Умнее ли мы наших предков? Как когнитивные способности меняются со временем

Ученые проанализировали шахматные партии за 130 лет и определили, в каком возрасте умственные показатели человека достигают пика и какая разница в когнитивной продуктивности разных поколений.

когнитивная продуктивность

Существующие работы в области когнитивной психологии измеряют различные параметры мыслительных способностей. Результаты исследований показали, что производительность в задачах, которые в первую очередь связаны со скоростью, памятью, визуализацией при обработке информации (т.н. подвижный интеллект), с возрастом снижаются, в то время как производительность в задачах, основанных на опыте и накопленных знания (т.н. кристаллизованный интеллект) увеличиваются до 50 лет и старше. Исследования также подчеркивают роль постолянной практики, тренирующей когнитивные способности и не дающей им угасать.

Основная трудность измерения когнитивных способностей и их динамики с течением времени связана с построением надежного показателя, который сопоставим для разных эпох и разных людей на протяжении жизни. Меняются технологии, меняются человеческая деятельность и факторы окружающей среды. Поэтому трудно найти некий постоянный и надежный показатель когнитивной эффективности, который можно сравнить у людей разных возрастов и разных поколений.

Универсальным показателем интеллекта считается всем известный коэффициент IQ. Его вычисляют на основе IQ-теста, проверяющего успешность выполнения различных когнитивных задач. Согласно исследованиям, в течение последних ста лет средний показатель IQ растет — хоть это и не обязательно означает, что люди становятся мудрее. Частично на IQ влияет школьное образование. Но в подростковом возрасте IQ сильно колеблется.

IQ-тест — достаточно противоречивый инструмент, поскольку определяет только определенные навыки, редко связанные с повседневной жизнью. Кроме того, эти опросы часто проводятся один раз, поэтому на их основании сложно узнать, как когнитивные показатели развиваются с возрастом.

Чтобы исследовать интеллект разных поколений независимо от IQ-теста, ученые во главе с Энтони Штриттматтером (Anthony Strittmatter) из Политехнического института Парижа применили другой подход: «В нашей эмпирической модели мы используем данные профессиональных шахматных игр, весьма показательные для умственной деятельности», — поясняет коллега Штриттматтера Уве Зундерн (Uwe Sundern) из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана.

Шахматы — логическая игра, правила которой не меняются веками. Поэтому успешность в ней может объективно свидетельстовать о когнитивном потенциале разных поколений.

  • У шахмат есть несколько функций, которые делают их идеальными для измерения когнитивных возрастных показателей и их долгосрочной динамики.
  • Шахматы неоднократно уже использовались в психологии и нейробиологии как парадигмальная когнитивная задача, сочетающая процессы, связанные с восприятием, памятью и решением проблем.
  • Шахматы имеют сложную нейронную основу автоматизированных процессов, связанных с определением конфигурации фигур и их соотношений на доске, в которых задействованы различные области мозга.
  • Успешность в шахматах и других когнитивно сложных задачах связана не только с более высокими врожденными когнитивными способностями, но также с тренировками и накоплением опыта.
  • Шахматные данные позволяют с максимальной точностью измерять индивидуальные результаты на уровне отдельных ходов во время игры.

Ученые собрали информацию обо всех шахматных турнирах за 125 лет. В целом они проанализировали более 1,6 миллиона ходов и более 24000 партий за период с 1890 по 2014 годы. Чтобы определить умственные показатели игроков объективно, ученые сравнили каждый ход человека-игрока с ходом, который определил компьютер как аиболее удачный. На основании этого ученые могли определить когнитивные показатели каждого отдельного игрока в течение общего времени его активности.

Оказалось, что с 20 лет когнитивные показатели подопытных шахматистов существенно растут, примерно в 35 останавливаются, а с 45 начинают идти на убыль.

Но для людей старшего возраста данные нужно интерпретировать осторожно, говорит Зундерн: «Проблема заключается в том, что профессиональные шахматисты с определенного возраста прекращают выступать на турнирах».

когнитивная продуктивность меняется с возрастом
Когнитивные способности в течение жизненного цикла индивидуума. Индивидуальная продуктивность резко возрастает с 20-летнего возраста, а затем достигает плато с пиком около 35 лет и устойчивым снижением в более старшем возрасте.

Учитывая такой селективный эффект, исследование смогло учесть данные только тех игроков, которые гипотетически находятся в лучшей форме. «Вероятно, если бы мы имели меньшую селекцию, то есть если бы игроки выступали на протяжении всей жизни, кривая когнитивной производительности проходила бы резче», — сказал Зунден.

Кроме индивидуальных изменений ученые проанализировали когнитивные показатели людей, рожденных в разные годы — то есть задались вопросом, умнее ли современные люди, чем их предшественники. Оказалось: лица, родившиеся позже, в среднем играют лучше. «У родившихся позже профиль успешности в целом выглядел лучше и в юном возрасте у них активнее росли когнитивные показатели».

Показатели неуклонно росли в течение всего двадцатого века, но данные также показывают резкое повышение в 1990-е годы. Это совпадает с временем когда новые информационные технологии и наличие мощных и доступных шахматных движков на домашних компьютерах сделали шахматные знания широко доступными и резко изменили возможности подготовки игроков.

успешность игры в шахматы за 125 лет
Изменения показателей за последние 125 лет. Средняя результативность существенно выше для поколений, рожденных позднее.

Но почему современные 30-летние играют в шахматы лучше, чем их ровесники 100 лет назад? «Наши результаты дают основания предполагать, что определяющими для умственного развития являются общие условия, при которых люди растут. В частности речь идет о развитии технологий», — поясняет Зундерн. Особенно заметный эффект наблюдается в 90-х гг. ХХ в., когда для населения стали доступны профессиональные шахматные компьютеры. Это позволило молодым игрокам накапливать много опыта.

Стали ли люди умнее в течение последних 125 лет, на основании проанализированных данных сказать с уверенностью не удастся, отмечают ученые. Однако мы ясно видим, что технические возможности и усиленное тренировки позволили разработать лучшие когнитивные показатели.

Исследование опубликовано в PNAS в октябре 2020 года.

Life cycle patterns of cognitive performance over the long run

25.11.2020

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

Просмотров: 375
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Когнитивные предубеждения: почему мы делаем поспешные выводы?
  • Когнитивные искажения: 7 ловушек сознания
  • Время года влияет на остроту ума. Сезонная пластичность когнитивных способностей.
  • Григорий Чаусовский. Психотренажер для снижения биологического возраста человека
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Секреты мужской привлекательности: ученые доказали, что женщины любят ушами
  • О вреде ТВ для ребенка. Как сидение перед телевизором ухудшает интеллект детей
  • Ученые опровергли «эффект свидетеля» (эффект Дженовезе)
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Ласло Бок. Рекрутинг персонала: что делать, чтобы рекрутировать лучше
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Ольга Маховская. Типичный американский родитель — вечно улыбающийся сангвиник-оптимист. Лучшее из систем воспитания разных стран
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология повышения эффективности образно-символической визуализации для прикладных задач психонейроиммунологии
  • Людмила Богуш. Технология четырех «П» для управления временем
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Гормон кортизол: его функции, польза и вред для организма
  • Наталья Зуева. Чем определить успех и как его достигнуть?
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Что означает улыбка? Различные виды улыбок
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Ученые сомневаются в надежности IQ-тестов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь