Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12585

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

дии, приходящейся обычно на 10—12 лет, ребенок начинает пони
мать, как устроены отношения людей, видеть и принимать ситуа
цию взаимозависимости. Четвертая стадия социального развития
предполагает осознание различных уровней человеческой близо
сти и умение учиться строить отношения на разных уровнях зре
лости. Последняя стадия характеризует очень высокий уровень
развития социального интеллекта, позволяющий человеку широ
ту взглядов сочетать с глубиной понимания сущности человечес
ких отношений разного типа, принимать на себя ответственность
за эти отношения.

Периодизация Селмана открывает нам еще одну, не очевидную
на первый взгляд возможность развития. Обучение навыкам реше
ния сложных социальных задач дает человеку возможность совер
шенствовать себя еще в одном направлении. Причем, если не
учить этому специально, лишь единицы особо одаренных индиви


Работа с ребенком в образовательной среде...

дуумов смогут подняться на высоту «глубины». А между тем «со
циальная культура» — культура построения высокочеловечных от
ношений — это несомненная ценность современного общества.

Таким образом, современная психология развития предлагает
практику разнообразный и чрезвычайно ценный материал для вы
страивания системы развивающей работы в школе. По сути дела,
она предлагает некоторый набор психологических возможностей
разных этапов жизни ребенка, подростка и юноши. Мы же можем
трактовать эти возможности как задачи развития, которые с точки
зрения современной социокультурной ситуации и самой внутрен
ней логики развития ребенка эффективно и целесообразно решать
в том или ином возрасте. Она определяет общие принципы, кото
рые необходимо учитывать при построении работы, направленной
на решение задач развития. Все это очень пригодится нам в наших
дальнейших размышлениях и действиях.

Глава
2
Принципы построения системы
развивающей работы школьного
психолога


О
О
сновная цель развивающей работы, как мы уже определили для
себя в предыдущей главе, — решение задач развития детей и
подростков. Задачи развития, а затем и саморазвития связаны с са
мой логикой движения ребенка от одной социокультурной ситуации
к другой, от одного физиологического возраста к другому, с ведущей
деятельностью, системой отношений с другими людьми, а с опреде
ленного момента — с собственными ценностями и смыслами жизни.

Р. Хавигхерст дает следующее определение понятию «задача раз
вития»: это задача, которая лежит на полпути между требования
ми общества и потребностями индивида. Успешное и своевременное
решение такой задачи делает человека счастливым и облегчает реше
ние задач развития последующих возрастов. Неуспех в решении за
дач развития ведет к ощущению несчастливости, к общественному
осуждению и сложностям в решении будущих задач развития.

Система развивающей работы школы может быть выстроена на
нескольких методологических основаниях. Два из них представляют
для нас наибольший интерес. В основу развивающей работы могут
быть положены принципы и закономерности психологии развития и
возрастной психологии и принципы педагогической антропологии.

2.1. Психология развития и возрастная
психология в основании развивающей работы
Каждый возрастной этап, каждая ступень индивидуального раз
вития таит в себе разнообразные возможности формирования, усво
ения, становления тех или иных качеств и способностей человека, а
с определенного момента и постановки задач саморазвития. Каждый


Работа с ребенком в образовательной среде...

возраст к чему то замечательно приспособлен и несет в себе принци
пиально важную возможность, без реализации которой дальнейшее
развитие не то чтобы невозможно (хотя иногда и так), но затрудне
но, более извилисто, чем могло бы быть. У каждого этапа развития
есть свои ограничения и свои трудности, осторожное, грамотное пре
одоление которых еще один ресурс движения вперед и вверх. Пони
мая культурную заданность различных возможностей и проблем
возраста, мы вправе опираться на них сегодня, так как они отражают
особенности развития человечества здесь и сейчас.

На основе знаний возрастной психологии и психологии разви
тия можно построить развивающую психологическую работу. Та
кая работа будет направлена на максимально полную реализацию
возрастных и индивидуальных возможностей ребенка и группы де
тей на данном этапе развития и создание психологического «заде
ла» (в виде качеств, способностей, умений и т.д.) для перехода на
следующий этап. Для ее построения психологу необходимо выде
лить принципиально разные этапы развития ребенка и подростка
в школьные годы и по отношению к этим этапам определиться
со следующим:

1. Психологический статус на начало периода: может, умеет,
стремится и т.д.
2. Возможности психологического развития на данном этапе:
активно развивающиеся функции и структуры.
3. Основные трудности и опасности данного периода с точки
зрения дальнейшего развития.
4. Логика развития: качества и способности, которые необхо
димы для перехода на следующую ступень.
В результате психолог получает некоторый нормативный
портрет ребенка определенного возраста, при этом за норму бе
рутся не среднестатистические значения, а эталонные возмож
ности возраста. В.И. Слободчиков следующим образом опреде
ляет норму такого типа: «... это не то среднее, что есть (или стан
дартное, что необходимо), а то лучшее, что возможно в конкрет
ном возрасте...» Мы еще вернемся к цитате и продолжим ее.

В принципе, полученные нормативы уже неплохое содержатель
ное основание для проектирования развивающей работы. А для пси
холога, работающего в одиночку с большим количеством детей, —
иногда почти единственное. С опорой на знание возрастных возмож
ностей и задач развития психолог создает и реализует развивающие
программы, направленные на детей, например, III—IV классов, в це
лом. При этом, естественно, для ряда детей поставленные задачи раз
вития могут оказаться не актуальными: преждевременными или
пройденными (самостоятельно, благодаря родителям, другим взрос
лым). Но для большинства учащихся задачи будут актуальными
и востребованными.

Глава 2 / Принципы построения системы развивающей работы...

Если у специалиста есть возможность работать более адресно,
то далее психолог соотносит полученные в процессе диагностики ха
рактеристики с характеристиками реального развития ребенка или
подростка и на основе сравнения формулирует конкретные развива
ющие задачи и планирует конкретные развивающие результаты. Эти
результаты тоже формулируются как некоторая норма (продолжаем
цитировать): «...то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для
конкретного ребенка...».

Такая развивающая работа будет носить индивидуализиро
ванный характер, ее содержание будет соотноситься не только с
возрастными, но и с индивидуальными особенностями и возмож
ностями. При этом, на каком бы основании психолог ни строил
развивающую работу — возрастном, индивидуально возрастном,
ему необходимо будет учитывать развивающие возможности об
разовательной среды той школы, в которой учится ребенок.
И здесь уместно привести всю цитату целиком: «Норма — это не
то среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то луч
шее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ре
бенка при соответствующих условиях. И задача возрастного пси
холога и педагога — эти соответствующие условия определить,
а при необходимости и создать».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимний разговор через форточку».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь