М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49346

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Такова защита против разрастания зла; однако это лишь односторонний взгляд на проблему. В соответствии с мифологическими нормами существует и фемининное правосудие и фемининный закон мести. Какими они показались бы нам с точки зрения закона и правосудия? Они были бы более личными и индивидуальными. Посмотрев на это, можно было бы сказать, что закон воплощает принцип Логоса; это фундаментальная идея, состоящая в том, что в семье и вообще в жизни должен присутствовать определенный порядок. Следует создать некие правила, и те, кто их не придерживается, должны быть наказаны. Таким образом, выражается протест против хаоса и типичная рациональная установка по отношению к жизни. Но существует и другой процесс мести и наказания, который я бы назвала мстительностью природы. Если на протяжении двадцати лет человек ест наспех, не удосужившись даже для этого присесть, естественно, он будет за это наказан проблемами, связанными с желудком. Это нельзя назвать законным наказанием; это природная реакция - неправильное поведение приводит к неудаче или к болезни.
Наказание и месть осуществляются не только людьми, но и процессами мести, существующими в природе. Иногда то же самое происходит и в области психологии: ложная установка, не обязательно безнравственная, но идущая вразрез с природными потребностями, тоже не остается безнаказанной, и тогда человек терпит неудачу, не нарушая никаких моральных законов. Это можно назвать наказанием природных сил или местью естественного хода вещей. В самых примитивных мифологиях существует аспект фемининных богинь природы, известных под именами Немезида - Воздаяние, Судьба, и Фемида - Справедливость. В иудаистской каббале закон справедливости также находится слева, то есть на фемининной стороне, от дерева Сефирот*. Поэтому, согласно иудаистскому символизму, справедливость является фемининным качеством, что кажется весьма странным.

* Сефирот - в каббале: древо жизни - схематическое построение мира. Прим. перев.

Природа иногда бывает груба, строга и жестоко мстительна. Тогда речь не идет ни о законе, ни о справедливости, а лишь о мести темного аспекта фемининной природной богини. Итальянский писатель эпохи Кватроченто, который назвал темную мать Фемидой, справедливостью, показывает нам, как природа исправляет маскулинный закон, используя присущую природе комплементарность. Женщины не склонны к долгим размышлениям в области закона и правосудия, а реагируют на то, что им не нравится, с некой угрозой, в каком-то смысле - как сама природа. (Делать такие утверждения весьма опасно, ибо любая женщина, используя свой Анимус, станет оправдывать все, что она делает, ссылаясь на мою книгу!) В Аниме также присутствует некая угроза, ибо Анима - это примитивная женщина. Женщинам и мужской Аниме в целом присуща характерная реакция на неприятные ситуации, связанная с проявлением открытой угрозы. Вместо того чтобы добраться до сути или хотя бы справедливо наказать, переполняющие их эмоции выражаются в виде угрозы. И нельзя сказать, что в любых обстоятельствах она оказывается несправедливой - иногда простая угроза становится единственно правильным ответом. Самка лисы, которая кусает детеныша, достигшего определенного возраста, ведет себя совершенно правильно. Тем самым она все ставит на свои места - именно так матери могут дать встряску своим детям, которые слишком за них цепляются; они становятся очень похожими на самок животных и рычат! В самой основе такого поведения лежит позитивный аспект мстительности природы, хотя со стороны оно кажется злым. Если женщина следует Дао и ведет себя в соответствии с внутренними нормами своего бытия, она может себе позволить выражение такой фемининной угрозы, и это никак не связано с одержимостью Анимусом. Животные, которые хотят, чтобы матери кормили их слишком долго, в отместку получают материнскую угрозу. Исполнение такой фемининной роли не признается нашей патриархальной цивилизацией, а потому мы считаем, что все должно быть «справедливо».
Я знакома с матерью восьмилетней девочки, очень живой и довольно приятной, которая всегда хотела, чтобы мать играла с ней. Во второй половине дня, когда мать свободна, она идет с дочкой гулять. Но вот в последний момент ребенку вдруг чего-то захотелось. Например, девочка была достаточно сообразительна, чтобы сказать, что она сделала свое задание по арифметике (которую она терпеть не могла) и хочет, чтобы мать его проверила. Если рассуждать разумно, мать должна помогать дочери делать уроки. Но в данном случае, с точки зрения фемининности, мать совершенно права, ибо со стороны ребенка это хорошо рассчитанная уловка с целью оставить мать дома. Разумеется, внешне отказ матери в такой просьбе выглядит очень плохо, ведь просьба ребенка кажется разумной и справедливой. В этом случае требуется определенная проницательность, чтобы признать, что, отказав в этой просьбе, мать поступает правильно. Возникает большой вопрос: должна ли она следовать глубинной мотивации и справедливо выражать угрозу, или же оставаться на поверхностном уровне, то есть вести себя нечестно? Женщины, обладающие слишком большим чувством долга, в таких случаях испытывают затруднения, ибо они склонны отказываться от своей инстинктивной реакции, полагая, что хорошая мать, воспитанная в христианстве, должна помогать ребенку делать уроки. Таким образом, с фемининной точки зрения, «должна» - это реакция Анимуса, из самых лучших побуждений - но все же Анимуса. Здоровая же реакция заключается в том, чтобы сказать «нет».
Видите, какой чрезвычайно деликатной является эта проблема, ибо можно взять все сказанное мной, чтобы оправдать идеи Анимуса, идущие вразрез с реальной инстинктивностью. Нужно быть очень глубокой и честной, чтобы понимать, что говорит бессознательное. Однако такая существующая в природе мстительность Фемиды приводит нас к весьма серьезной ситуации, к одной из величайших проблем современного мира, а именно - к проблеме, созданной благодаря громадному развитию медицины вследствие интеллектуального и технического развития цивилизации «белых» людей. В основном это происходит из-за доминирующего положения белой расы. Очень скоро мир будет безнадежно перенаселен; через пару сотен лет положение станет абсолютно безнадежным, однако ООН и другие организации продолжают улучшать санитарно-гигиенические условия в Индии и других странах Востока и тем самым способствовать перенаселению земли. Возможно, природа изобретет новый вирус - причем вирус, способный к фантастическим мутациям, - или вызовет у России, США или у какой-нибудь другой страны состояние такого раздражения, что она применит атомную бомбу, ибо каким-то образом население Земли следует уменьшить.
Все благотворительные организации в мире созданы из самых хороших побуждений, на основе Weltanschauung*, которое не принимает во внимание темную сторону Природы-Матери. Они основаны на христианских идеях. Но если игнорировать богиню, она снова проявится сама. Какое-то время природа и ее темная сторона находились в гармонии, но с ХП-ХШ веков и далее - это, например, можно увидеть в мифологии, в поэзии и в религиозных движениях - компенсация природы больше не присутствует в односторонней, светлой установке. С тех пор проявлялась пагубная приверженность установке, которая до сих считалась правильной. Не было никакого осознания того, что необходима дальнейшая эволюция, что требуются изменения в установке и осознание темной стороны. Вместо этого на всей территории Европы произошло ее общее ужесточение; то, что было здоровым, развилось в невротическую установку, и против ее бессознательной компенсации заработали защитные механизмы.

* Weltanschauung (нем.) - мировоззрение.

Предположим, ребенок, девочка, растет в холодном и бесчувственном окружении. В результате она становится крайне независимой, и активизируется ее Анимус - что совершенно правильно и является единственным решением, соответствующим обстановке, которая ее окружает. Но затем отношения с родителями слабеют, и ребенок покидает семью. Если она по-прежнему культивирует у себя независимость и остается неприступной в сфере Эроса, у нее может развиться невроз. Жесткую установку Анимуса, которая в прошлом использовалась в качестве защиты, ибо того требовала сама природа, теперь нужно смягчить.
Упорное проявление устаревшей установки создает безвыходную ситуацию. Весьма трагично, что психическая структура человека такова, что для поддержания сознательного начала ему необходимо проявлять упорство. Но именно это упорство порождает диссоциацию. В данном случае единственный выход заключается в принятии юнгианской установки: знать о сложностях и пытаться развивать больше гибкости и более открытую установку внутри свой собственной установки. Тогда человек может следовать собственным инстинктам, пока не получит ясную противоположную инструкцию из бессознательного, которая может указывать на то, что ему следует постепенно следовать в другом направлении. В данном случае сложность заключается в том, что такую гибкую установку можно перепутать с детским непостоянством. Оно представляет собой нечто наподобие инфантильной неспособности привыкать. Человек все меняет и мечется из стороны в сторону, что свидетельствует о его слабом эго-сознании и наличии у него установки «или-или», не позволяющей ему неуклонно следовать в нужном направлении. Для людей, которые ведут себя таким образом, мудрость юнгианской психологии - то есть балансирование между противоположностями - является сущим ядом, ибо она используется для оправдания недостаточной твердости характера и слабости сознания. Она становится попыткой оправдать инфантильную неспособность привыкать, ссылаясь на цитаты из Юнга и принцип противоположностей.
Во втором тысячелетии существования христианства в Европе коллективная сознательная установка оказалась слишком жесткой и негибкой в своем обесценивании фемининной богини, в особенности ее темной природной стороны. Именно поэтому для XX века были характерны протесты женщин против этого факта. Спящая красавица проснулась!



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анимус; Animus; Animus
  • Анима; Anima; Anima
  • Старец-мудрец/мудрая старуха; Wise old man/wise old woman; Alte Weise/Alter Weiser
  • Кора; Kora
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Логос; Logos
  • Михайлова Е.Л. Я у себодна, или Веретено Василисы
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Соцсети негативно влияют на психику молодых мам
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Притча «Линии и перекрестки любви»
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Личина»
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Георгий Сергацкий. Загадка женственности и природа женской сексуальности
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Притча «У счастья – простой облик»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Последствия приворота для мужчины, существуют ли они?
  • Приворот на женщину
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Елена Бутивщенко. Мужчина + Женщина = Бизнес
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Формы успокаивающего поведения с использованием шеи
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • 10 признаков умных людей
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Больные глаза»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Притча «Он и Она»
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Красивые женщины делают мужчин умнее?
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Женский и мужской мозг: различия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь