Самость; Self; Selbst

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь аналитической психологии | Просмотров: 2703



     Самость (Self; Selbst) — архетип целостности — наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого; регулирующий центр психического.
     Самость как объединяющий принцип в области человеческой психики занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида.
     «Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным. Другими словами, оно включает в себя как переживабельное, так и непереживабельное (или еще не пережитое). Эти качества присущи, в равной мере, многим другим научным понятиям, оказывающимся более именами, нежели идеями. В той степени, в какой психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных содержаний, оказывается постулятивной, она представляет трансцендентальное понятие, поскольку оно предполагает существование бессознательных факторов на эмпирической основе и, таким образом, характеризует некое бытие, которое может быть описано лишь частично, так как другая часть остается (в любое данное время) неузнанной и беспредельной» (ПТ, пар. 788).
     «Самость не только центр, но также и вся окружность, которая включает в себя как сознательное, так и бессознательное; она является центром этой всеобщности, точно так же как эго является центром сознания» (CW 12, par. 44; ПА, пар. 44).
     «Подобно тому как сознательные и бессознательные явления дают о себе знать практически, при встрече с ними самость как психическая целостность также имеет сознательный и бессознательный аспекты. Эмпирически самость проявляется в сновидениях, мифах, сказках, являя персонажи «сверхординарной личности» (см. эго), такие как король, герой, пророк, спаситель и т. д., или же в форме целостного символа— круга, квадрата, креста, квадратуры круга (quadrature circuli) и т. д.      Когда самость репрезентирует complexio oppositorum, единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и янь, или враждующих братьев, или героя и его противника (соперника) (заклятого врага, дракона), Фауста и Мефистофеля и т. д.
Поэтому эмпирически самость представлена как игра света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены. Так как такое понятие непредставимо — третьего не дано, — то самость оказывается трансцендентальной и в этом смысле. Рассуждая логически, здесь мы имели бы дело с пустой спекуляцией, если бы не то обстоятельство, что самость обозначает символы единства, которые оказываются обнаруживаемы эмпирически» (ПТ, пар. 789).
     Переживание Самости характеризуется нуминозностью религиозного откровения. В этом смысле Юнг полагал, что нет существенной разности между Самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве.
     «С интеллектуальной точки зрения самость — не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую, ибо она превосходит возможности нашего постижения, как явствует уже из ее определения. С таким же успехом ее можно назвать «богом в нас». Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым образом зарождаются в этой точке, и все высшие и последние цели, кажется, сходятся на ней. Этот парадокс неустраним, как всегда, когда мы пытаемся охарактеризовать что-то такое, что превосходит возможности нашего разума» (ПБ, с. 312).
     В разнообразной современной литературе по аналитической психологии очень часто встречается написание термина с заглавной буквы. Юнговское представление о Самости значительно отличается от того, как это понятие используется в другой психоаналитической литературе. Эта разница зависит прежде всего от понимания архетипов: юнговская концептуализация Самости видит ее укорененной в трансличностном измерении. Отсюда и частое написание слова с заглавной буквы. Но существует и клинический аспект самости, часто более тесно связанный с областью эго сознания; в работах клинического характера термин «самость» часто пишут с маленькой буквы. Таким образом, заглавная буква появляется в тех случаях, когда автор текста хочет выделить трансличностную, архетипическую основу Самости.
Из книги Зеленского В. Словарь аналитической психологии



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Эго; Ego; Ich
  • Герой; Hero; Held
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Мораль; Morality; Moral
  • Кларк М. Эго и Самость: их определение и различие
  • Эго; ego
  • Интеграция; Integration
  • Нуминозный; Numinous
  • Сам, самость, селф; self
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Имаго; Imago
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Кватерность, или четверица; Quaternily; Qualernilat
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Финальный; Final
  • Ориентирование; Orientation; Orientierung
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Душа; Soul; Seele
  • Инфляция; Inflation
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Дух; Spirit; Geist
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Сизигия; Syzygy; Syzygie
  • Интериоризация
  • Объективная психика; Objective Psyche; Objektiv Psyche
  • Психоид; Psychoid
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Зло; Evil; Bose
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Кора; Kora
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Энергия; Energy; Energie
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Либидо; Libido
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Подчиненная функция; Inferior function; Minder-wertige Funktion
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Медитация; Meditation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь