Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно методическое пособие для психологов и педагогов.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 12593

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Наконец для части людей, в возрастном аспекте — для старших
школьников, характерно восприятие игры как психологической
возможности, возможности понять себя и других, увидеть и прочув
ствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отно
шений, которые до этого казались невозможными или были недо
ступны. Игра как лаборатория, средство познания и развития —
в группах, вышедших на такое отношение к игре, всегда проходят
бурные и длительные обсуждения, сопротивление новым игровым
формам минимально.

Эти три разных отношения к игре выступают и как индивиду
альные особенности отдельных людей, и как этапы личностного
развития. В систематической работе по развитию «игрового по
тенциала» школьников мы видим большой смысл. И рассматри
ваем ее в настоящий момент как одно из важнейших направле
ний деятельности школьного психолога. Потому что опыт пока
зывает: без обучающей поддержки взрослых, само по себе такое
развитие не осуществляется. Привязка различных типов отно
шения к возрастам достаточно искусственна. Или скажем так:
она адекватна в том случае, если дети с первых дней обучения в
школе включены в систематический игровой процесс. Но воз
раст диктует ограничение возможностей развития. Начните це
ленаправленно включать в игры семиклассников, и они в корот
кие сроки пройдут и первый, и второй этап «игрового развития».
А 8 летним малышам осмысление своих отношений в игре дает
ся с огромным трудом.

Итак, игра как психологический метод в школе может быть
использована, как минимум для решения трех последовательных
задач:

• Научить детей жить в игровом пространстве, полностью по
гружаться в его мир и отношения.
• Научить быть свободным в игровом пространстве, осозна
вать свои особенности и выстраивать отношения с другими
людьми.
• Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как ин
струмент самопознания и жизненных экспериментов.
Настоящая психологическая игра — это очень серьезно и по сво
им возможностям при серьезном подходе, и по своим последствиям
при неграмотном.


Работа с ребенком в образовательной среде...

Итак, соотнесем особенности игры как деятельности и ее психо
лого педагогические возможности (последние прописаны курси
вом). Игра:

• Внутренне мотивированная самоценная для человека дея
тельность. Если мы исходим из того, что естественное со
стояние человека — это состояние деятеля, инициатора
собственного развития, то мы согласимся с тем, что в игре
человек чувствует себя естественно, адекватно своей чело
веческой природе.
• Человек включается в нее целиком: всем своим интеллек
туальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем
своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следо
вательно, игра предоставляет широчайшие возможности для
развития и саморазвития, так как человек находится в со
стоянии «максимальной готовности» к этому.
• Задает участнику правила поведения, границы дозволенно
го, временные пределы самореализации в данном игровом
пространстве. Очевидно, что благодаря этому игра предостав
ляет значительные возможности для формирования саморегу
ляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
• Является «экспериментальной площадкой» личности, поз
воляет чувствовать себя свободным от всех ограничений (сте
реотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов реше
ния проблемы), не наложенных самой игрой. Игра позволяет
осмыслить и понять себя, увидеть(почувствовать) перспек
тивы изменения, примерить новые модели отношений к миру и
себе, которые, возможно, останутся с человеком и за предела
ми игрового пространства.
• По сути своей деятельность совместная, предполагающая
коллективную взаимозависимость и расширение личных
возможностей за счет привлечения потенциала других уча
стников. Игра развивает важнейшие социальные навыки и
умения: эмпатии, кооперации, разрешения конфликтов пу
тем сотрудничества. Учит человека видеть ситуацию гла
зами другого.
Итак, игра, споектированная и реализованная как целостная
деятельность (в данном контексте не важно — деятельность сов
местная или индивидуальная), несет в себе колоссальный развива
ющий потенциал. Однако справедливости ради надо отметить, что
далеко не всегда игра задумывается и реализуется в своем деятель
ностном обличии. Чаще она используется как средство решения
иных психологических задач. Покажем на небольшом примере,
взятом из области педагогики, в чем принципиальное отличие иг
ры как деятельности от игры другого типа, скажем, как средства.
Педагоги активно используют игру в качестве приема, позволяю

Глава 3 / Психологическая игра и ее развивающие возможности

щего им решать их педагогические, прежде всего, учебные, задачи.
Для повышения интереса детей к содержанию урока, повышения
их активности, лучшего переключения внимания или отдыха они
использую различные игровые приемы. Но при этом каждый педа
гог хорошо понимает, что игра для него — это только средство ре
шения учебной задачи, яркая «обертка» учебного материала. По
этому он тщательно отбирает такие игры, которые не выведут де
тей из под его контроля, не захватят детей настолько, чтобы они
психологически переключились с урока на игровое взаимодейст
вие. Он отдаст предпочтение хорошо «прирученным» игровым
формам и получит на выходе урок с игровыми элементами. Таких
уроков в арсенале современного учителя много, и это замечатель
но, и это можно только приветствовать. Но! Есть и другая возмож
ность применения игры в учебном процессе. Назовем ее игровым
уроком. В данном случае все пространство урока занимает игро
вой сюжет, с его игровыми правилами и игровой логикой развития
событий. А все предметные знания, умения и навыки, которые хо
тел бы учитель передать ученикам на этом уроке (или проверить
степень их усвоения), выступают игровыми средствами. Без них
дети не могут и шагу сделать в игровом пространстве, не могут ре
шить свои игровые задачи, и все же ее величество Игра выступает
на таком уроке целью, а пресловутые ЗУНы — средством, что, со
гласитесь, совершенно правильно с точки зрения развивающего
обучения: не жизнь (деятельность, самопознание) ради образова
ния, а образование ради жизни, деятельности и самопознания.

Все сказанное выше можно перенести на психологическую иг
ру. В преобладающем большинстве случае игровой прием в рабо
те психолога выполняет подсобную функцию средства, надежно
го и проверенного, осуществления какой то деятельности психо
лога. И иногда игра становится деятельностью. Сначала, на ста
дии продумывания и разработки, — деятельностью создающего
ее психолога, а затем одновременно деятельностью и ведущего, и
участников, так как ведущий подобного действа всегда одновре
менно и его участник. Он играет «свою игру».

Игра может быть стихийной и может быть специально сконстру
ированной.

Первый вид игры дети создают и осуществляют без нас. Что мо
жем мы? Наблюдать (стихийная игра дает богатейший диагностиче
ский материал), подбрасывать идеи, помогать развивать игру.
Но очень осторожно! Большинство детских игр не предполагают кон
троля извне; взрослый может в них включиться в позиции участника,
подчиняясь их основным правилам!

Специально конструируемые игры создаются под задачу (про
блему, ситуацию). Они носят целенаправленный характер, и к ним
можно приложить вопрос «Зачем?».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Володина Елена Геннадьевна. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимний разговор через форточку».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе в рамках КТП «Неделя здоровья».
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Гришанович Елена Николаевна. статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Шаль Ксения Юрьевна. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «СОРОКА»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь