|
Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37557
Автор: Батаршев А. В.
Название: Диагностика способности к общению. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. В диалоговом общении сходятся два понятия, две точки зрения, два равноценных голоса. Большая заслуга Василия Александровича Сухомлинского, как отмечает Л. А. Петровская, заключается в разработке концепции диалогового общения, в котором заложено рациональное зерно социально-психо- логического тренинга [55, с. 77-83]. Диалоговое общение, в понимании В. А. Сухомлинского, предполагает равенство позиций воспитанника и воспитателя (ученика и учителя). Равенство этих позиций выражается в признании активной роли ученика, воспитанника в учебно-воспитательном процессе, при котором деятельности ученика и учителя равноправны, равнозначны, а познание мира происхо-
14 ■ Глма 1. Психология способностей ста Л. В. Суворова. Наполеона и других показал, что с точки зрения многообразия и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, жестких условий, в которых протекает умственная работа полководца, на первый план выдвигаются высшие формы практической деятельности. В этой деятельности ум полководца и его волевые качества должны быть соответствующим образом сбалансированы: «Когда говорят, что какой-либо военачальник имеет выдающийся ум, но лишен таких волевых качеств, как решительность или мормъносмужество, то это значит, что ум у него не тот. который нужен полководцу. Подлинный ум полкоооди/л не может быть у человека безвольного, робкого и слабохарактерного» [67, с. 233). Как важна эта практическая сторона в деятельности руководителя, менеджера, показывает следующий пример, приведенный М. Вуд- коком и Д. Френсисом в книге «Раскрепощенный менеджер» [18. с. 169-170): «Однажды, выполняя задание, мы консультировали руководителя пы- сокого ранга, который жаловался на то, что ему не хватает удовлетворения от его работы, и на чувстмо неспособности к работе. Окружающие сообщили нам. что этою человека считают слабаком. В процессе консультировании стало ясно, что он плохо себя чувствовал в возникшей ситуации и стремился скрыть от себя собственное чувство, а также избежать контактов с окружающими. Постепенно все факты и его чувства были изучены, и мы обнаружили, что этот руководитель имел ясное представление о том, что необходимо делать. Однако ему не хватало способности смело и ясно настаивал, на том, чтобы подчиненные выполняли свои задачи. Его требования были слабыми, з указания туманными. Низкая влиятельность вызывала в нем постоянное ощущение несоответствия своему месту, что подрывало сю дух и чувство собственной ценности». Иногда говорят о лидерской одаренности, понимая под этим проявление социальной одаренности, связанное с активным взаимодействием. взаимопониманием людей в совместной деятельности. Такой лидерской одаренностью и должны обладать деловые люди. Предпринимательская деятельность функциональна. Иногда она происходит у менеджера в жестких временных рамках, когда нет времени продумать во всех деталях план намеченных действий. В этом случае успех зависит от практического склада ума менеджера, от способности видеть и прогнозировать предстоящее развитие событий, от способности разумно рисковать, действовать интуитивно. Глава 2 Психология общения Психологическая структура общения Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными процессами (ощущение. восприятие, представление, воображение, память, речь, внимание. мышление). В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, подставлениями. идеями, установками, интересами, чувствами и др. Результат общения — складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. 11с просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. В диалоговом общении сходятся два понятия, две точки зрения, два равноценных голоса. Большая заслуга Василия Александровича Сухомл и некого, как отмечает Л. А. Петровская, заключается в разработке концепции диалогового общения, в котором заложено рациональное зерно социально-пснхо- логнческого тренинга [55, с. 77-83|. Дшио/овое общение, в понимании В. А. Сухомлинского, предполагает равенство позиций воспитанника и воспитателя (ученика и учителя). Равенство этих позиций выражается в признании активной роли ученика, воспитанника в учебно-воспитательном процессе, при котором деятельности ученика и учителя равноправны, равнозначны, а познание мира нроисхо- дит через самосознание личности ученика, через его самопознание, самовыражение, самовоспитание. Важнейшим понятием, используемым при описании индивидуальной деятельности и диалогового общения, является мотив (точнее, «мотив-цель»). Когда рассматривается даже простой вариант общения между двумя индивидами, неизбежно обнаруживается, что каждый из них, вступая в общение, имеет свой мотив. Как правило, мотивы общающихся не совпадают. Точно так же не совпадают и их цели. Мотивы и цели в общении могут как сближаться, так и существенно расходиться. Пример. Встречаются учитель и родители ученика. Мотив учителя — информировать родителей о нерадении в учении воспитанника в целях оказания воздействия на него с помощью родителей. Но эти мотив и цель могут быть родителями неправильно поняты или поняты совершенно превратно. Так, в отдельных случаях родители могут воспринять информацию учителя как предвзятое отношение к их ребенку, преследование за незначительные проступки, выставление заниженных оценок и т. п. Адекватно этому будет и поведение родителей по отношению к учителю и своему ребенку. Кстати, об отношении к проблеме оценки. Оценка знаний, по мнению В. А. Сухомлинского, — нужное и в то же время очень тонкое и опасное оружие. В умении пользоваться оценкой выражается педагогическое мастерство учителя. Задачей проверки знаний, умений и навыков является укрепление оптимистического отношения к жизни, ученического труда. Как известно, в Павлышевской школе, директором которой был В. А. Сухомлинский, младшим школьникам двоек не ставили. Они просто были исключены из арсенала балльных оценок школьника. «Двойка, — говорил В. А. Сухомлинский, — самый тонкий инструмент, к которому можно прибегать в исключительных случаях. Наш принцип не ставить двойки и не ловить ребенка на незнании направлен на возбуждение интереса школьника к знаниям. Если оценка перестает играть воспитательную роль, при которой ребенок стремился бы знать, то школа перестает быть светочем знания, учение превращается для ребенка в бремя и каторгу, учитель — в злого надзирателя, дневник — в клеймо позора, отец и мать — в палачей, наказывающих за лень и нерадивость». В последнее время большую популярность в воздействии на личность в процессе общения приобрел Дейл Карнеги. Широко известны его книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе, выступая публично» и др. Его книги неоднократно переиздавались во многих странах мира. Популярность Д. Карнеги возросла настолько, что стали появляться издания с вариациями авторов на такие темы: «Как подцепить девчонку», «Как заарканить парня», «Как управлять своим шефом» и т. п. Однако Д. Карнеги не скатывается к развлекательности, а ставит в своих книгах проблемные вопросы, дает рекомендации по вопросам общения и эффективного воздействия на людей. Далее приводится один из примеров диалогового общения из его книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» [27, с. 126-127]. Я хочу рассказать вам... историю о том, как деловые люди, занимавшиеся на моих курсах, применяли преподанные им принципы с исключительными результатами. Возьмем для начала случай с одним коннектикутским юристом, который, щадя чувства своих родственников, предпочитает, чтобы его имя не упоминалось. Назовем его мистером Р. Вскоре после поступления на курсы он поехал с женой на автомобиле в Лонг-Айленд проведать ее родных. Она оставила его поболтать со своей старой теткой, а сама побежала навестить кое-кого из молодых родственников. Поскольку ему предстояло выступать на занятиях с сообщением о применении им на практике принципа признания достоинств других людей, он решил начать с этой старушки и стал осматривать дом, стараясь увидеть что-либо такое, чем мог бы искренне восхищаться. «Этот дом был построен примерно в 1890 году, не так ли?» — спросил он. «Да, — ответила она, — именно тогда он и был построен». «Он напоминает мне дом, где я родился, — сказал он. — Прекрасный дом. Хороших пропорций. Просторный. Теперь такие дома уже не строят». «Вы правы, — согласилась с ним старая дама. — В наше время молодые не ценят красивых домов. Все, что им надо, — это получить маленькую квартирку с холодильником, а затем они укатывают куда-нибудь на своих автомобилях». «Это сказочный дом, — продолжала она голосом, дрожащим от нежных воспоминаний. — Он строился с любовью. Мы с мужем мечтали о нем много лет, прежде чем построили. У нас не было архитектора. Мы планировали его сами». Затем она повела гостя по дому, и он выразил искренний восторг перед всеми прекрасными сокровищами, которые она приобрела во время своих путешествий и берегла всю жизнь: шалями из города Пейсли, старинным английским чайным сервизом, веджвудским фарфором, французскими кроватями и стульями, итальянскими картинами и шелковыми драпировками, в свое время висевшими в каком-то французском замке. «После того как она показала мне дом, — рассказывает Р., — она повела меня в гараж. Там был подвешен на блоках автомобиль марки «паккард» — почти новый». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|