М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49311

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В этой известной трагедии, производящей очень сильное впечатление, показано амбивалентное отношение богов коллективного бессознательного к более человечным персонификациям. Похоже, эта проблема сохранилась и по сей день. Эрскин* в своей книге «Венера - одинокая богиня» тоже обсуждает эту тему. Венера - это мать богини, которая ведет себя, слепо руководствуясь своими пристрастиями и эмоциями, без лишних раздумий, поэтому окончательно запутывается, а затем признается в том, что ее цель - стать земной женщиной. Точно такая же тенденция, присущая религиозным системам поздней Римской Империи, имела место в христианстве. Она произошла от иудейско-христианской традиции вследствие фигуры амбивалентного Бога Отца, который произвел на свет Сына, но не мифологически божественного сына, а человека, жившего в исторической реальности. Поэтому воплощение Отца в Сыне стало огромным коллективным религиозным переживанием.

* Джон Эрскин (John Erskine) (1879-1951) - американский писатель, поэт и эссеист, автор романов об Елене Троянской, Ланселоте и Галахаде, Адаме и Лилит («Частная жизнь Елены из Трои», «Венера - одинокая богиня» и др.) - Прим. перев.

Точно такую же тенденцию можно увидеть в развитии образа античной богини-матери, которая хочет воплотиться в смертной дочери, но это стремление остается тщетным. Такого воплощения нигде и никогда не происходило до конца, за исключением одного случая (Деметра-Кора). Культ матери-богини застыл в своем развитии и был вытеснен, а затем появился вновь как культ Девы Марии, однако с огромными психическими пустотами и предосторожностями, не допускающими распространения его темного аспекта. Ее культ был снова разрешен, но лишь в той мере, в которой получил одобрение Отцов Церкви, и если она оказывала нужное воздействие. Темный аспект античной богини-матери до сих пор не появился в нашей цивилизации, и это обстоятельство должно ставить у нас в голове знаки вопроса, ибо, естественно, [в нашей психике] что-то отсутствует.
Изучая образы античной богини-матери, не любившей свое человеческое воплощение, мы видим, что этот конфликт можно охарактеризовать следующим образом: богиня-мать воплощает абсолютно нерефлексивную фемининность. Она просто воплощает элементы эмоциональных женских реакций. Если ее муж вступал в любовную связь с другой женщиной, она устраивала ему ужасные сцены (как, например, Гера). Мы, женщины, должны допустить, что без сознания, затормаживающего эмоции, мы поступили бы точно так же, ибо это - фундаментальная реакция. Богиня-мать всегда вела себя именно так. Но вместе с тем она проявляла милосердие; все бедные, жалкие и несчастные находили приют у нее на коленях и получали любовь и заботу. Изначальное неуемное милосердие было типичным для богини-матери. Сексуальное поведение, как в случае Баубо, было абсолютно естественным. Сама богиня-мать была великой проституткой, которая отдавалась первому встречному мужчине. Она была воплощением безмерного плодородия и великодушия, инстинктивного милосердия, безграничной ревности и тщеславия и т. д.
Для всех этих богинь характерна общая реакция, которая есть у каждой женщины, ибо такая богиня воплощает часть ее природной эмоциональной и инстинктивной структуры. Если сопоставить дочерей-богинь с богинями-матерями, существующими в греческой мифологии, то дочери оказываются идентичными матерям (точно так же как Сын идентичен Отцу). Хотя обычно они чуть более человечны - то есть способны, как, например, Психея, к самопожертвованию, - и не только под воздействием импульса; способны выполнить задание и не проявлять милосердия к попрошайке в подземном мире и воздерживаться от того, чтобы помогать умирающим и бедным. А это значит, что они являются более рефлексивными, ограниченными и земными, более формальными и менее примитивными и хаотичными в своих реакциях, зато более человечными и постоянными.
Эта прогрессивная тенденция в паттерне фемининной жизни появляется в коллективном бессознательном и в усилиях создать новую форму фемининности женщины, а также новую модель Эроса у мужчины - более уравновешенную установку. С точки зрения процесса цивилизации мужчины в нашем обществе опережают женщин. Похоже, что в южной Индии гуманизация женщины и Эроса происходит раньше, чем на западе. Там женщины гордятся своей фемининностью, и существует более дифференцированная установка в отношении Эроса. Для Запада характерна вязкость, вульгарность и неразборчивость на уровне Эроса, наряду с более высокой дифференциацией Логоса, чем на востоке.
В нашей сказке у короля с королевой не было детей, но лягушка сказала королеве: «Твое желание будет исполнено: не пройдет и года, как у тебя родится дочка». Зачастую перед рождением героя или героини существует такой период бесплодия, а потом происходит чудесное рождение ребенка. С точки зрения психологии это значит следующее: мы знаем, что перед тем как бессознательное станет чрезвычайно активным, существует тенденция, связанная с его длительной и полно* пассивностью. Например, для творческой личности такое состояние является нормальным: перед новым периодом творческой деятельности или прорывом научной идеи, как правило, какой-то период времени люди проводят в апатии, депрессии и ожидании; жизнь лишилась своей новизны. Если в это время они проходят анализ, видно, что в этот период у них в бессознательном аккумулируется энергия.
Мне вспоминается время, когда я в связи с этим чувствовала отчаяние. Тогда мне приснилось, что я смотрела на большую железнодорожную станцию, где происходит маневрирование поездов и образуются новые составы. Сновидение показало, что в бессознательном осуществляется саморегуляция энергии; происходила реорганизация энергии и инстинктивных паттернов. Перед тем как происходит взрыв психотического материала, тоже наступает такой период времени, когда все кажется банальным. Но затем следует приступ психоза. Скопившееся в бессознательном либидо прорывается в виде психотического взрыва.
Следовательно, такие бесплодные периоды означают, что в бессознательном зреет нечто особенное. В сказке это предсказывает лягушка. Лягушка сидит в бассейне королевы - вне всякого сомнения, фрейдистам есть что сказать на этот счет! В фольклоре лягушка считается довольно бесстыдным существом. В древние времена ее использовали для того, чтобы обладать любовным очарованием; тогда надевали амулеты определенной формы, изготовленные из ее костей. Оказывается, в самом начале многих предписаний говорилось о плодовитости, сексуальности и бисексуальной любви. В этом смысле можно считать, что королеву оплодотворил как бы мужской член. Но если почитать фольклор, можно увидеть, что при родах и в избавлении от бесплодия женщинам помогает именно материнское животное. Во многих странах говорят, что весеннее кваканье лягушек похоже на крики нерожденных детей, а значит, это кричит душа, которая пока еще не воплотилась в ребенка.
В особенности в раннем детстве новая тенденция, впервые вступающая в жизнь, на какое-то время оказывается преувеличенной. Затем, с течением времени, она формирует часть общего функционирования. Например, некоторые дети какое-то время могут играть только с игрушечной собачкой или с поездом. У них бывают такие периоды, когда они полностью поглощены какой-то одной вещью, а затем вдруг перескакивают на что-то новое. Такое поведение поражает нас какой-то одержимостью. Всегда возникает какое-то новое сумасшествие. У мальчика оно может проявляться в желании драться или лазить на деревья, однако оно свидетельствует о пробуждении нового элемента сознания, которое несколько нарушает общее равновесие. Пробуждение сексуальности является одной из самых сильных стадий. Как правило, в таком возрасте сексуальность резко повышается [подскакивает], что приводит к диссоциации личности, пока она снова не опускается до своего обычного уровня.
Следовательно, комплексы не находятся в гармонии с человеком. Они могут вступать между собой в конфликт и даже выталкивать прочь другие инстинктивные побуждения. Если забыть про бога, это значит, что одни аспекты коллективного сознания настолько вышли на передний план, что другие его аспекты значительно игнорируются. Такая печальная судьба была уготована в нашей цивилизации и архетипу богини-матери.
Что касается развития западной цивилизации, возможно, западному менталитету на протяжении какого-то периода времени приходилось игнорировать богиню-мать, чтобы полностью сосредоточиться на развитии маскулинности. Но игнорированные психические структуры вели себя так же, как оставленные без внимания органы тела, - если вы будете нерегулярно есть, у вас начнутся проблемы с желудком. Наши физические органы требуют к себе определенного внимания; мы не можем себе позволить игнорировать их потребности вследствие своей односторонности. То же самое относится к психическим органам или структурам. Если мы игнорируем некие жизнеспособные центры психики, это приведет к заболеванию всей системы. Подобно тому как проблемы с желудком могут привести к полной потере здоровья, один-единственный плохо функционирующий комплекс дезорганизует деятельность всей психики. Поэтому возникает невроз или что-то более серьезное, и тогда следует узнать, что именно было игнорировано и с тех пор «заколдовало» всю личность. Это очень оптимистичная интерпретация, ибо косвенно она говорит о том, что если всегда вести себя правильно и приносить жертвы всем богам, то с нами ничего не случится и мы будем психологически здоровы. Однако в разных вариациях сказок такая интерпретация не находит полного подтверждения - в некоторых из них [злая] крестная мать появляется просто потому, что она любит причинять зло. Иногда невротический срыв соответствует именно такой сказке. Было бы неправильно сказать, что он оказался вызван чувством вины. Иногда он происходит вследствие одностороннего поведения, но вместе с тем следует иметь в виду, что природа может быть недостаточно спонтанна. Не всегда беду создают люди, иногда это делают и боги. Самой природе присуща неполноценность, неполнота и дисгармония.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Бог, который забывает грехи»
  • Притча «Маленькая Душа и Солнце»
  • Якушева Валерия Геннадьевна. Сказка, Как львы стали смелыми.
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Девушка-осень»
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Примаков Юрий Витальевич. Сказка про Лягушку-царевну «НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА»
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Притча «Вода»
  • Редактор. Марфушины Сказки
  • Соколов Дмитрий. Основные подходы к психологическому анализу сказок
  • Притча «Они всегда должны быть рядом»
  • Притча «Принцесса и сердце»
  • Притча «Сердце женщины»
  • Притча «Кусочек счастья»
  • Притча «Самое главное»
  • Притча «Сны»
  • Притча «Сказка о Половинке Сердца»
  • Основные подходы к психологическому анализу сказок. Единство устройства психики с древними народами.
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Снежинка - волшебная сказка
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Притча «Не более, чем ты...»
  • Притча «История одной ссоры»
  • Притча «Давай поссоримся»
  • Романенко Надежда Ивановна. Сказка как Кенгуреныш стал самостоятельным.
  • Притча «Бессмыслица»
  • Шекера Лариса Владимировна. Сказка «Стрекоза и Улитка» автор Шекера Лариса Владимировна
  • Притча «Дзэн рассказчика историй»
  • Притча «Рассказчик историй»
  • Притча «Я не узнал тебя»
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Рисунок»
  • Притча «Мышепоклонничество»
  • Голубева Валентина Петровна. Легенда о сотворении Богом воспитательницы
  • Иванова Марина Сергеевна. Сказки для адаптации
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Детские сказки
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Чёрное и Белое»
  • Притча «Сказка про Прекрасную Принцессу и ее Единственную Любовь»
  • Притча «Маленькая душа и солнце»
  • Притча «Притча про честь»
  • Притча «За что боролись, на то и ...»
  • Романенко Нина Алексеевна. Волшебные сказки о цветах
  • Притча «Опыт Души»
  • Притча «Линии и перекрестки любви»
  • Притча «О Боге»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Притча «Быть мамой»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь