|
М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49301
Автор: М.-Л. фон Франц.
Название: Фемининность в волшебных сказках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Во французской версии сказки злую крестную мать зовут Несчастье [Misere] - богиня, которая приносит беду. На людей обрушивается нечто, в чем никто не виноват, и никого нельзя обвинить в моральной нечистоплотности. Такое случалось с многими из нас, ибо мы вступили в этот свет с идеей великодушного Бога; если возникает зло, то в этом виноваты либо мы сами, либо старый Адам. Вина за него лежит на ком-то из людей. Но точно так же можно сказать, что вина лежит на Боге - эта мысль для нас не столь очевидна, как для некоторых других цивилизаций. Бог может оказаться в очень плохом настроении, которое затем обрушивается на человечество. Это важно иметь в виду, чтобы уравновесить христианский взгляд на мир со взглядом на бессмертие природы. Если миф рассказывает о чем-то в разных версиях, как поступаем и мы сами, то в этой проблеме присутствует некая неопределенность.
Почему Колючая Роза подверглась такому ужасному заклятью? В одной версии сказки говорится, что именно так все и должно было быть, а в другой версии - что богиня разозлилась из-за того, что ее не пригласили на день рождения. В сущности, эта проблема могла быть точно неизвестна. Она в чем-то похожа на современную теорию света. Согласно одной теории, свет состоит из корпускул, т. е. частиц; согласно другой, он представляет световые волны. Может показаться, что если верна одна теория, то другая - нет. Точно так же, либо невроз вызывается каким-то нарушением и излечивается благодаря этическому изменению установки; либо это существующая в природе и жизни злая судьба, которую можно изменить только вмешательством доброй судьбы. Один взгляд исключает другой, хотя, очевидно, оба являются истинными. Следует видеть этот двойной аспект и лечить невроз, применяя оба подхода, даже если один из таких аспектов кардинально противоречит другому. Богиня-мать, которую проигнорировали, появляется как воплощение чувства горечи, тщеславия и обиды. Она становится персонификацией прокисших чувств - молока, которое прокисло, - и, с моей точки зрения, это бросает свет на проблему, которая очень тесно связана с проблемами женщин. Именно поэтому я выбрала эту сказку для обсуждения женской психологии. Источником зла и всяческих неудач в жизни женщины зачастую оказывается неумение справиться с чувствами горечи и обиды и преодолеть их, ибо они дают полную свободу нападкам Анимуса. Причина всяческих неудач и существующего в женщине зла в подавляющем большинстве случаев заключается в этой архетипической реакции непротивления горечи, обиде или плохому настроению, проявляющемуся в виде разочарований в чувственной сфере, а затем - в полной покорности Анимусу. Неожиданно женщина расстраивается или у нее надолго портится настроение. В таком случае ей очень полезно себя спросить: «В чем я разочаровалась и чем я обижена или огорчена и по существу этого не заметила?» Тогда вы скорее всего найдете причину. Если вы вернетесь к истокам боли - туда, где вы ее не проработали, то одержимость Анимусом прекратится, ибо она началась именно здесь, и именно поэтому в одержимости Анимусом всегда присутствует обертон осуждающей, испытывающей боль женщины. Одержимость женщины Анимусом страшно раздражает мужчин; они моментально взвиваются. Но на самом деле мужской «козел» слышит в этом обертоне именно жалобное осуждение. Мужчина, который хоть немного в этом разбирается, знает, что восемьдесят пять процентов одержимости Анимусом женщины - это замаскированное обращение к любви, хотя, к сожалению, оно воздействует совершенно иначе и прогоняет ту самую любовь, которой она хочет. В глубине, под Анимусом, у женщины таится чувство обиды и вместе с ним желание вернуться к тому, кто причинил ей боль. Это порочный круг, и все споры переходят в типичную сцену Анимуса. Таким образом, проигнорированная фемининность, которая играет существенную роль в появлении женского гнева, в чем-то является архетипической. Естественно, женщины с негативным материнским комплексом больше всего подвержены реакции в такой форме, ибо они испытывают огромную потребность в тепле и внимании, которые они в свое время не получили от матери. Здесь я должна сослаться на статью К.