М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49301

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Во французской версии сказки злую крестную мать зовут Несчастье [Misere] - богиня, которая приносит беду. На людей обрушивается нечто, в чем никто не виноват, и никого нельзя обвинить в моральной нечистоплотности. Такое случалось с многими из нас, ибо мы вступили в этот свет с идеей великодушного Бога; если возникает зло, то в этом виноваты либо мы сами, либо старый Адам. Вина за него лежит на ком-то из людей. Но точно так же можно сказать, что вина лежит на Боге - эта мысль для нас не столь очевидна, как для некоторых других цивилизаций. Бог может оказаться в очень плохом настроении, которое затем обрушивается на человечество. Это важно иметь в виду, чтобы уравновесить христианский взгляд на мир со взглядом на бессмертие природы. Если миф рассказывает о чем-то в разных версиях, как поступаем и мы сами, то в этой проблеме присутствует некая неопределенность.
Почему Колючая Роза подверглась такому ужасному заклятью? В одной версии сказки говорится, что именно так все и должно было быть, а в другой версии - что богиня разозлилась из-за того, что ее не пригласили на день рождения. В сущности, эта проблема могла быть точно неизвестна. Она в чем-то похожа на современную теорию света. Согласно одной теории, свет состоит из корпускул, т. е. частиц; согласно другой, он представляет световые волны. Может показаться, что если верна одна теория, то другая - нет. Точно так же, либо невроз вызывается каким-то нарушением и излечивается благодаря этическому изменению установки; либо это существующая в природе и жизни злая судьба, которую можно изменить только вмешательством доброй судьбы. Один взгляд исключает другой, хотя, очевидно, оба являются истинными. Следует видеть этот двойной аспект и лечить невроз, применяя оба подхода, даже если один из таких аспектов кардинально противоречит другому.
Богиня-мать, которую проигнорировали, появляется как воплощение чувства горечи, тщеславия и обиды. Она становится персонификацией прокисших чувств - молока, которое прокисло, - и, с моей точки зрения, это бросает свет на проблему, которая очень тесно связана с проблемами женщин. Именно поэтому я выбрала эту сказку для обсуждения женской психологии. Источником зла и всяческих неудач в жизни женщины зачастую оказывается неумение справиться с чувствами горечи и обиды и преодолеть их, ибо они дают полную свободу нападкам Анимуса. Причина всяческих неудач и существующего в женщине зла в подавляющем большинстве случаев заключается в этой архетипической реакции непротивления горечи, обиде или плохому настроению, проявляющемуся в виде разочарований в чувственной сфере, а затем - в полной покорности Анимусу. Неожиданно женщина расстраивается или у нее надолго портится настроение. В таком случае ей очень полезно себя спросить: «В чем я разочаровалась и чем я обижена или огорчена и по существу этого не заметила?» Тогда вы скорее всего найдете причину. Если вы вернетесь к истокам боли - туда, где вы ее не проработали, то одержимость Анимусом прекратится, ибо она началась именно здесь, и именно поэтому в одержимости Анимусом всегда присутствует обертон осуждающей, испытывающей боль женщины.
Одержимость женщины Анимусом страшно раздражает мужчин; они моментально взвиваются. Но на самом деле мужской «козел» слышит в этом обертоне именно жалобное осуждение. Мужчина, который хоть немного в этом разбирается, знает, что восемьдесят пять процентов одержимости Анимусом женщины - это замаскированное обращение к любви, хотя, к сожалению, оно воздействует совершенно иначе и прогоняет ту самую любовь, которой она хочет. В глубине, под Анимусом, у женщины таится чувство обиды и вместе с ним желание вернуться к тому, кто причинил ей боль. Это порочный круг, и все споры переходят в типичную сцену Анимуса. Таким образом, проигнорированная фемининность, которая играет существенную роль в появлении женского гнева, в чем-то является архетипической.
Естественно, женщины с негативным материнским комплексом больше всего подвержены реакции в такой форме, ибо они испытывают огромную потребность в тепле и внимании, которые они в свое время не получили от матери. Здесь я должна сослаться на статью К.-Г. Юнга «Психологические аспекты архетипа матери», в которой вы найдете гораздо более подробное описание разных аспектов материнского комплекса у женщин. Эта статья послужила основой для моей лекции. Женщины, которым их матери не уделяли достаточно внимания, особенно раздражительны и все время ощущают, что на них не обращают внимания. Если у человека нормальная самооценка, ему не нужно причинять боль другому. Если мужчина не обращает внимания на женщину, которая уверена в себе, если он в ее присутствии увлекся другой женщиной, она лишь подумает, что у него плохой вкус. Она настолько уверена в себе, что такое его поведение ее не раздражает. Но если ее самооценка занижена, у нее прорывается мощный поток чувства боли, горечи и обиды. Женщине с негативным материнским комплексом всегда угрожает появление чувства обиды, которое прорывается всякий раз, когда мужчина с ней не соглашается или же на ее территорию внедряется другая женщина. Перед ней стоит величайшая задача - преодолеть свою гневную обиду. Такая женщина будет в течение многих лет холить свою боль, класть ее в «ящик», и всякий раз доставать ее оттуда снова и снова; так она следует архетипическому паттерну богини.
Поскольку наша история является коллективной, а не индивидуальной, мы должны узнать, в чем именно она типична для нашей цивилизации, где именно те или иные аспекты богини-матери, фемининной природы христианство сознательно проигнорировало. Самый очевидный факт, который стал проблемой нашего времени, - это сексуальность. Согласно духовному закону социального устройства было заявлено, что сексуальность опасна и является причиной многих бед, она разрушает браки и т. п. За ней следует установить контроль со стороны закона и разрешать ей проявляться только в супружеских отношениях. Такова точка зрения католичества, согласно которой также утверждается, что предпочтительно полное воздержание, или что секс должен быть позволен только для деторождения, а любые другие сексуальные отношения являются греховными. Но, сев за круглый стол, вы не можете решить, как следует управлять богом (сексуальностью), что является громадной ошибкой христианского вероучения, которая привела к тому, что этот бог стал вести себя автономно. Такого управления, как например, сексуальным поведением, никогда раньше не было. Либо люди соблюдали закон и становились невротиками, либо они жили двойной жизнью, либо впадали в грех и впоследствии сожалели об этом.
Моногамия среди животных сохраняется до тех пор, пока существует равное количество самцов и самок. Бабуины собираются в группы численностью 20-30 особей и сохраняют моногамию, пока число самок равно числу самцов. Но если вследствие какой-то природной катастрофы число' самцов станет меньше, то избыток самок распределится между самцами, и животные не станут обращать внимания на то, что число самок превосходит число самцов. Однако в нашей цивилизации главенствует закон моногамии, и в результате некоторые женщины вообще не имеют сексуальной жизни, а некоторые уходят в монастырь; они оказываются вне игры. Но никому нет дела, что у них существуют естественные биологические потребности, на которые нужно обратить внимание, и богиню игнорируют. Предпочитается не замечать некую естественную и жизненно необходимую органическую архетипическую потребность, которую трудно не заметить и которая хочет получить удовлетворение; вместо этого пишутся принудительные законы с плохими последствиями.
Игнорируется не только бог сексуальности - если можно употреблять такой термин, - но и некоторые другие потребности фемининной жизни. Хорошо известно, что проблем, связанных с сохранением целомудрия, гораздо больше в женских монастырях, чем в мужских, поэтому всерьез обсуждается возможность упразднения женской части монашеского ордена. Очевидно, в этом отношении у женщин больше сложностей. Мужчины могут гораздо легче причинять боль своему естеству, и это наносит им меньше вреда по сравнению с женщинами. Военная служба для женщин также является проблемой, ибо, по-видимому, женщины проявляют меньше терпения в отношении уставных правил, чем мужчины: их природа больше восстает против них. Им нужно быть более естественными и менее односторонними в своем развитии. На мой взгляд, в этом состоит конкретная фемининная потребность. Мужской elan* обусловленный духовными интересами, может увести мужчину очень далеко от его тела.

* Elan (фр.) - порыв.

Разница между мужчинами и женщинами в мифологии символизируется различиями между богами солнца и луны: солнечные боги имеют маскулинное мышление, а лунные - фемининное. Если посмотреть на это наивным взглядом, можно сказать, что солнце является надежным. Оно восходит регулярно, тогда как луна - по настроению. Оно садится каждый вечер, в поздний час, постепенно тускнеет, идет на спад и исчезает. В Египте луна была воплощением мужского бога Мин**, который, возможно, находился в связи с примитивным человеком, ибо луна слишком подвержена настроению и непостоянна в своем поведении. Но в большинстве цивилизаций луна является фемининной. Можно сказать, что в западной христианской цивилизации солярное начало является слишком господствующим, а лунное начало не нашло достаточного признания. В нашей сказке это крестная мать, часть фемининного начала, которую проигнорировал король.

** Мин - бог плодородия и скотоводства, «производитель урожаев», бог дождя, дарующего урожай. Фаллическое божество. Покровительствовал рождению детей, размножению скота, торговле, караванам, Восточной пустыне. В Омбосе выступал как Мин-ях (Мин-Луна). Как и Гор, считался главой объединенного Египта. - Прим. перев.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Сценарий 1 сентября - А Баба Яга против!
  • Главный Редактор. Приключения домовенка Кузи и Бабы-Яги - Сценарий праздник осени для дошкольников
  • Рыцарская Наталья Владимировна. Новогодняя сказка 'Новогодние приключения Снегурочки'
  • Примаков Юрий Витальевич. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СОН
  • Редактор. Баба-бабушка Яга - Alla Radevic
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Поделки из веточек — Баба Яга в ступе
  • Примаков Юрий Витальевич. НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА
  • Редактор. День рождения Бабы Яги (день именинника). Часть 2
  • Басова Ольга Александровна. Эпизод на новогодней елке «Жадный Дед Мороз» по сказке Олеси Емельяновой
  • Главный Редактор. Сценарий Новогоднего праздника на свежем воздухе для 3-4 классов
  • Турбина Екатерина Александровна. Новогодний утренник «Как баба яга решила праздник испортить!»
  • Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение
  • Петухова Юлия Владимировна. «Баба Яга. Новогодняя перезагрузка»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. КАК КОЩЕЙ РЕЧЬ ИСПРАВЛЯЛ
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Притча «Девушка-осень»
  • Закономерности психических систем
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Редактор. Идея: отметить День рождения ребенка, с участием персонажа Бабы-Яги.
  • Притча «Про любовь»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Примаков Юрий Витальевич. Поделка в технике папье-маше - Баба Яга
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Притча «Чархи и его дядя»
  • Баранова Наталия Александровна. Фольклорное развлечение «Как Баба Яга сундучок испортила» для детей 4-6 лет
  • Агишева Оксана Владимировна. Коррекционно-развивающие занятие Тема: «Баба-Яга»
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Пухова Т.И. Баба-Яга или Дюймовочка? Случай игротерапии детской ревности
  • Притча «Зенги-баба»
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Самость; Self; Selbst
  • Притча «Козиная баба»
  • Притча «Мышепоклонничество»
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Линник Оксана Валерьевна. Новогодний утренник в детском саду 'Зимняя сказка'
  • Никитина Ольга Владимировна. Поделка с описанием. «Баба-Яга»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Три греха»
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь