|
М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49344
Автор: М.-Л. фон Франц.
Название: Фемининность в волшебных сказках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Женщина, которой приснился хамелеоноподобный платок, имела свободную профессию и очень гордилась собой в том смысле, что она «вместе с тем» могла иметь ребенка, то есть не уходя с работы. Она гордилась своим хорошим здоровьем и своей разнообразной деятельностью и была очень энергичным человеком, однако, с моей точки зрения, на самом деле у нее не было этого «внутреннего прядения» для младенца. Вследствие своего негативного материнского комплекса она не осознавала, что ей следует спрясть ткань вокруг ребенка из своих фантазий и чувственных ожиданий. Следовательно, ей приснился сон, сообщивший о том, что ей следует иметь правильную психологическую установку.
Каждый, кто шил, занимался вязанием или вышиванием, знает, какое успокаивающее воздействие оказывает это занятие, ибо вы можете пребывать в спокойствии и лени, и вместе с тем в процессе работы в вашей голове крутятся мысли. Вы можете расслабиться и продолжать фантазировать, а затем встать и сказать, что вы что-то сделали! Вместе с тем эта работа требует спокойствия, и это становится серьезным испытанием для темперамента Анимуса. Лишь те женщины, которые занимались такой работой, имеют полное представление обо всех бедах, которые могут случиться: например, потерять «смену круга», когда осталось довязать совсем чуть-чуть! Это занятие очень способствует самообразованию и укрепляет фемининную природу. Женщинам крайне важно заниматься такой работой, не отказываясь от нее в суете современности. Но ее могут запрещать, как любую психологическую деятельность. Я как-то была знакома с одним художником, который запрещал своей жене шить. Он объяснил это тем, что женщины шили в таком отчаянии, вкладывая всю свою грусть и разочарование в свое шитье, - и в этом есть своя правда, ибо иногда женщины шьют как сумасшедшие. В этом существует двойной аспект. У этого мужчины была такая мать, и он ощутил на себе эту негативную сторону, и потому запрещал шить своей жене, несмотря на то, что она была совсем не похожа на его мать. Если к шитью, вязанию или прядению относятся негативно, можно догадаться, что женщина строит планы, что она плетет нити какой-нибудь интриги. Мысли об исполнении желаний вплетаются в злую паутину ведьмы. Если мифологический контекст сновидения или сказки служит позитивной основой для соединения этой деятельности с сознательной жизнью женского персонажа, он создает нужную атмосферу, типичную для женщины внутреннюю активность. Задача женщины - создать определенную [психологическую] атмосферу, ибо в основном именно она отвечает за обстановку в доме, за невидимый чувственный тон и за фантазии, которые у нее есть в отношении ее семьи. Если этот чувственный тон оказывается правильным, она может укреплять свою правильную установку и [психологическую] адаптацию в своей семье. Если жена доверяет своему мужу и детям, не переоценивая их, такая атмосфера способствует развитию, которое побуждает семью жить, сохраняя такое доверие. Создание доверительных отношений в семье и ожиданий, соответствующих таким отношениям, является одной из основных задач материнской установки, с которой будут согласны остальные члены семьи. Ничего не может быть хуже для ребенка, чем ощущение недоверия, ибо затем он начинает чувствовать себя страдальцем. С другой стороны, есть женщины, которые воображают, что все их дети станут либо Иисусами Христами, либо благословенными Девами Мариями, что серьезно разрушает личность ребенка. У матери должна вертеться в голове совершенно правильная фантазия, в которой нет ни переоценки ребенка, ни его недооценки; если она держит ее у себя в голове и в сердце, то тогда все пойдет как следует. Такие вещи было трудно игнорировать. Мы много слышим о педагогике, избавлении от комплексов и приучении ребенка к горшку начиная с двух лет и т. д., - словно все заключается только во внешних нормах. Мы склонны не замечать, что следует обращать внимание именно на фантазии и чувственную жизнь матери, а не только на морковный сок в бутылочках! Как правило, женщины очень хорошо это понимают и осознают, что если ребенок огорчен, значит, чем-то расстроена мать. Было выявлено, что когда младенец находится еще в утробе матери может случиться нечто, препятствующее его нормальному развитию. Тайные фантазии матери имеют прямое отношение к созданию жизни. Естественно, это относится и к Аниме отца, запущенный Эрос которого может также погубить ребенка, так что отец, находясь на один шаг позади, сталкивается с той же проблемой. В культуре Индии существуют строгие матриархальные тенденции. Там ребенок считается возродившейся душой, а нити, хамелеоноподобная одежда, являются кармой поколений. Можно было бы сказать, что мы, жители Запада, в большей степени признаем себя индивидуальностями. Но мы тоже представляем себе цепь поколений или нить, проходящую через семью. Индусы, которые верят в перевоплощение душ, сказали бы, что все они были частью одной великой Божественной ткани. Все нити снова и снова возвращаются к своему исходному положению, вечная нить появляется и исчезает - люди уходят и возвращаются, и всегда через них проходит такая нить. Они заявляют, что могут посчитать число звеньев в цепи их перевоплощений. Трудно сказать, построена ли эта теория на наблюдении или на объяснении; однако именно таким образом они интерпретируют тот же самый факт - повторяющиеся паттерны. Хорошо известно, каким образом бессознательные фантазии отца влияют на детей, в особенности на дочерей. Было отмечено, что мужчина, не справившийся с проблемой своей Анимы, перекладывает свои фантазии на дочерей, ожидая от них, что они проживут жизнь, которую не удалось прожить ему. Или же он хочет от дочери удовлетворения своих инцестуальных желаний и таким образом нарушает ее естественное развитие. Вследствие материнского комплекса один мужчина женился очень поздно, а затем превратил свою жену в мать. Достигнув примерно пятидесятилетнего возраста, он стал проявлять сильное беспокойство и у него появилось множество сексуальных фантазий в отношении женщин, хотя, будучи «безупречным джентльменом», он не допускал их до осознания. У него постоянно повторялся ночной кошмар, в котором он видел свою дочь, которая стояла на улице под фонарем и, как проститутка, поджидала мужчин. Вся проблема его Эроса спроецировалась на его дочерей. Одна из них сбежала из семьи, вела бесприютную жизнь, заболела и умерла. Спустя некоторое время вторая дочь повторила судьбу первой, а третья стала очень чопорной и жеманной. У всех были нерешенные проблемы в личной жизни, явно имеющие свои истоки в прядении и переплетении отцовской Анимы, которые никогда не проявлялись. Он оставил их следующему поколению, и его дочери унаследовали их от него. В деятельности прядения, которая сама по себе является фемининной, присутствует фаллическое веретено. Именно оно проникает, движется вперед-назад, и вокруг него все вращается. В платоновском «Тимее» говорится, что Космос вращается как веретено вокруг оси в утробе богини Немезиды*. В нашей сказке веретено служит в качестве усыпляющего шипа или иглы, которыми ведьмы или колдуны колют людей, чтобы они потеряли сознание. Во многих фольклорных историях содержится мотив применения усыпляющей иглы, которой колдун колет в голову, в глаз за ухом или даже в палец, чтобы человек уснул или сразу потерял сознание. Острота - это колкость, язвительное замечание (в немецком языке eine Pointe** - это «колкость»). Такое замечание обычно служит выражением агрессивности женщины и Анимы. Как правило, женщины не ругаются и не хлопают дверью, а вставляют тонкие, вежливые, колкие замечания - именно такая язвительная фраза ведьмы, сказанная мягким, тихим голосом, попадает другому человеку в самое уязвимое место. * См. примечание 1 в конце главы. - Прим. перев. ** Острота, колкость, соль (анекдота) (нем.) - Прим. перев. Как правило, говорят о природном уме женщины в позитивном смысле этого слова. Будучи тесно связан с природой, ум женщины обладает преимуществом смотреть на мир реально. Моя родная бабушка, к примеру, всякий раз, когда ее детей захлестывала подростковая романтика, говорила: «Дети, идите и застелите свои постели!», тем самым возвращая их обратно в реальность. Или же существует известный роман Анатоля Франса об одном святом, который на лодке отправился к северным островам и увидел, как ему показалось, толпу людей, которая вышла ему навстречу: все они были празднично одеты. Он никогда такого не видел и окрестил их всех сразу, но, к сожалению, это оказались пингвины! После их смерти перед Небесами встала проблема, ибо, будучи крещеными, они имели право попасть в рай, но, с другой стороны, животных в рай не пускали. Что было делать? Собрались Отец, Сын и Святой Дух, но вопрос оказался таким сложным, что им пришлось опросить всех церковных сановников и святых. Разгорелась нешуточная теоретическая дискуссия на тему: дает ли крещение пингвину бессмертную душу. Они старались найти ясное и аргументированное решение проблемы. Но поскольку они не пришли к единому мнению, то позвали на помощь Святую Екатерину, которая, недолго думая, сказала: «Хорошо, дайте им душу, только небольшую»*. Для женщины с ее природным умом в этом не было никакой проблемы - пингвины были «меньшими братьями» человека, а значит, и душа у них должна быть меньше. Она остроумно и практично решила проблему! С другой стороны, негативный аспект природного ума может пагубно повлиять на проблемы людей. Такое злоупотребление природным умом - общее явление у женщин, и в нашей сказке произошло то же самое - негативная фантазия Матери-Природы уколола девушку и уложила ее спать [на сто лет]. * См. примечание 2 в конце главы. ПРИМЕЧАНИЕ 1. О МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ ПЛАТОНА В данном случае ссылка на «Тимея» Платона и богиню Немезиду является не совсем точной. Фрагмент текста «Тимея» выглядит так: При этом, если бы телу Вселенной надлежало стать простой плоскостью без глубины, было бы достаточно одного среднего члена для сопряжения его самому с крайними. Однако оно должно было стать трехмерным, а трехмерные предметы никогда не сопрягаются через один средний член, но всегда через два. Поэтому бог поместил между огнем и землей воду и воздух, после чего установил между ними возможно более точные соотношения, дабы воздух относился к воде, как огонь к воздуху, и вода относилась к земле, как воздух к воде. Так он сопряг их, построив из них небо, видимое и осязаемое. На таких основаниях и из таких составных частей числом четыре родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции, и благодаря этому в нем возникла дружба, так что разрушить его самотождественность не может никто, кроме лишь того, кто сам его сплотил. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|