М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49347

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вернемся к нашей сказке. Фея-крестная в гневе заколдовывает ребенка, предрекая, что девочка умрет в тот день, когда ей исполнится пятнадцать лет. Но затем она смягчает свое заклятие и говорит, что та будет спать сто лет. «Сон и смерть - это два бога, которые в античности считались божественными братьями: Гипноз и Танатос. В античные времена люди считали сон разновидностью смерти, а значит, в этой сказке их следует понимать относительно. Если мне снится, что такой-то и такой-то человек умер, это значит, что комплекс, персонифицированный в образе этого человека, полностью подавлен - подавлен настолько, что я больше не ощущаю никаких его воздействий. Он умер, он перестал участвовать в моей психологической жизни, а потому он представлен в образе умершего человека. Именно поэтому при психозе появляется так много символики духов, кладбищ и трупов, выходящих из могил. Они становятся автономными комплексами, у которых нет никакой связи с Эго. Таким образом, в отношении заклятия крестной феи можно сказать, что темная, злая сторона природы угрожает отсечь эту девушку от окружающей жизни. Это случится в ее пятнадцатый день рождения — в пубертатном возрасте.
Пубертат - это такой возраст, в котором часто происходит прорыв невротических установок. А это значит, что он в чем-то похож на процесс, в котором часть фемининности получила возможность развиваться в рамках юношества, но не дальше. Элементу фемининности, не полностью соответствующему цивилизации, разрешается проживать детство, но и только: при достижении возраста, соответствующего его серьезному восприятию миром взрослых, [на его развитие налагается запрет]. В канун Великого Поста в Базеле правит бог сексуальной свободы; христианская цивилизация не знает, как относиться к этому богу, хотя и у других цивилизаций есть проблемы в отношении с ним! В христианской цивилизации существуют нормы в отношении нравственного поведения, и на некоторых праздниках, таких как, например, Карнавал, этим нормам дают послабление, но его не следует принимать всерьез; это лишь детское развлечение. То есть мы даем право таким явлениям на существование в виде детской игры, но взрослым не следует принимать ее всерьез. Мы говорим, что это ребячество, или Карнавал, или что человек просто развлекается. Мы допускаем это явление в безобидной маскировке развлечения, но если нам придется принимать его всерьез, то мы его снова подавляем.
Один из самых лучших исторических примеров - романтический подход к игре с фемининным началом. Поэты-романтики, особенно немецкие, заново раскрыли проблему Анимы и дали самые поразительные ее описания, как, например, это сделал Э. Т. А. Гофман в своей сказке «Золотой горшок»*. Интерпретация этой сказки Аниэлой Яффе, к сожалению, еще не переведена на английский язык. Гофман написал сказку, которая по существу попала в самое ядро проблемы Анимы и выявила ее глубинные проблемы. Но в романтизме вообще все было так драматично, что некоторые поэты замолчали, а другие обратились в католичество. Но большинство из них использовали уловку, известную в истории литературы как «романтическая ирония», что означало следующее - в конце удивительной истории вдруг кто-нибудь из героев говорит: «И все это представляло собой прекрасный сон!» Многие современные писатели будут высмеивать то, что они сами написали. Они пишут, фантазируя на очень серьезные темы, но при этом сами же говорят: «все это искусство» или «игра», поэтому фантазию нельзя принимать всерьез и применять ее к себе. Развиваться разрешалось до уровня пятнадцатилетнего возраста, а дальнейшее развитие оказывалось под запретом.

* Гофман Э. Т. А. «Золотой горшок». Э. Т. А. Гофман, Собр. соч. в 6 т., т. 1, с. 190. М.: Художественная литература, 1991.

Добрая фея-крестная обращает смерть в столетний сон, который означает длительный период сна и подавления [сознания]. Так случается и в реальности. Иногда у человека вдруг исчезают проблемы, но при этом часто появляется смутное чувство, что они скорее заснули, чем разрешились. Обычно сознательная установка оказывается такой, что по какой-то причине проблемы не могут проявиться, и тогда они засыпают, - хотя человек чувствует, что они вернутся. Король убрал из дворца все, что могло способствовать исполнению заклятия, но, как это обычно бывает, девушка наткнулась на единственную вещь, про которую забыли. Очевидно, старуха, которую она нашла в башне, как раз и является той крестной-феей, которую забыли пригласить на крестины. Она больше пятидесяти лет живет в башне в полном уединении. Однако на этот раз она кажется обычной старушкой, такой заброшенной, что превращается в отшельницу, о которой все забыли, и тогда заклятие исполняется. На данный момент мы можем сказать, что она является темной стороной фемининности, забытой в нашей цивилизации, а также темной, несовершенной стороной Матери Природы.
Мы должны заняться проблемой веретена, которое является символом фемининности. В средневековой Германии говорили о «веретенном королевстве» имея в виду «женскую часть семьи», родственную со стороны матери. В средние века веретено было атрибутом Святой Гертруды*, которая унаследовала многие качества богинь-матерей дохристианских времен, таких как Фрейя**, Гульда***, Перхта**** и др. Веретено также является атрибутом мудрой, доброй старушки или ведьмы, а сеяние льна, пряжа и ткачество - сущностью фемининной жизни, наряду с ее плодородием и сексуальным подтекстом. Считалось также, что лен тоже имеет связь с фемининной сущностью. Во многих странах женщины имели обыкновение выставлять свои гениталии перед растущим льном и говорить: «Расти высоким, чтобы вырасти до уровня моей [...]». Считалось, что от этого качество льна станет выше. В некоторых странах лен сажали именно женщины, ибо со льном была связана вся их жизнь.

* Гертруда Великая, Гертруда Хельфтская (нем. Gertrud, лат. Gertrudis, 1256-1302) - католическая святая, немецкий мистик. - Прим. перев.
** Фрейя (или Ванадис, что значит «дочь Ванов») - в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны. - Прим. перев.
*** Гульда, или Гольда (Hulda, Holda - милостивая, любезная) - германская богиня; имеет много общего с Берхтой и, подобно ей, стоит в тесной связи с Вотаном. Гульда - покровительница брака и плодородия; надзирает за домашним бытом, особенно за прядением, и приносит счастье добрым и несчастье злым. - Прим. перев.
**** Перхта, или Берхта - германская богиня, вероятно, видоизменение богини Фрейи, так как ее имя «блестящая» указывает на тесную связь с богом солнца Вотаном. Под различными именами Перхта по сей день остается в народных верованиях как сверхъестественное существо (с той разницей, что в верхней Германии она рисуется добрым, благожелательным существом, а в южной -злым и пугалом для детей). Как покровительница женской работы Перхта в особенности наблюдает за прядением. - Прим. перев.

Моя коллега, Кэрол Бауман, собирала сновидения беременных женщин, а также сны, которые видели женщины непосредственно перед родами и после родов. Результаты своих исследований она опубликовала в небольшой статье, появившейся в первом томе «Festschrift zum 80. Geburtstag von C.-G. Jung»* под названием «Психологические переживания, связанные с рождением ребенка». Здесь вы увидите, что в некоторых сновидениях появляются мотивы нитей и ткачества. Недавно я сама столкнулась с таким мотивом. Беременной женщине приснилось, что множество женщин взяли ее с собой на корабль, хотя она просила об этом своего мужа. Затем к ней повернулась очень хорошая женщина и показала ей кусок шелка, объяснив, что он соткан специальным образом, благодаря чему хитросплетение нитей позволяет ему менять цвет подобно хамелеону. Сновидица почувствовала, что в этом было что-то чрезвычайно нуминозное. Затем две молодых женщины-близнеца взяли ее за руку и повали на верхнюю палубу корабля. Вследствие своего негативного материнского комплекса у этой женщины возникли некие трудности с рождением ребенка, а потому все бессознательное сосредоточилось на материнском инстинкте и на том, чтобы сформировать у нее позитивный инстинктивный паттерн, формирующий соответственное отношение к рождению ребенка. Этот паттерн символизирует хамелеоноподобный платок, содержащий множество нитей. Я должна признаться, что не знаю, как это выразить только на вербальном уровне. Я могу лишь сказать, что таинство рождения в основном связано с идеей прядения, ткачества и другой сложной фемининной деятельностью, посвященной соединению природных элементов в определенную структуру или порядок. Биологическая аналогия, которую придают человеческому разуму, состоит в том, что согласно закону Менделя каждый ребенок рождается с присущим ему определенным паттерном унаследованных компонент. Мы знаем, что каждое человеческое существо - сложная структура. Мы можем назвать его тканью, спряденной из компонент всех предков: как биологических, так и психологических. Именно эта ткань создает человеческую индивидуальность, поэтому вынашивание и рождение ребенка подобно сплетению вместе [нитей], взятых от разных элементов: химических, биологических и психологических.

* «Юбилейный сборник статей, посвященный 80-летию К.-Г. Юнга» (нем.) - Прим. перев.

В своих лекциях Конрад Лоренц рассказывал о паттернах поведения животных, унаследованных согласно законам Менделя. Паттерны поведения животных подразделяются на отдельные действия - на те фрагменты паттернов, которые подчиняются законам Менделя. Точно так же у каждого новорожденного ребенка существует живая совокупность психосоматических элементов, которые реорганизуются в соответствии с определенными паттернами и благодаря чрезвычайно таинственному процессу создают нового человека. Именно такое таинство процесса, в котором ребенок вновь становится единым целым вследствие интеграции унаследованных психологических и физических паттернов, имеется в виду, когда речь идет о фемининном прядении. В этот потрясающий opus женщина вносит не только свой сознательный вклад; она привносит в него всю свою сущность и всю свою психологическую организацию. Мне также кажется, хотя я очень мало об этом знаю, что для ребенка весьма существенно и очень важно, чтобы фантазии беременной женщины и матери в первое время его жизни были сосредоточены вокруг ребенка. Я бы сказала, что если мать много думает о ребенке, который должен родиться, молится и фантазирует о нем, - то такие фантазии активно готовят подпитывающую основу для среды, в которой оказывается новорожденный ребенок. Внимание матери естественным образом приковано к таинству появления ребенка, оно блуждает вокруг этого таинства, и это воздействует как на ее чувства, так и на психологическое и физическое здоровье ребенка.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анимус; Animus; Animus
  • Анима; Anima; Anima
  • Старец-мудрец/мудрая старуха; Wise old man/wise old woman; Alte Weise/Alter Weiser
  • Кора; Kora
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Логос; Logos
  • Михайлова Е.Л. Я у себодна, или Веретено Василисы
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Соцсети негативно влияют на психику молодых мам
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Притча «Линии и перекрестки любви»
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Личина»
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Георгий Сергацкий. Загадка женственности и природа женской сексуальности
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Притча «У счастья – простой облик»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Последствия приворота для мужчины, существуют ли они?
  • Приворот на женщину
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Елена Бутивщенко. Мужчина + Женщина = Бизнес
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Формы успокаивающего поведения с использованием шеи
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • 10 признаков умных людей
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Больные глаза»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Притча «Он и Она»
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Красивые женщины делают мужчин умнее?
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Женский и мужской мозг: различия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь