|
Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37563
Автор: Батаршев А. В.
Название: Диагностика способности к общению. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Немотивированной, так же как и нецеленаправленной деятельности просто не существует. На это обратил внимание Б. Ф. Ломов: «Мотивы и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, которых! организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся в ходе деятельности» [38, с. 205-206]. При этом в качестве «образующих» деятельности выделяются следующие элементы: мотив, цель, планирование дея-
18 ■ Г/им г. Психологии обцемия «Муж купил эту машину незадолго до CDOCII кончины, сказала она тихо. — После сто смерти я ни разу на ней не ездила... Вы понимаете толк в хороших вещах, и я хочу подарить нам эту машину». «Да что вы. тетя, - запротестовал я. - Вы чересчур добры. Я пеню, конечно. вашу щедрость, по вряд ли могу воспользовапктя ею. Ведь я даже не родия вам. У меня есть новая машина, а у вас много родных, которым хотелось бы иметь этот «паккард». «Родные! - воскликнула она. - Да, у меня есть родные, которые голь- ко и ждут, когда я умру, чтобы получить эту машину. По она им не достанется». «Если вы не хотите подарить им ее. вы очень легко можете продать ее торговцу подержанными автомобилями», - сказал я. е- нм - веяею деятельность будет направлена на достижение данной цели. Ведущими мотивами п этой деятельности могут быть, например, иозиа- пательиые интересы к определенным видам сельскохозяйственной продукции и склонность к предприимчивости. Вектор «мотив-цель» для бизнесмена являекя ведущим регулятором его деятельности, определяющим строение и динамику псех составляющих этой деятельности. В этом движении составляющих деятельности разливаются способности бизнесмена. ею интересы, морально-волевые качества. 11а данном этапе своей деятельности предприниматель осуществляет поиск и выбор бизнес* идеи. Таким образом, можно дать такое определение деятельности как одной из сфер социализации личности: Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Ведущими мотивами учебной деятельности, например для учащихся профессиональных учебных заведений, да и большинства школь- иикон, становятся мотивы учения, мотивы труда, т. е. направленность обучаемых на различные стороны учебной деятельности. Если активность школьника или учащегося профессионального учебногоза- ведення направлена на работу с объектом (математическим, биологическим, лингвистическим и т. п.), то можно говорить о разлого рода познавательных мотивах (ориентация обучаемых на овладение новыми знаниями, на усвоение способов добывания знаний, интерес к способам саморегуляции учебной работы, мотивы самообразования и т. д.). Если активность обучаемых направлена на отношения с другими людьми, то речь идет о различных социальных мотивах (стремление получить знания, чтобы быть полезным стране, обществу: желание выполнить свой доли желание хорошо подготовиться к вы Психологичссия структура обвдии* ■ 21 бранной профессии; стремление занять определенную позицию, место н отношениях с окружающими, получить одобрение, завоевать у них авторитет и т. п.). Очевидно, при рассмот|Нчши вопросов, связанных с социальными аспектами формирования личности школьников и учащихся профессиональных учебных заведений, следует иметь в виду именно социальные мотивы |40|. Другой сферой социализации личности является самосознание. Самосознание или. иначе. «Я-концепция» — это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким образом, самосознание — это образ себя и отношение к себе. 06|Х13 собственного «Я» включает в себя три основных компонента.: 1) когнитивный (познавательный) знание себя (своих психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости п т. п.); 2) эмоциональный оценка себя, самооценка (самоуважение, самолюбие. себялюбие, самоуничижение и т. п.); 3) поведенческий (оценочно-солевой) - отношение к себе (стремление повысил» самооценку, завоевать уважение и т. и.). Все эти три компонента действуют одновременно и взаимосвязанно. обусловливая целостное представление о «Я-образск В качестве составляющих *Я-о6рша* выступают: и реальное /» — представление индивида о себе и настоящее щк-мя; ■ идеальное рмируются новые связи и взаимоотношения между людьми. В отечественной психологии принята идея единства и деятельности. Это отражено в разработке принципа связи и органического единства общения с деятельность*) (Г. М. Андреева, Б. I'. Ананьев, А. А. Бо- далев. А. Н. Леонтьев, В. Ф. Ломов. В. Н. Мясищев и др.). Рассмотрим каждую сторону категории общения, памятуя о том, что все они действуют взаимосвязанно, одномоментно, взаимообусловливая друг друга. И вместе с тем все три стороны общения включены в процесс социализации личности. Коммуникативная сторона общения Особенности коммуникативной стороны общения Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т. с. знаков. Коммуникатор (передающий информацию) сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации дру- гими людьми (реципиентами). Передается информация коммуникатором средствами вербальной или невербальной информации. Реципиент (принимающий информацию) для осмысленного восприятия информации декодирует ее. Для того чтобы обеспечить возможность партнерам по переговорам понимать друг друга, должна быть выработана единая система значений знаковых систем, разработан тезаурус понятий, позволяющий индивидам по общению правильно ориентироваться в определенной области знаний. В процессе общения коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент — коммуникатором. Так организуется диалоговое общение. Казалось бы — заманчиво весь процесс человеческой коммуникации описать в терминах теории информации. Однако, как отмечает Г. М. Андреева [7, с. 84-86], такой подход нельзя назвать корректным, гак как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуникации. Эти характеристики сводятся к следующему. 1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности. 2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. 3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи «все должны изъясняться на одном языке». Но даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся. 4. В условиях человеческой коммуникации периодически возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого явля ются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т. д.). Ранее говорилось о том, что любая информация передается посредством знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную информацию. Последняя делится еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему. Следует еще раз подчеркнуть — речь становится универсальным средством общения при условии включения ее в систему деятельности, которая, в свою очередь, предполагает употребление одновременно других, неречевых знаковых систем. Вербальная коммуникация В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык. Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика — это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Синтаксис - это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, — это язык .в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления. Действительно, в мышлений речь проявляется в форме внутреннего прогова- ривания слов про себя. Мышление и речь не отделимы друг от друга. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей. Речь выполняет две основные функции — сигнификативную и коммуникативную. 24 я Глш г. Педология обоими» ГИМН людьми (рсцнииентами). Передастся информация коммуникатором средствами вербальной или невербальной информации. Реципиент (принимающий информацию) для осмысленного восприятия информации декодирует ее. Для того чтобы обеспечить возможность партнерам по переговорам понимать друг друга, должна быть выработана единая система значений знаковых систем, разработан тезаурус понятий, позволяющий индивидам по общению правильно ориенти|юваться в определенной области знаний. В процессе общения коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом. реципиент — коммуникатором. Так организуется диалоговое общение. Казалось бы — заманчиво весь процесс человеческой коммуникации описать в терминах теории информации. Однако, как отмечает Г. М. Андреева |7, с. такой подход нельзя назвать корректным, гак как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуникации. Эти характеристики сводятся к следующему. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|