-Г. Юнга «Психологические аспекты архетипа матери», в которой вы найдете гораздо более подробное описание разных аспектов материнского комплекса у женщин. Эта статья послужила основой для моей лекции. Женщины, которым их матери не уделяли достаточно внимания, особенно раздражительны и все время ощущают, что на них не обращают внимания. Если у человека нормальная самооценка, ему не нужно причинять боль другому. Если мужчина не обращает внимания на женщину, которая уверена в себе, если он в ее присутствии увлекся другой женщиной, она лишь подумает, что у него плохой вкус. Она настолько уверена в себе, что такое его поведение ее не раздражает. Но если ее самооценка занижена, у нее прорывается мощный поток чувства боли, горечи и обиды. Женщине с негативным материнским комплексом всегда угрожает появление чувства обиды, которое прорывается всякий раз, когда мужчина с ней не соглашается или же на ее территорию внедряется другая женщина. Перед ней стоит величайшая задача - преодолеть свою гневную обиду. Такая женщина будет в течение многих лет холить свою боль, класть ее в «ящик», и всякий раз доставать ее оттуда снова и снова; так она следует архетипическому паттерну богини. Поскольку наша история является коллективной, а не индивидуальной, мы должны узнать, в чем именно она типична для нашей цивилизации, где именно те или иные аспекты богини-матери, фемининной природы христианство сознательно проигнорировало. Самый очевидный факт, который стал проблемой нашего времени, - это сексуальность. Согласно духовному закону социального устройства было заявлено, что сексуальность опасна и является причиной многих бед, она разрушает браки и т. п. За ней следует установить контроль со стороны закона и разрешать ей проявляться только в супружеских отношениях. Такова точка зрения католичества, согласно которой также утверждается, что предпочтительно полное воздержание, или что секс должен быть позволен только для деторождения, а любые другие сексуальные отношения являются греховными. Но, сев за круглый стол, вы не можете решить, как следует управлять богом (сексуальностью), что является громадной ошибкой христианского вероучения, которая привела к тому, что этот бог стал вести себя автономно. Такого управления, как например, сексуальным поведением, никогда раньше не было. Либо люди соблюдали закон и становились невротиками, либо они жили двойной жизнью, либо впадали в грех и впоследствии сожалели об этом. Моногамия среди животных сохраняется до тех пор, пока существует равное количество самцов и самок. Бабуины собираются в группы численностью 20-30 особей и сохраняют моногамию, пока число самок равно числу самцов. Но если вследствие какой-то природной катастрофы число' самцов станет меньше, то избыток самок распределится между самцами, и животные не станут обращать внимания на то, что число самок превосходит число самцов. Однако в нашей цивилизации главенствует закон моногамии, и в результате некоторые женщины вообще не имеют сексуальной жизни, а некоторые уходят в монастырь; они оказываются вне игры. Но никому нет дела, что у них существуют естественные биологические потребности, на которые нужно обратить внимание, и богиню игнорируют. Предпочитается не замечать некую естественную и жизненно необходимую органическую архетипическую потребность, которую трудно не заметить и которая хочет получить удовлетворение; вместо этого пишутся принудительные законы с плохими последствиями. Игнорируется не только бог сексуальности - если можно употреблять такой термин, - но и некоторые другие потребности фемининной жизни. Хорошо известно, что проблем, связанных с сохранением целомудрия, гораздо больше в женских монастырях, чем в мужских, поэтому всерьез обсуждается возможность упразднения женской части монашеского ордена. Очевидно, в этом отношении у женщин больше сложностей. Мужчины могут гораздо легче причинять боль своему естеству, и это наносит им меньше вреда по сравнению с женщинами. Военная служба для женщин также является проблемой, ибо, по-видимому, женщины проявляют меньше терпения в отношении уставных правил, чем мужчины: их природа больше восстает против них. Им нужно быть более естественными и менее односторонними в своем развитии. На мой взгляд, в этом состоит конкретная фемининная потребность. Мужской elan* обусловленный духовными интересами, может увести мужчину очень далеко от его тела. * Elan (фр.) - порыв. Разница между мужчинами и женщинами в мифологии символизируется различиями между богами солнца и луны: солнечные боги имеют маскулинное мышление, а лунные - фемининное. Если посмотреть на это наивным взглядом, можно сказать, что солнце является надежным. Оно восходит регулярно, тогда как луна - по настроению. Оно садится каждый вечер, в поздний час, постепенно тускнеет, идет на спад и исчезает. В Египте луна была воплощением мужского бога Мин**, который, возможно, находился в связи с примитивным человеком, ибо луна слишком подвержена настроению и непостоянна в своем поведении. Но в большинстве цивилизаций луна является фемининной. Можно сказать, что в западной христианской цивилизации солярное начало является слишком господствующим, а лунное начало не нашло достаточного признания. В нашей сказке это крестная мать, часть фемининного начала, которую проигнорировал король. ** Мин - бог плодородия и скотоводства, «производитель урожаев», бог дождя, дарующего урожай. Фаллическое божество. Покровительствовал рождению детей, размножению скота, торговле, караванам, Восточной пустыне. В Омбосе выступал как Мин-ях (Мин-Луна). Как и Гор, считался главой объединенного Египта. - Прим. перев. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|