и т.д. Ошибочное представление — считать, что у игры может быть конкретная узкая специализация. Направленность есть у любого хо рошего игрового средства, но, если не видеть, что игра воздействует на личность ребенка в целом, можно допустить неконтролируемые процессы, (например, развиваем память, не замечая при этом, что травмируем самооценку ребенка либо нарушаем его взаимоотноше ния со сверстниками — через конкуренцию и т.д.). Правильнее гово рить об основной линии игры, приоритетной задаче, но организовы вать игру с учетом ее комплексного воздействия. 2. По решаемым задачам (изменение состояния чего либо): на зна комство, на сплочение, на регуляцию эмоционального состояния, на снятие агрессии, на доверие, на коррекцию ролевых позиций и т.д. Глава 3 / Психологическая игра и ее развивающие возможности 3. По участникам: игры бывают индивидуальные, интерактивные (с элементами игрового взаимодействия). В свою очередь интерактив ные могут быть парные, в малой группе, межгрупповые (эстафеты), массовые (маскарад). 4. По типу игровых процессов: проектные, деловые, ролевые. Выбор игры — важная профессиональная задача психолога. Он дик туется возрастом участников, психолого педагогической задачей, игро вым опытом участников, квалификацией ведущих. Наиболее часто в психолого педагогической практике используются интерактивные игры, направленные на развитие конкретных навыков или способнос тей, изменение состояния ребенка или классной группы. Очень распро странены ролевые игры (по сравнению с деловыми или проектными) Из чего состоит любая малая игра? Обязательный набор элементов игры выглядит следующим обра зом: роль, правила, игровые действия, игровой процесс, игровой итог. В разных играх значение то или иного элемента может быть различным. Может быть сделан акцент на роль и ее принятие (со блюдение), на правило (его удержание) или на игровые действия (их порядок, характер). Очень важный и интересный вопрос связан с позицией взрослого в детской игре. В целом роль взрослого в игровом процессе может сводиться к одному, нескольким или всей совокупности действий из следующего перечня: • Взрослый предлагает «поиграть» или конкретную игру. • Взрослый организует процесс игры (задает сюжет, правила, распределяет роли) • Взрослый занимает в игре определенную позицию (контро лера правил; поддерживающего наблюдателя; арбитра, жюри; участника). • Взрослый поддерживает эмоционально положительный климат во время игры • Взрослый организует обсуждение игры. • Взрослый стимулирует детей к «игротворчеству». При всем разнообразии и богатстве возможностей «малые» игры уступают «большим». Именно о последних хотелось бы поговорить подробно. 3.2. «Большая » психологическая игра в работе школьного психолога Название «Большая психологическая игра» — рабочее, его можно и стоит усовершенствовать. Однако нас больше будет Работа с ребенком в образовательной среде... интересовать та реальность, которая стоит за названием. Мы да дим рабочее определение большим психологическим играм, рассмотрим их виды, развивающие возможности и подходы к конструированию. Большая психологическая игра — это целостное, законченное дей ствие, самостоятельное с точки зрения целей и задач, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, задающее определенные требо вания к системе отношений между участниками, достаточно продол жительное по времени. Это «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником, и уже поэтому она самоценна. Но помимо собст венной, внутренней ценности она позволяет участникам получить опыт, ценный и для их настоящей, «всамделишной» жизни. «Большая игра» принципиально отличается от очень многих других видов игры тем, что для своих участников она выступает как деятельность, именно их деятельность. 3.2.1. Виды «больших» психологических игр и их возможности Трудно в одном игровом действии совместить все элементы иг ры, объять весь ее потенциал (об элементах игры и ее развивающем потенциале в целом мы говорили на предыдущей лекции). Так рож даются игровые пространства разного типа, акцентированные на том или ином аспекте игры как деятельности, ориентированные на реализацию тех или иных ее возможностей. В нашем арсенале сегодня имеются игровые пространства четырех видов: игровые оболочки, игры проживания, игры драмы и проектные (деловые) игры. Часто в реальном действии они так или иначе переплетаются друг с другом, но все же можно говорить о них как о достаточно са мостоятельных видах деятельности со своими законами построе ния, развития и управления. Игровые оболочки. Первый вид — самый распространенный, самый простой (если вообще бывают простые психологические игры) — это так называ емые игровые оболочки. В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы, кото рая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинго вой, навыко обучающей. К примеру: дети попадают в какой то волшебный мир, там им предстоят испытания, для того чтобы что то найти, кого то спасти или просто выбраться обратно. Каждое испытание — некоторое обучающее, тренинговое задание на разви тие психических процессов, того или иного качества отношений в группе (сплоченность, взаимопонимание, сотрудничество) или с Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|