|
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12585
Автор: Битянова М.Р.
Название: Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке дии, приходящейся обычно на 10—12 лет, ребенок начинает пони
мать, как устроены отношения людей, видеть и принимать ситуа цию взаимозависимости. Четвертая стадия социального развития предполагает осознание различных уровней человеческой близо сти и умение учиться строить отношения на разных уровнях зре лости. Последняя стадия характеризует очень высокий уровень развития социального интеллекта, позволяющий человеку широ ту взглядов сочетать с глубиной понимания сущности человечес ких отношений разного типа, принимать на себя ответственность за эти отношения. Периодизация Селмана открывает нам еще одну, не очевидную на первый взгляд возможность развития. Обучение навыкам реше ния сложных социальных задач дает человеку возможность совер шенствовать себя еще в одном направлении. Причем, если не учить этому специально, лишь единицы особо одаренных индиви Работа с ребенком в образовательной среде... дуумов смогут подняться на высоту «глубины». А между тем «со циальная культура» — культура построения высокочеловечных от ношений — это несомненная ценность современного общества. Таким образом, современная психология развития предлагает практику разнообразный и чрезвычайно ценный материал для вы страивания системы развивающей работы в школе. По сути дела, она предлагает некоторый набор психологических возможностей разных этапов жизни ребенка, подростка и юноши. Мы же можем трактовать эти возможности как задачи развития, которые с точки зрения современной социокультурной ситуации и самой внутрен ней логики развития ребенка эффективно и целесообразно решать в том или ином возрасте. Она определяет общие принципы, кото рые необходимо учитывать при построении работы, направленной на решение задач развития. Все это очень пригодится нам в наших дальнейших размышлениях и действиях. Глава 2 Принципы построения системы развивающей работы школьного психолога О О сновная цель развивающей работы, как мы уже определили для себя в предыдущей главе, — решение задач развития детей и подростков. Задачи развития, а затем и саморазвития связаны с са мой логикой движения ребенка от одной социокультурной ситуации к другой, от одного физиологического возраста к другому, с ведущей деятельностью, системой отношений с другими людьми, а с опреде ленного момента — с собственными ценностями и смыслами жизни. Р. Хавигхерст дает следующее определение понятию «задача раз вития»: это задача, которая лежит на полпути между требования ми общества и потребностями индивида. Успешное и своевременное решение такой задачи делает человека счастливым и облегчает реше ние задач развития последующих возрастов. Неуспех в решении за дач развития ведет к ощущению несчастливости, к общественному осуждению и сложностям в решении будущих задач развития. Система развивающей работы школы может быть выстроена на нескольких методологических основаниях. Два из них представляют для нас наибольший интерес. В основу развивающей работы могут быть положены принципы и закономерности психологии развития и возрастной психологии и принципы педагогической антропологии. 2.1. Психология развития и возрастная психология в основании развивающей работы Каждый возрастной этап, каждая ступень индивидуального раз вития таит в себе разнообразные возможности формирования, усво ения, становления тех или иных качеств и способностей человека, а с определенного момента и постановки задач саморазвития. Каждый Работа с ребенком в образовательной среде... возраст к чему то замечательно приспособлен и несет в себе принци пиально важную возможность, без реализации которой дальнейшее развитие не то чтобы невозможно (хотя иногда и так), но затрудне но, более извилисто, чем могло бы быть. У каждого этапа развития есть свои ограничения и свои трудности, осторожное, грамотное пре одоление которых еще один ресурс движения вперед и вверх. Пони мая культурную заданность различных возможностей и проблем возраста, мы вправе опираться на них сегодня, так как они отражают особенности развития человечества здесь и сейчас. На основе знаний возрастной психологии и психологии разви тия можно построить развивающую психологическую работу. Та кая работа будет направлена на максимально полную реализацию возрастных и индивидуальных возможностей ребенка и группы де тей на данном этапе развития и создание психологического «заде ла» (в виде качеств, способностей, умений и т.д.) для перехода на следующий этап. Для ее построения психологу необходимо выде лить принципиально разные этапы развития ребенка и подростка в школьные годы и по отношению к этим этапам определиться со следующим: 1. Психологический статус на начало периода: может, умеет, стремится и т.д. 2. Возможности психологического развития на данном этапе: активно развивающиеся функции и структуры. 3. Основные трудности и опасности данного периода с точки зрения дальнейшего развития. 4. Логика развития: качества и способности, которые необхо димы для перехода на следующую ступень. В результате психолог получает некоторый нормативный портрет ребенка определенного возраста, при этом за норму бе рутся не среднестатистические значения, а эталонные возмож ности возраста. В.И. Слободчиков следующим образом опреде ляет норму такого типа: «... это не то среднее, что есть (или стан дартное, что необходимо), а то лучшее, что возможно в конкрет ном возрасте...» Мы еще вернемся к цитате и продолжим ее. В принципе, полученные нормативы уже неплохое содержатель ное основание для проектирования развивающей работы. А для пси холога, работающего в одиночку с большим количеством детей, — иногда почти единственное. С опорой на знание возрастных возмож ностей и задач развития психолог создает и реализует развивающие программы, направленные на детей, например, III—IV классов, в це лом. При этом, естественно, для ряда детей поставленные задачи раз вития могут оказаться не актуальными: преждевременными или пройденными (самостоятельно, благодаря родителям, другим взрос лым). Но для большинства учащихся задачи будут актуальными и востребованными. Глава 2 / Принципы построения системы развивающей работы... Если у специалиста есть возможность работать более адресно, то далее психолог соотносит полученные в процессе диагностики ха рактеристики с характеристиками реального развития ребенка или подростка и на основе сравнения формулирует конкретные развива ющие задачи и планирует конкретные развивающие результаты. Эти результаты тоже формулируются как некоторая норма (продолжаем цитировать): «...то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка...». Такая развивающая работа будет носить индивидуализиро ванный характер, ее содержание будет соотноситься не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями и возмож ностями. При этом, на каком бы основании психолог ни строил развивающую работу — возрастном, индивидуально возрастном, ему необходимо будет учитывать развивающие возможности об разовательной среды той школы, в которой учится ребенок. И здесь уместно привести всю цитату целиком: «Норма — это не то среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то луч шее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ре бенка при соответствующих условиях. И задача возрастного пси холога и педагога — эти соответствующие условия определить, а при необходимости и создать». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|