М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49309

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Старик слышал еще от своего деда, что многие королевичи пытались проникнуть сквозь колючею изгородь, но застревали в ней и погибали.
Однако юноша сказал: «Я этого не боюсь, я хочу пройти туда и увидеть красавицу-королевну». И как ни отговаривал его старик, королевич не внял его словам.
А тем временем минуло ровно сто лет, и наступил именно тот день, в который и надлежало Колючей Розе очнуться от своего долгого сна.
Когда юный королевич подошел к изгороди, то вместо острых шипов увидел множество больших прекрасных цветов, которые сами собой раздвинулись настолько, что он мог пройти сквозь эту изгородь невредимый, а позади него они опять сомкнулись непроницаемой стеной.
Во дворе замка он увидел лошадей и гончих охотничьих собак, которые спали крепким сном; на крыше сидели голуби, спрятав головки под крылышки, и тоже спали. А когда он вошел в замок, там спали мухи на стене, повар на кухне все еще протягивал во сне руку к мальчишке, которого собирался ухватить за волосы, и служанка сидела сонная перед той черной курицей, которую собиралась ощипать.
Он пошел дальше и увидел в зале придворных, спавших глубоким сном около короля и королевы. Пошел он дальше, и кругом было так тихо, что он мог слышать свое собственное дыхание.
Наконец он приблизился к старой башне и отворил дверь маленькой каморки, в которой спала красавица-королевна. И она показалась ему такой красивой, что он не мог оторвать от нее глаз, наклонился и поцеловал ее.
Чуть только уста его в поцелуе коснулись уст королевны, она раскрыла очи, проснулась и ласково взглянула на королевича.
И сошли они с верха башни вниз рука об руку - и что же? И король очнулся от сна, и королева, и все придворные их, и с изумлением взглянули друг на друга. Лошади во дворе вскочили на ноги и стали отряхиваться; собаки поднялись и стали махать хвостами; а голубки на крыше встрепенулись, оглянулись и полетели в поле. Поползли мухи по стенам; огонь в кухне вновь запылал и стал варить кушанье; жаркое зашкворчало на вертеле; и повар закатил поваренку здоровую оплеуху, так что тот заревел, а служанка ощипала-таки черную курицу.
Тогда-то и была отпразднована свадьба королевича с красавицей-королевной, и жили они долго и счастливо до самой кончины.
В аналогах этой сказки присутствуют некоторые вариации. Общий мотив всегда состоит в том, что приглашается определенное число старых колдуний, и одна всегда оказывается рассерженной, потому что ей не хватило золотой тарелки. Однако число колдуний может быть разным: иногда их семь-восемь, иногда две-три. Согласно сказке братьев Гримм были приглашены семь колдуний, а восьмой не хватило места. Но в тех же сказках братьев Гримм впоследствии говорится, что было приглашено шесть колдуний, а седьмой не хватило места. Здесь присутствует неопределенность, которая, следует заметить, помогает нам избежать поспешного построения твердых теорий. Некоторое число колдуний приглашают, а одну игнорируют, или, быть может, она остается в башне, и о ней просто забывают, или же просто во дворце не хватает золотых тарелок и графинов. И как любая женщина, она злится, а будучи колдуньей, приходит в ярость и заколдовывает ребенка. Как правило, она предрекает девочке смерть, но затем великодушная добрая волшебница смягчает ее заклятие. В одних версиях сказки смельчаки, которые пытаются проникнуть через изгородь колючих роз, умирают мученической смертью: шипы разрывают их в клочья. В других версиях сказки они попадают в плен колючей изгороди - и засыпают, т. е. происходит нечто похожее на заражение сном. В третьих версиях сказки появляется королевич (или принц), который хочет освободить прекрасную девушку, и тогда изгородь из шипов становится изгородью из роз, которая открывается перед ним и закрывается сразу как только он входит. Согласно типичной германской версии, ему просто посчастливилось прийти именно в тот день, когда прошло ровно сто лет, поэтому здесь нет никакой его заслуги. Согласно другим версиям, он вступает в героическую борьбу, и тогда чары спадают, и все снова просыпаются - повар дает затрещину поваренку, и весь королевский двор возвращается к жизни. Принц и принцесса играют свадьбу, и всю оставшуюся жизнь живут в мире и счастье.
Для сказки это довольно быстрое решение. Обычно прежде нужно преодолеть разные препятствия и сложности. В русской, французской и каталонской версиях королевич подходит к Спящей красавице и овладевает ею, не разбудив ее. Затем у нее рождается двое детей, и ей приходится искать их отца. В другом варианте французской сказки принц освобождает Спящую красавицу, но не рассказывает об этом в сбоем королевстве, и там не знают, что он женился и у него родился ребенок. Только после того, как умирает его отец, он возвращается домой вместе со своей невестой, а его мать пытается погубить и ее, и ребенка. Это типичный мотив волшебной сказки о злой теще [мачехе - В.М.], которая пытается погубить мать и дитя. Затем их спасает повар или охотник, и когда злая теща наказана, принц и принцесса снова обретают свое счастье.
Вероятно, такие вариации были написаны под влиянием ощущения того, что изначальная сказка слишком бесхитростна, что все могло быть не так просто. Перебраться через колючую изгородь из розовых кустов не кажется особо геройским поступком. Это говорит о том, как волшебные сказки могут смешиваться с различными архетипическими мотивами. Интересно видеть, как они сочетаются в разные времена в разных странах. Какая-то версия может быть больше сосредоточена именно на спасении принцессы. Но если вы их исследуете, то увидите, что все версии достаточно значимы. Всегда присутствует некая важная нить, проходящая через них, ибо человеческая фантазия движется по правильному пути. Если человек следует своим спонтанным фантазиям, он не может заблудиться, пока не вмешается сознание. Такие люди являются настолько бессознательными, что правильные мотивы у них соединяются инстинктивно.
Первый мотив состоит в чудесном рождении, которое часто присуще сказочному герою или героине. Оно говорит о том, что главная героиня сказки вступает в мир не обычным путем, а благодаря мистерии или чуду, окружающему ее рождение.
Это ставит перед нами весьма абстрактную и деликатную проблему, связанную с тем, как нам следует интерпретировать сказочного героя или героиню. Что они воплощают? Это особая и очевидная проблема в интерпретации мифологического материала, на которой спотыкаются даже известные юнгианские психологи: следует ли считать, что главный герой (или героиня) символизирует Эго, или нет? Мы склонны считать, что главный сказочный герой - это Эго, а прекрасная женщина - его Анима и т. д. Это не интерпретация, а пришпиливание юнгианских понятий к мифическим образам. Однако возникает искушение назвать сказочного героя «Эго». Этот персонаж как бы порождает у нас соблазн реализовать такую идею. Это связано с обманчивой (trickster) природой бессознательного. Иногда сновидения тоже имеют вкрадчивый тон, побуждающий человека чувствовать: он знает, что они значат, а затем он «слепнет». Аналитик, который проинтерпретировал тысячи сновидений других людей, не может интерпретировать свой собственный сон. Когда это происходит, я не удивляюсь, ибо знаю, что в своих сновидениях я не могу интерпретировать самые простые факты. Меня спрашивают: «А что вы скажете, если это был сон пациента?» В сновидении пациента такие факты должны быть видны сразу. Существует некая глубокая чувственная реакция, которая просто вас не отпускает. Если вы проснулись и вам кажется, что вы понимаете значение вашего сна, значит, вы идете по ложному пути - вы попались в ловушку бога-трикстера. Бессознательное любит так поступать, в особенности с неудобными Теневыми аспектами. Нам бы не приснился этот конкретный сон, если бы мы умели так легко понять его значение.
Например, замужняя женщина позволила себе совершенно безобидный флирт с женатым мужчиной. Флирт не имел никаких последствий, однако она почувствовала, что он мог зайти дальше обычного разговора. Поскольку она очень хорошо относилась к жене этого мужчины, то прекратила с ним общаться и оставила его в покое. Она об этом забыла, и все кануло в небытие. Затем возникла огромная творческая проблема. Сновидения показывали, что ей нужно какое-то творческое самовыражение. Все вращалось вокруг одного и того же, поэтому она сделала шаг, решив что-то написать, - что ей следовало сделать намного раньше, - и поинтересоваться, что скажет ее бессознательное. Ей приснилось, что та пара развелась и что теперь она может что-то предпринять, чтобы выйти замуж за мужчину, с которым флиртовала. Теперь вдруг выяснилось то, чего она избегала на самом деле. Она думала, что ее бессознательное «сморщит носик» из-за того, что она проявляет к мужчине сексуальный интерес. Она очень расстроилась и даже не хотела рассказывать сон. Она считала его смысл совершенно ясным. Однако сон означал совершенно иное, а именно - развод Анимуса и Тени.
Если женщина предпочитает оставаться бессознательной, то в ее бессознательном будет присутствовать негативная пара, и ее соседи станут прекрасным «крючком» для проекции этой пары. Скрытая внутренняя игра этой Теневой тенденции и ее умственных операций была прекращена, и теперь женщина собирается замуж за этого мужчину. То есть она собирается сознательно вступить в контакт со своим духовным аспектом и частью своей психики. В алхимической символике фемининная фигура часто выходит замуж за мужчину «не того типа», и чтобы разделить эту пару, нужно совершить героические поступки. Герой должен победить ее партнера и отнять ее у недостойного мужчины. Именно такая динамика лежит в основе этого неприятного занятия. Почему бессознательное подняло эту тему? Совершенно очевидно, что если женщина не осознает свою творческую энергию, она причинит ей вред - излишество вредит. Если вы не используете свое либидо, то будете смертельно скучать, и вам придется заняться какой-нибудь чепухой. Ничего путного не выйдет, но либидо всегда найдет для своего выражения какую-то иную форму.
Флирт женщины с мужчиной уже был выражением творческого либидо, излишней энергии, не нашедшей своего выхода ни в браке и воспитании детей, ни в виде творческого самовыражения. Женщина осознала, что этот флирт был ненужным, но опять же, энергия не находила себе выхода - ни в виде причинения вреда, ни в виде творческого выражения, - именно поэтому данная тема появилась в сновидении. Первый симптом состоял в том, что излишек энергии стал изливаться из брачной структуры. Сновидение зафиксировало тот момент, где все остановилось. Но когда женщина проснулась, она осознанно вникла в этот сон и почувствовала, что он ужасен и отвратителен. Моя первая мысль была точно такой же - насколько это объективно? Однако она не подавила свое желание продолжить этот флирт. Вам следует внимательно посмотреть на пациента и увидеть, сохраняется ли еще эмоциональность, - именно то, что вам не удастся сделать по отношению к себе. Рассказывая о чем-то, невозможно увидеть, насколько вы эмоциональны. Тогда я спросила себя: каков мотив ее желания развода? У меня в голове были все эти архетипические и алхимические мотивы, которые следует знать и которые лежат в основе архаических процессов. Затем я сопоставила сон с реальной ситуацией. Что случилось в день перед тем, как она в своих мыслях попыталась выйти замуж? Ее Эго соединилось с некими духовными и психическими импульсами, однако ему следовало несколько отстраниться от Тени.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Бог, который забывает грехи»
  • Притча «Маленькая Душа и Солнце»
  • Якушева Валерия Геннадьевна. Сказка, Как львы стали смелыми.
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Девушка-осень»
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Примаков Юрий Витальевич. Сказка про Лягушку-царевну «НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА»
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Притча «Вода»
  • Редактор. Марфушины Сказки
  • Соколов Дмитрий. Основные подходы к психологическому анализу сказок
  • Притча «Они всегда должны быть рядом»
  • Притча «Принцесса и сердце»
  • Притча «Сердце женщины»
  • Притча «Кусочек счастья»
  • Притча «Самое главное»
  • Притча «Сны»
  • Притча «Сказка о Половинке Сердца»
  • Основные подходы к психологическому анализу сказок. Единство устройства психики с древними народами.
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Снежинка - волшебная сказка
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Притча «Не более, чем ты...»
  • Притча «История одной ссоры»
  • Притча «Давай поссоримся»
  • Романенко Надежда Ивановна. Сказка как Кенгуреныш стал самостоятельным.
  • Притча «Бессмыслица»
  • Шекера Лариса Владимировна. Сказка «Стрекоза и Улитка» автор Шекера Лариса Владимировна
  • Притча «Дзэн рассказчика историй»
  • Притча «Рассказчик историй»
  • Притча «Я не узнал тебя»
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Рисунок»
  • Притча «Мышепоклонничество»
  • Голубева Валентина Петровна. Легенда о сотворении Богом воспитательницы
  • Иванова Марина Сергеевна. Сказки для адаптации
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Детские сказки
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Чёрное и Белое»
  • Притча «Сказка про Прекрасную Принцессу и ее Единственную Любовь»
  • Притча «Маленькая душа и солнце»
  • Притча «Притча про честь»
  • Притча «За что боролись, на то и ...»
  • Романенко Нина Алексеевна. Волшебные сказки о цветах
  • Притча «Опыт Души»
  • Притча «Линии и перекрестки любви»
  • Притча «О Боге»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Притча «Быть мамой»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь