Шабельникова Татьяна. Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации

Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организацииГармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации

В настоящее время теоретическим основанием организации работы с одаренными детьми является Рабочая концепция одаренности, которая была издана по приказу Минобразования России в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети».

С переходом на Федеральный государственный стандарт дошкольных образовательных организаций особую актуальность приобретает работа с одаренными детьми, создание условий для выявления вида одаренности, его развития и поддержка в образовательной среде.

 

Практика работы в детском саду показывает, что в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками чаще делается упор на индивидуальную работу с детьми с особыми образовательными потребностями, а дети с высоким потенциалом не получают должного развития. Поэтому встает вопрос о постановке целенаправленной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Множество авторов и ученых (Лейтес Н.С., Теплова Б.М. и др.) отмечают, что существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная (творческая), организаторская, психомоторная, иначе спортивная.

На примере детей с признаками художественной (творческой) одаренности рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение данной категории дошкольников.

Во-первых необходимо диагностическое обследование и мониторинг развития одаренности в ДОО, во – вторых создавать развивающую предметно- пространственную среду, которая способствует формированию у ребенка потенциальных творческих и интеллектуальных возможностей, в третьих — взаимодействие всех участников образовательных отношений для понимания способностей и специфики одаренности на разных этапах возрастного развития дошкольника.

По результатам диагностического обследования формируется банк данных талантливых детей, затем на каждого ребенка с признаками творческой одаренности строится индивидуальный образовательный маршрут, с учетом творческого и интеллектуального потенциала, интереса, способностей и возможностей.

Обучение художественно одаренных дошкольников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлений о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии.

Педагоги развивают творческий потенциал в доступной и интересной деятельности, используя нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Они предлагают детям решать творческие задачи, предоставляя нетрадиционные материалы и оборудование, что способствует развитию способностей. Также стимулируют развитие воображения через картотеки познавательных игр: ребусы, логические задачки, игры на внимание, которые всегда доступны детям и они периодически к ним обращаются в группе.

Наряду с высоким творческим потенциалом у ребенка с признаками творческой одаренности повышенная эмоциональная чувствительность, поэтому необходима профилактика и нормализация эмоционального состояния, на групповых занятиях с психологом дети знакомятся с миром эмоций.

Дети дошкольного возраста учатся выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; занятия с элементами психогимнастики, способствует пониманию эмоционального состояния других людей; узнают о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.

Осуществляется психолого-педагогическая поддержка родителей воспитанников с признаками художественной одаренности через консультативно-просветительскую деятельность, целью которой расширить представление об особенностях развития и обучения детей.

В группах детского сада разрабатываются педагогами совместно с психологом памятки и рекомендации «Как творчески развивать своего ребенка?», «Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка», «Что нужно знать родителям одаренных детей» и т.д.

Привлечение родителей на семинары, мастер-классы получают практическую помощь по развитию творческого потенциала и возможностей ребенка, способах и приемах организации совместной творческой деятельности и взаимопониманию между родителем и ребенком в семье.

Также развитие творческой одаренности происходит через участия детей в областных, всероссийских, муниципальных конкурсах.

Взаимодействие всех участников образовательных отношений позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого одаренного ребенка гармоничного его развития, но с прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», потенциальных возможностей и способностей.

Список литературы

  1. Рабочая концепция одаренности (Министерство образования Р.Ф. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» изд-е второе, М. 2003
  2. Галянт И. О проблемах художественной одарённости дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С.31-38.
  3. Песечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С.14-21.
  4. Трубайчук, Л. Одарённый ребёнок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 9. — С.32-35.
Просмотров: 894
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  • Варвенко Татьяна Геннадьевна, Маркова Ксения Викторовна. Проект по развитию социальной одаренности для детей старшего дошкольного возраста «Маленький оратор».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Хайрутдинова Наталья Вячеславовна. Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников (из опыта работы)
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Прокудина Татьяна Яковлевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Климина Оксана Владимировна. Творческий проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Приходько Светлана Анатольевна. «Воспитание нравственных чувств посредством организации художественно – творческой деятельности старших дошкольников»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь